Реєстрація /

Анатолий Тугай: «Столичные новостройки — лучшая реклама для нашего университета»

Анатолий Тугай: «Столичные новостройки — лучшая реклама для нашего университета»

Чему учат будущих градостроителей

Пройдет не так много лет, и формировать новый облик наших городов будут нынешние студенты строительных вузов, которые еще только постигают премудрости будущей профессии. Своими мыслями насчет перспектив подготовки кадров для строительной отрасли и проблем сегодняшнего дня с корреспондентом «СТОличной недвижимости» поделился ректор Киевского национального университета строительства и архитектуры Анатолий Тугай.

«Сегодня строители в моде…»

— Анатолий Михайлович, какой в этом году был вступительный конкурс в ваш вуз? Какие специальности нынче самые популярные?

— Общий конкурс по университету был более трех человек на место. Если быть точным, то на 970 вакантных мест государственного заказа было подано три с половиной тысячи заявлений.

Наибольший спрос сегодня на специальности строительного профиля — промышленное и гражданское строительство; тепло-, газоснабжение и вентиляция, градостроительство. К сожалению, наименее популярна специальность — инженерная геодезия. Хотя как раз таких специалистов в стране сейчас очень мало.И работодатели буквально «расхватывают» наших выпускников сразу после окончания вуза.

— Почему же молодые люди не рвутся в геодезисты?

— Дело в том, что геодезистам приходится работать в тяжелых условиях: это постоянные разъезды, отлучки от семьи. И далеко не все молодые люди готовы к таким испытаниям…

Следует заметить, что пока сравнительно небольшой конкурс и на новые для нашего вуза специальности, например, «геоинформационные системы и технологии». По-видимому, многие абитуриенты еще слабо себе представляют, что это такое. Между тем, речь идет о родственной с геодезией науке, которая изучает вопросы исследования поверхности земли из космоса. Также не очень популярна и специальность педагога-инженера. Наверное, молодежь отпугивает скромная зарплата, поскольку после окончания вуза специалисты напрвляются на работу в техникумы и училища строительно-технического профиля.

Ну, а самый большой конкурс сегодня на специальности, связанные с компьютерными технологиями, к примеру, «информационно-управляющие системы и технологии». Правда, и набор на эти специальности невелик…

— Традиционно высоко котируется ваш архитектурный факультет. В нынешнем году ситуация не изменилась?

— Вообще-то на архитектурном сравнительно небольшой конкурс — три человека на место. Однако поступить сюда без специальной подготовки практически невозможно. Выпускник обычной средней школы вряд ли сможет сдать вступительные экзамены, так как они довольно специфичны — рисование, черчение, композиция и т. д. Ведь для архитектора объемное, «масштабное» зрение — одно из самых необходимых качеств…

Между прочим, в этом году даже некоторым выпускникам подготовительных курсов не удалось успешно сдать вступительные экзамены: из 90 человек студентами стали только 60. Многие нынешние студенты-первокурсники архитектурного факультета перед поступлением обучались в художественных и архитектурных школах или вузах первого и второго уровня аккредитации. Кроме того, мы набрали на факультет 100 человек на контрактной основе, но критерии отбора здесь тоже довольно жесткие.

— У вас учатся иностранные студенты?

— Конечно, и немало — около 350 человек.

— Каким же факультетам они отдают предпочтение?

— Иностранцы, а это преимущественно студенты из Ирана и Китая, идут в основном на факультеты промышленного и гражданского строительства, компьютерных технологий. Особенно много их учится на архитектурном факультете.

— Среди сегодняшних ваших студентов больше киевлян или все-таки иногородних ребят?

— Киевлян больше. И объяснение тут простое: сегодня выгодно быть строителем, так как эта работа приносит неплохой доход. В последнее время у киевской молодежи крепнет желание трудиться на новостройках города, поскольку, например, по моим данным, средняя заработная плата в «Киевгорстрое» составляет 900 гривен. А инженерно=технические работники получают 2-2,5 тыс. грн.

К тому же молодежи «из глубинки» поступить к нам не так-то просто ввиду того, что уровень подготовки в школах столицы, как правило, выше, чем в регионах.

— Неужто все ваши выпускники идут работать по специальности?

— Практически все. Иначе и быть не может, поскольку уровень заработной платы в строительстве один из самых высоких в стране: больше получают лишь юристы и финансисты.

Заявления с просьбой предоставить возможность самостоятельного трудоустройства обычно пишут только молодые мамы, жены военнослужащих… В принципе, бурное развитие строительной отрасли в столице — лучшая реклама для нашего университета.

— Значит, у молодых инженеров-строителей проблем с трудоустройством нет…

— Совершенно верно. Но мы помогаем в трудоустройстве выпускникам тех факультетов, которые еще вчера были модными, а теперь оказались бесперспективными. Это, как правило, экономические специальности. Мы не готовим экономистов, однако у нас есть специальность «менеджер организации». Такие специальности появились несколько лет назад практически во всех вузах Украины. В результате соответствующих специалистов на рынке труда масса, а вакантных рабочих мест практически нет. Потому в этом году конкурс на эту специальность очень снизился, а на заочную форму обучения вообще был недобор. Видимо, молодые люди уже поняли, что это не та профессия, которая востребована на рынке и позволит зарабатывать приличные деньги. А вот на геодезистов, повторюсь, спрос огромный. Ежегодно мы выпускаем всего 50 таких специалистов, а к нам поступает 200 заявок с предложениями о трудоустройстве… Архитектурный факультет выпустил в этом году 120 человек, а заявок поступило 300. Поэтому выпускники сами выбирают себе работу. Кстати, если им предлагают меньше 200 долларов стартовой зарплаты, они обычно отказываются.

«Студентам надо больше практики…»

— Вы много общаетесь с ректорами других строительных вузов, в том числе и зарубежных. Отечественные методики подготовки кадров для строительной отрасли сильно отличаются от иностранных?

— Традиционно наши учебные методики походят на немецкие и сильно отличаются от американских. Начнем с того, что у нас до сих пор нет рейтингово-модульной системы обучения, принятой на Западе, где студенты не учатся от сессии до сессии, а последовательно изучает так называемые модули и сдает экзамены по мере усвоения учебного материала. Кроме того, практически во всех развитых странах в вузы принимают не по результатам вступительных экзаменов, а с учетом школьного рейтинга успеваемости абитуриентов.

— Почему же у нас не так?

— Чтобы перенять опыт развитых стран, нам необходимо полностью перейти на 12-летнюю систему школьного обучения с профильной специализацией в старших классах. Впрочем, некоторые украинские вузы в этом году начали эксперимент по внедрению независимой оценки знаний выпускников общеобразовательных школ, на основании которой производится прием в высшие учебные заведения. В этом эксперименте принимали участие Киево-Могилянская академия и ряд львовских вузов.

— Выходит, мы раньше зря гордились нашей системой высшего образования?

— Ну почему же, во всем мире уровень теоретической подготовки наших студентов считается намного выше, чем в других странах. Но вот в практической подготовке они уступают западным студентам. Преимущество нашего студента в широком кругозоре, он больше знаком с общественными и гуманитарными науками, и в какой-то мере является универсальным специалистом в строительстве. А немец, к примеру, специалист узкого профиля. После первых трех лет обучения в так называемой высшей школе он идет работать в какую-нибудь фирму, причем без определенной специализации. Там он выбирает то, к чему, как говорится душа лежит, и договаривается с руководством этой фирмы о последующем трудоустройстве. После этого завершает свое образование в университете. А так как он точно знает, чем именно будет заниматься, то уже ничего лишнего не изучает. У нас же все наоборот. К примеру, мы выпускаем специалистов по водоснабжению, которые изучают все – коллекторные сети, насосные станции, резервуары и т.д. А немец, если знает, что будет работать только с насосами, интересуется только ними. Зато насосную станцию он знает в совершенстве…

Мы сотрудничаем с несколькими вузами Германии и Бельгии, проводим общие конкурсы курсовых работ. Так вот, недавно наши студенты сделали прекрасный проект, а немцы поймали их на том, что ребята не предусмотрели возможные теплопотери на объекте,котрый они проектировали. На Западе этого не допустят. Зато наши ребята мыслят более широко, поэтому когда они выезжают за рубеж, то без проблем приспосабливаются к новым условиям работы.

— Тем не менее, многие выпускники техниче-ских вузов сетуют на то, что им не удалось пройти «школу молодого бойца» на производстве…

— Как я уже сказал, это наша беда. Если на Западе студент в любое время имеет право оставить университет и идти работать, осваивая свою специальность, то у нас это не принято. Время, которое отводится на практику в вузах, тоже сократилось. Например, у нас раньше практика длилась полгода, причем студентов брали в ведущие проектные институты. Сейчас эти институты распались, и многим студентам просто негде пройти полноценную практику. Причем такая проблема есть у нас, хотя мы имеем возможность направлять студентов в «Киевгорстрой» или «Познякижилстрой». А на периферии, в регионах, где практически ничего не строится, ситуация вообще катастрофическая…

— Как Вы относитесь к тому, что студенты идут работать уже на третьем курсе?

— Я за то, чтобы студенты работали. Я сам учился в те годы, когда Хрущев проводил политику «высшей школы жизни». Вся методика обучения тогда строилась иначе. На первом и втором курсах мы целый день работали на стройке, а учились вечером. И только с третьего курса мы полностью перешли на стационар. Я думаю, что такая практика помогает ликвидировать тот недостаток практической подготовки, о котором мы говорили… Правда, если студент хочет идти работать, он должен перейти на заочную форму или обучение по индивидуальному плану. Тогда ему придется учиться не четыре, а шесть лет. Работа приносит не только практические знания, но и деньги. Поэтому я прекрасно понимаю молодежь, которая идет на это. Хотя, чего скрывать, некоторых студентов, которым не удается совмещать «приятное с полезным», мы отчисляем. Для профилактики. Ведь потом они при желании могут восстановиться.

«Строим, как в Европе…»

— Хотелось бы узнать Ваше мнение насчет того, что сейчас строят в Киеве…

— Мне вообще нравится, что Украина сейчас отстраивается. Вы, конечно, можете возразить, что строительство ведется не везде. В столице строится 30% того, что возводится в стране. И это ненормально. Ведь строительство ведет за собой развитие всей промышленности: это и производство строительных материалов, и электротехники… Таким образом, строительство выступает индикатором развития экономики. Хорошо и то, что строительные компании нашли эффективные формы привлечения частных инвестиций. И то, что люди сегодня вкладывают деньги не в банки, а в недвижимость — это тоже позитив. Я уверен, что строительные краны не скоро исчезнут с киевских горизонтов, в ближайшее время столица начнет реконструироваться. Отойдут в прошлое «хрущевки» и «сталинки», а на их месте будет построено что-то новое.

— Насколько актуально в плане архитектуры и используемых технологий то, что сегодня строится в столице?

— У нас сегодня применяются новейшие технологии. В прошлом году наши специалисты получили Государственную премию за строительные сухие смеси. Это абсолютно новое направление. Судите сами – за 6 месяцев в Киеве построили Южный вокзал. Без новых технологий и строительных материалов это было бы невозможно. А вот по поводу архитектуры – можно спорить. В ней практически не осталось ничего национального. У нас сегодня строятся здания, которые не отличаются от тех, что строятся во всей Европе.

— Что из построенного в последнее время Вы могли бы выделить?

— В первую очередь – это жилые дома. Они выделяются архитектурой, оформлением, удобством. А вот отметить что-то из административных и общественных зданий я, к сожалению, не могу…

— А примеры неудачных объектов можете назвать?

Неудач у нас немало. Мы критикуем Майдан Незалежности. То, что там построено, — видение архитектора. Лично мне не нравятся стеклянные купола, которыми покрыта площадь.

— Как-то изменился за последние годы характер работы архитекторов и инженеров-строителей?

— Изменились темпы строительства, а значит, и работа стала более интенсивной. Освоены новые технологии, материалы, применяются новые машины. Архитекторы сегодня больше участвуют в самом процессе строительства. С недавнего времени именно он главное лицо на строительной площадке.

— Вы учитываете эти изменения в своей учебной программе?

— Чтоб не отстать от жизни, мы привлекаем к преподавательской деятельности практикующих архитекторов. Например, Сергей Бабушкин проводит практические занятия у себя в мастерской. Аудитории у нас тоже оригинальные. У каждого будущего архитектора есть свое рабочее место, оснащенное чертежной доской, за которой он выполняет свои работы. На наших кафедрах работают специалисты ведущих проектных институтов. Кстати, тот же Бабушкин, несмотря на то, что все его критикуют, лично мне нравится своим отношением к молодежи. Он водит их к себе, присматривается, оставляет лучших. Для студентов – это большой стимул. То же самое происходит и на других факультетах. Например, на технологическом факультете мы открыли специализацию «алюминиевые строительные конструкции». К нам приезжают специалисты Киевского алюминиевого завода, и отбирают студентов для прохождения практики. В нынешнем году из 10 студентов писавших на этом предприятии диплом, 5 пригласили на работу, а перед этим отправили за границу на практику, за счет завода.

— Какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать молодой архитектор или инженер-строитель, чтобы завоевать свое место под солнцем?

— Для архитектора важно видение объектов и знание конструктивных возможностей. Инженер, кроме глубоких теоретических знаний, должен иметь силу воли и уметь отстаивать свои решения. Почему у нас обрушиваются дома после реконструкции? Да, потому, что там работали неучи. Настоящий инженер знает, какой простенок можно убрать, а какой нужно оставить.

— Хотелось бы подробнее узнать о новых спе-циальностях, которые появились в вашем университете…

— Самая новая специальность, которой еще нет ни в одном вузе – товароведение и коммерческая деятельность. При чем тут строительный университет? Дело в том, что товаровед, окончивший экономический вуз, не имеет достаточно знаний, чтобы ответить на все вопросы, касающиеся стройматериалов, которые постоянно меняются. Мы готовим специалистов, которые абсолютно четко ориентируется в них, знают технологии их применения. В прошлом году мы открыли факультет педагогического инженерного обучения, потому что педагогов для училищ и техникумов, никто кроме нас не готовит. Открыли специальность «кадастр». Впрочем, сейчас такие факультеты открывают везде, хотя это достаточно сложная наука – оценка недвижимости, земель и т.д.

— Строительство считают мужской работой. А девушек много у вас учится?

— Я бы не сказал, что это чисто мужская сфера. У женщин то же бывает мужской сильных характер, который необходим в этой работе. Другое дело, что работа эта тяжелая – в две-три смены, и в жару, и в холод. Зато в проектных организациях большинство работников женщин. Водоснабжение раньше вообще считалось женской специальностью. Много девушек у нас учится на архитектурном факультете, а вот на механике, как вы сами понимаете, прекрасного пола практически нет.

— Женский взгляд на архитектуру как-то отличается от мужского?

— Вряд ли. Единственное, что меня удивляет – это то, что учатся и заканчивают университет больше девушек-архитекторов, а все руководящие должности в этой сфере занимают почему-то мужчины.

Из досье «СТОличной недвижимости»:

Тугай Анатолий Михайлович родился в 1938 г. В 1959 г. после Киевского строительного техникума поступил на факультет водоснабжения и водоотвода Киевского инженерно-строительного института, который с отличием окончил в 1964 году. До 1967 г. работал в «Киевгорстрое». 1967-1970 г.г. — учеба в аспирантуре КИСИ. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1972 г. — замдекана, затем декан санитарно-гигиенического факультета. С 1984 г. — ректор КИСИ (ныне — Киевский национальный университет строительства и архитектуры). Профессор. Член-корреспондент Академии педагогических наук Украины. Первый вице-президент Союза ректоров Украины.

Теґи