О буднях и планах «Киевпроекта» — из первых уст
Не так давно старейшая проектная организация страны — «Киевпроект» — отметила свое 65- летие. О рецептах «выживания» в нынешних условиях и перспективах работы института корреспонденту «СТОличной недвижимости» рассказал председатель правления ОАО «Киевпроект» Игорь Гордеев.
«ПРИОРИТЕТЫ ГОРОДА – ЭТО И НАШИ ПРИОРИТЕТЫ…»
– Свой юбилей «Киевпроект» встретил в статусе акционерного общества. Кому сейчас принадлежит контрольный пакет акций вашего института?
– Вопрос принадлежности акций, в принципе, конфиденциальный. Точными сведениями об акционерах и их пакетах располагает только независимый регистратор. По данным, которыми мы располагаем, 30% наших акций принадлежат городу, а остальные — акционерам-физическим лицам. Много акций находится на руках у бывших и нынешних работников нашего института. Но поскольку «Киевпроект» является акционерным обществом открытого типа, то акции все время в движении, и сегодня контрольного пакета ни у кого нет.
– А что дало институту акционирование? Как оно повлияло на вашу работу?
– Вообще-то мы стремились к тому, чтобы стать полноправными хозяевами данного здания и самого института – это повысило нашу заинтересованность в результатах работы, да и ответственность тоже. Теперь вся прибыль остается в наших руках, и мы ею распоряжаемся по собственному усмотрению. Я считаю, что это уже большой плюс.
– Специалисты вашего института занимаются проектированием разных объектов – жилых домов, общественных зданий, транспортной инфраструктуры…
– Вы правы, мы - многопрофильная проектная организация и именно этим отличаемся от всех остальных. Кроме того, мы владеем всей информацией о городе: от генерального плана, до его инженерной, транспортной инфраструктуры. В «Киевпроекте» сохранился колоссальный архив всего, что мы напроектировали за 65 лет, такого нет ни у кого. Без ложной скромности скажу - мы знаем, как должна развиваться столица, и без нас не обойтись ни заказчикам, ни Главархитектуре.
– Какое же из направлений вашей работы вы считаете приоритетным?
– Мы работаем на город. Потому приоритеты города являются также нашими приоритетами. Город сегодня активно строит жилье. Следовательно, и мы прежде всего уделяем внимание именно жилищному строительству, его развитию. Если раньше примерно 80 процентов жилья строилось по типовым проектам, то сегодня положение иное: 20% — типовые дома, а 80% — возведены по индивидуальным проектам. Причем практически каждый дом отличается от других по набору квартир, их площади… Все зависит от пожеланий жильцов и инвесторов. Конечно, в такой ситуации тем, кто проектирует, работать труднее, зато интереснее. Хотя, как Вы понимаете, требования к уровню профессионализма архитекторов теперь на порядок выше, чем раньше…
– Как, по-вашему, предусмотренное в новом Генеральном плане развития столицы увеличение нормы жилплощади на каждого киевлянина – реальная задача?
– Думаю, вполне, и эта задача уже решается. Жилье, которое сегодня проектируется и строится – это квартиры по 100-150 кв. м, где живут семьи из 3 - 4 человек. Таким образом, сегодня мы практически пришли к европейской норме – 35-40 кв. м на каждого человека. В Генплане же мы поставили перед собой достаточно скромную задачу с 18 «квадратов» прийти к двадцати семи. И это более чем реально…
– Но позвольте, купить квартиру площадью в полторы сотни квадратных метров могут себе позволить далеко не все…
– Для тех, кто не может купить просторные апартаменты, сегодня строятся и довольно скромные квартиры. Программу строительства муниципального жилья для социально незащищенных категорий граждан еще никто не отменил. Правда, чего греха таить, она весьма ограничена — всего 100 тысяч кв. м… Однако сейчас городские власти пытаются реализовать данную программу по схеме 50/50, когда половину стоимости жилья оплачивает город, а оставшуюся часть – сами жильцы.
– Специалистам вашего института довелось в свое время реализовывать и «сталинский», а потом «хрущевский», «горбачевский» генпланы, сейчас вот пришла очередь нынешнего… А чем, собственно говоря, они различаются между собой?
– Мы не только реализовывали, но и были авторами всех четырех послевоенных генпланов. Все они были разными, и каждый в отдельности выполнял свои задачи. Первый был направлен на восстановление Киева. Второй предусматривал массовую застройку Киева так называемыми хрущевками, которые сейчас все ругают. Тем не менее, тогда это дало возможность обеспечить крышей над головой многих киевлян. В предпоследнем генплане, утвержденном в 1986 году, основной акцент делался на регулировании количества населения города, чтоб не допустить неконтролируемой миграции в столицу жителей «глубинки». Ведь быстрый прирост населения требовал строительства нового жилья, новых капиталовложений. А вот в нынешнем генплане все наоборот - мы готовы строить, мы хотим, чтоб киевлян было больше, но, к сожалению, этого не происходит…
«МЫ ОТПУСКАЕМ СВОИХ АРХИТЕКТОРОВ «НА ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБА…»
– Сегодня среди архитекторов модно создавать собственные творческие мастерские. Много ли ваших специалистов ушло из института за последние годы?
– Когда-то, при социализме, в «Киевпроекте» работало две с половиной тысячи человек. Тогда еще не было персональных мастерских, потому в разгар экономического кризиса 90-х годов многие ушли либо на пенсию, либо в другие структуры. Сейчас у нас работает тысяча триста специалистов, и до сих пор «Киевпроект» остается самой большой проектной организацией в стране. Причем в последние годы численность наших сотрудников не сокращается, а и растет. Мы охотно берем на работу молодежь, примерно по сто человек в год, чтобы «омолодить» коллектив… Да, не секрет, что некоторые сотрудники все же уходят. Практически все частные творческие мастерские, которые существуют сегодня, созданы бывшими архитекторами «Киевпроекта». Мы сами отпускаем их на «вольные хлеба»…
– Вы согласны с теми, кто утверждает, что, мол, уходят лучшие?
– Не согласен. Все-таки лучшие постройки – это творения «Киевпроекта». И потом, все зависит от того, как оценивать что лучшее, а что худшее. Вот Бабушкин, например, наш. Он лучший или худший? Президент Союза Архитекторов Шпара – наш. И вообще, какую фамилию ни возьми, это все, как говорится, наши люди. А определить, лучшие ли они, согласитесь, довольно проблематично. Уходят в основном те, кто пытается самореализоваться, найти себя в рыночных условиях. Те же, кто остается, защищены социально, им не надо ни о чем думать…
– А вот тот же Сергей Бабушкин говорит, что молодым архитекторам сегодня негде набираться опыта после окончания вуза…
– Никому из молодых мы не отказываем. Бабушкин, может быть, в целом и прав, но только не в отношении «Киевпроекта». Другие организации – да. Не секрет, что большинство проектных институтов практически потеряли свои кадры и живут главным образом за счет того, что сдают свои помещения в аренду.
– Но ведь и «Киевпроект» сдает…
– Мы сдали в аренду не более 10% наших площадей. И то лишь потому, что они пустовали. Кому мы сдали помещения в аренду, банку «Киев»? Так мы с ним работаем, и нам удобно, что он находится под боком. Или, например, столовая была одна, стала другая – «Домашняя кухня» называется. Но ведь, по сути, ничего не изменилось... Да, мы сдаем еще комнаты в аренду частным мастерским, а по просьбе горадминистрации приютили Киевгосэкспертизу. Но опять же, это удобно для нас…
«У НАС СТОЛЬКО РАБОТЫ, ЧТО НЕ ЗНАЕМ, КОМУ ОТДАТЬ ЗАКАЗЫ…»
– Какие проекты из последних, реализованных «Киевпроектом», Вы бы выделили в первую очередь?
– Дело в том, что в архитектуре, как и в любом другом виде искусства, критерии оценки проектов относительны: то, что одного приводит в восторг, другому может не понравиться. Поэтому я назову лишь самые «резонансные» объекты, которые сделаны нами. Начну, пожалуй, с Майдана Незалежности, генеральным проектировщиком которого выступил «Киевпроект». Бессарабка – также наш проект, хотя некоторые газеты приписывают эту работу другим. Видимо, некоторые частные мастерские таким вот сомнительным способом хотят поднять свой рейтинг…
Майдан, учитывая сжатые сроки строительства и сложности в проектировании, был одним из самых сложных объектов. Да, сейчас спорят о стиле, о стекле, но, как справедливо заметил главный архитектор Киева, все наши оппоненты просто не понимают, что это действительно красиво и прибыльно. То же самое можно сказать про реконструкции Центрального железнодорожного вокзала и Бессарабского квартала. Это же колоссальные объемы работ, огромные капиталовложения! Таких строек, в общем-то, сегодня в стране больше не найдешь… Кроме того, Осокорки с Оболонью тоже мы сделали. А еще ж транспортные развязки, дороги…
– Трудно ли такой крупной структуре, как ваш институт, конкурировать с частными архитектурными мастерскими?
– Архитектурные мастерские, по большому счету, делают «картинки», а само строительство ведется по рабочей документации, по чертежам, которые так или иначе разрабатываются «Киев-проектом» или отдельными нашими специалистами, которых привлекают в частные мастерские. Потому что лучшего инженерного состава, чем в «Киевпроекте» в городе нет. Так что мы не конкурируем вообще. Наоборот, у нас море работы, и мы даже не знаем, кому отдать заказы. Поэтому мы загружаем и другие институты, например, «Гипрогражданпромстрой», «Промстройпроект»…
– Кто же является вашим основным заказчиком?
– В прошлом году, если принять во внимание юбилей независимости, то, конечно, крупнейшим заказчиком был город. В этом году у нас на первом месте по объему заказов холдинговая компания «Киевгорстрой». Много заказывает и управление жилищного обеспечения горадминистрации. А вообще, около половины наших заказчиков - частные структуры, различные инвестиционные компании. Кстати, мы обслуживаем и Кабинет Министров, и Администрацию Президента, Верховную Раду. Например, мы занимаемся реконструкцией Кабмина, и жилье для депутатов проектируем.
– А с какими бюджетными организациями-заказчиками вы сотрудничаете особенно тесно?
– Самые крупные наши заказчики это те управления, которые обеспечивают инженерно-транспортную инфраструктуру города – «Киевавтодор», «Киевпастранс», «Киевводоканал».
– В чем специфика заказчика-бюджетника по сравнению с «частником»?
– Частный, как правило, аккуратно платит, а бюджетный не всегда. Вот главное отличие. Сегодня за проектные работы город нам должен почти 6 миллионов гривен.
– Почему же тогда вы продолжаете работать в долг?
– Потому что кроме нас больше некому. Если бы «частник», у которого работают пять человек, имел дебиторскую задолженность в 6 миллионов, он бы давно вылетел в трубу. Только «Киевпроект» с объемом работ порядка 35 миллионов может себе позволить выполнять работы как бы в кредит. Мы очень терпеливы, мы не судимся, не конфликтуем с городом, а ждем, когда с нами рассчитаются.
«МЫ УЖЕ СОЗРЕЛИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ…»
– И все-таки, есть ли в нынешних условиях будущее у такой крупной структуры, как «Киевпроект»?
– На подобные вопросы я всегда отвечаю: «Мы не боремся за выживание, мы работаем». У нас вопрос о выживании вообще не стоит, наоборот, у нас море работы. Ведь сегодня практически все заказы размещаются по результатам конкурсов, и если мы хотим, то эти конкурсы всегда выигрываем. Если же не хотим, то «дарим» заказ кому-то другому.
– И часто такое случается?
– В основном тогда, когда мы перегружены. Или когда знаем, что возникнут проблемы с оплатой. В таких случаях «Киевпроект» чуть-чуть поднимает стоимость выполнения заказа, и выигрывают те «несчастные», которые готовы работать за мизер. Так недавно мы поступили в тендере на строительство двух подземных переходов на Осокорках. Этот тендер выиграл «Метропроект», а теперь не может получить с заказчика деньги за выполненную работу.
– Какие из проектов, над которыми сейчас работает «Киевпроект», Вы считаете наиболее перспективными?
– Очень интересна, на мой взгляд, программа реконструкции городских парков. Если будет нормальное финансирование, нас ждет очень интересная работа – превратить городские склоны Днепра из неухоженных зарослей в нормальные цивилизованные парки с соответствующей «начинкой». Думаем, что скоро начнется реконструкция Европейской площади, аэропорта «Жуляны» и Дарницкого вокзала. Однако следует отметить, что в столице сегодня тормозится реализация многих программ. Это нас несколько беспокоит и заставляет думать о переориентации на другие регионы Украины. Сегодня мы принимаем участие в тендере по строительству объекта «Укрытие» в Чернобыле, нас приглашают для реализации ряда крупных проектов в Крыму и Одессе...
– А как вы оцениваете решение горсовета о реорганизации Главархитектуры? Это как-то повлияет на вашу работу?
– Я думаю, что данная реорганизация преследует только одну цель – улучшить руководство этим органом. И наши представители обязательно будут участвовать в конкурсе на замещение должности главного архитектора Киева.
Из досье «СТОличной недвижимости»:
Гордеев Игорь Петрович родился в 1938 году. Окончил Киевский инженерно-строительный институт. В 1975 году назначен на должность главного специалиста института «Киевпроект». С 1979 г. — главный инженер того же института. Возглавил «Киевпроект» в 1991 году. Заслуженный строитель Украины. Действительный член Академии строительства Украины. Член-корреспондент Академии архитектуры Украины. Награжден орденом «За заслуги» III степени.
- 1277 переглядів