По мнению застройщиков, Закон, регулирующий строительную отрасль, сведет их контакты с чиновниками к минимуму.
Лев Парцхаладзе уверен, что Закон себя оправдает. Фото: пресс-служба УСА
Законодательство, по которому работала строительная отрасль Украины, уже давно требовало обновления. Ведь, по сути, все нормы и правила, которые действовали в Украине, были приняты еще в советское время. И только в этом году был разработан и принят Закон Украины «О градостроительной деятельности». Его как застройщики, так и чиновники уже успели назвать революционным.
В чем же заключается новизна Закона и какие изменения произойдут, когда он полноценно заработает (ведь еще идет работа над разработкой подзаконных актов), ИАП «Столичная недвижимость» расспросил у одного из главных инициаторов этого Закона председателя совета директоров Конфедерации строителей Украины и Украинской строительной ассоциации Льва Парцхаладзе.
Именно эксперты Конфедерации строителей Украины разрабатывали основные положения Закона, а сейчас совместно с профильным министерством выписывают соответствующие подзаконные акты.
Чиновникам на местах Закон невыгоден
Какие изменения в строительной отрасли предусматривает Закон «О градостроительной деятельности»?
Этим законом существенно уменьшается зарегулированность отрасли и упрощается разрешительная система. Например, если раньше процесс получения ордера на подготовительные работы занимал 2 месяца, то теперь это 1 день. Процесс ввода в эксплуатацию также ранее длился несколько месяцев, теперь – 11 дней. Получение ордера на строительные работы уменьшилось с 175 до 50 дней. Это все, что касается объектов 1-3 категорий (объекты, в которых одновременно находится до 300 человек, и переменно – до 500 – ИАП «Столичная недвижимость»). Тем более, что раньше те или иные сроки могли растягиваться на годы. Ведь чиновник мог положить под сукно документ и сколько угодно не выдавать решение или свое заключение по нему. Если не было дополнительных «аргументов» в карман чиновника, то вопрос не решался. Сейчас же действует принцип молчаливого согласия: если нет ответа, это автоматически означает положительный ответ.
В Законе появился термин «зонинг». О чем речь?
Ранее владелец земельного участка, или тот, кто хотел его получить, сначала оформлял землю на себя, а уже потом думал, что на ней строить. Теперь же городские власти сами разделят весь город по зонам и четко пропишут, что и как должно строиться в каждой зоне, на каждом земельном участке, какие параметры должны быть у объекта, какие ограничения. Таким образом, развитие города прорисовывается на 20-25 лет вперед с ограничениями, с целевым назначением, плотностью застройки, этажностью. А изменения в зонинг могут вноситься не чаще одного раза в 5 лет. Когда этот принцип будет действовать, тогда злоупотребления и коррупция сведутся к нулю. Ведь сейчас, по сути, от чиновника зависит дать вам разрешение на строительство 9-и этажного дома или 30-и этажного.
Учитывая это, не было ли сопротивления со стороны местных чиновников относительно принятия Закона?
Очевидно, что чиновникам на местном уровне этот Закон абсолютно невыгоден. Ибо он фактически лишает их права принимать решения самовольно. Например, по Киеву, за три с половиной последних года были внесены 1500 изменений в генплан! Представьте себе, если в Конституцию Украины внести столько же изменений за такой же срок. Генплан в данном случае можно сравнить с конституцией, а зонинг с законом.
Себестоимость строительства уменьшится на 10-20%
На сколько, в таком случае, снизится уровень коррупции в строительной отрасли?
На 90%! Это связано с тем, что в несколько раз сокращается количество разрешительных процедур в строительстве благодаря зонингу, ведь застройщик перед началом строительства получает только один документ, в котором четко указано, что и каким образом он имеет право строить на том или ином участке со всеми ограничениями. Кроме этого, благодаря Закону контакт застройщиков и чиновников сведется к минимуму.
А как насчет цен?
Себестоимость строительства уменьшится на 10-20%. Давать прогнозы относительно снижения цен на жилье я не берусь, потому что сейчас, к сожалению, цены на недвижимость к себестоимости строительства не имеют никакого отношения. Многое будет зависеть от увеличения спроса, от государственных программ строительства социального и доступного жилья и ряда других факторов.
Если, как Вы говорите, этот Закон и принцип зонинга невыгоден чиновникам на местах, а вырисовывать зоны должны именно они, не затянется ли этот процесс на долгое время?
Такие опасения у нас, действительно, есть. Если над подзаконными актами мы работали с профильным министерством – и у нас есть большой прогресс, то вопрос зонинга, генпланов и нормативных актов на местном уровне входит в компетенцию местных советов, которые на данный момент не спешат этим заниматься. Поэтому, я считаю, нужно ввести жесткую ответственность для глав администраций и главных архитекторов, если через год с момента принятия положения о зонинге (а это произойдет в течение месяца) города не будут расписаны по этому принципу.
Закон нужен застройщикам, государству и населению
Насколько Закон принят в том виде, в котором его хотели видеть застройщики?
Где-то на 90%. Там есть моменты, которые не идеальны. Но мы относимся к этому также с пониманием, поскольку это эволюционный процесс: невозможно сразу поменять все сознание чиновников. Мы и так многого добились этим Законом.
Будет ли польза от действия Закона простым людям, не застройщикам?
Я не буду отрицать, что этот Закон выгоден застройщикам, но вместе с этим он выгоден всем – в первую очередь, украинскому государству и населению.
Знаете, за последнее годы слово «застройщик» стало чуть ли не ругательным. Но если вдуматься, то застройщики строят не для себя, а для людей. И чем легче застройщику будут строить, тем быстрее и больше объектов получат конечные потребители.
Если мы упрощаем процесс получения разрешительных документов и всех согласований, мы резко увеличиваем объемы строительства и привлекаем инвестиции, а это, в свою очередь, рабочие места. Также это может повлиять на снижение цен на недвижимость.
Когда полноценно будет работать этот Закон, ведь, несмотря на то, что он принят еще в феврале, пока не готовы и не утверждены все подзаконные акты, которые бы позволяли полную его реализацию?
Вы правы. Закон – рамочный: в нем прописаны основные принципы градостроительной деятельности. Сделать Закон более гибким позволяют ссылочные нормы на подзаконно-правовые акты, в которые при необходимости очень мобильно можно вносить изменения через постановления Кабмина.
Сейчас нормативно-правовые акты разрабатывает специально созданная рабочая группа – их общее количество – 27.
Мы немного недовольны темпами, как соглашаются и обсуждаются эти нормативные акты, но работа все же идет и уже вступили в силу четыре положения. Чтобы эта работа была окончательно завершена, нужно, думаю, около месяца. Конфедерация строителей Украины максимально стремиться поддержать Кабмин в подготовке подзаконных актов. К этой работе надо подходить очень внимательно, чтобы не пропустить ни малейшей поправки, даже минимальной редакции, ведь такие нюансы могут в итоге существенно изменить философию всего Закона.
Захар Федорак, ИАП «Столичная недвижимость»
- 2900 переглядів