Как киевские власти корректируют свою градостроительную политику
Сложная ситуация со строительством многих объектов в столице требует от городских властей конкретных шагов для скорейшего разрешения масштабного конфликта между застройщиками и представителями общественности. Свою точку зрения относительно путей выхода из создавшегося положения изложил корреспонденту «СТОличной недвижимости» первый заместитель главного архитектора Киева Андрей Миргородский.
«ПРИЧИНА ПРОТЕСТОВ – ДЕФИЦИТ ИНФОРМАЦИИ…»
— Как Вы считаете, нынешние акции протеста против «уплотнения застройки» — это закономерное явление или все-таки здесь определяющую роль сыграли субъективные факторы?
— И то, и другое. Надо признать, что из-за отсутствия детальных планов территорий, являющихся логичным продолжением Генерального плана развития Киева, при согласовании проектов строительства конкретных объектов существует определенный элемент субъективизма. Сейчас избежать этого практически невозможно... Вместе с тем люди выходят на улицы и начинают протестовать прежде всего из-за отсутствия информации о том, что и где строится. В принципе, акции протеста – абсолютно нормальное явление для демократического государства. И раз уж мы хотим строить такое государство, то должны привыкать к подобным проявлениям демократии. Но если б наши граждане были более осведомлены о происходящих сегодня в градостроительстве процессах, думаю, протестов было бы намного меньше. Впрочем, порой в том, что возникают конфликты с общественностью, виноваты и застройщики, которые не выполняют требований законодательства, обязывающего их информировать население о сооружении новых объектов.
— Полагаете, выступления общественности происходят лишь из-за отсутствия информации?
— Здесь хотелось бы отметить такой момент. Я встречался с представителями Форума спасения Киева, которые обвиняют городские власти в игнорировании интересов жителей столицы. Ну что сказать? Сам регулярно хожу по стройплощадкам и спрашиваю у людей, почему они не хотят, чтобы возле их домов велось строительство. Обычно в ответ приводят два аргумента. Первый — появление новостроек приводит к снижению стоимости квартир в соседних домах. Второй аргумент — новое жилье покупают в основном приезжие, а Киев должен быть для киевлян… Насколько серьезны эти возражения, судите сами…
— О необходимости упорядочить процесс застройки столицы заговорили не сегодня и не вчера. Не кажется ли Вам, что киевские власти слишком долго раскачивались с утверждением новых правил застройки и разработкой проектов детального планирования территорий?
— Согласен, раскачивались долго. Даже больше скажу: мы потеряли, как минимум, лет пять. Если бы правила застройки и детальные планы территорий были разработаны и приняты, скажем, в 2000 году, это, во-первых, дало бы возможность привлечь в Киев намного больше инвестиций, а во-вторых, не было бы той волны протестов, которая сейчас наблюдается… Хотя, безусловно, следует учитывать, что процесс создания столь необходимой городу градостроительной документации затянулся по ряду объективных причин. Мы не так давно узнали, что такое инвестиции и рыночная экономика. Отсутствие у городских властей опыта работы в рыночных условиях и привело к ошибкам...
«ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТСЯ НЕ МИТИНГАМИ…»
— Как сейчас обстоит дело с разделом об участии общественности в обсуждении строительных проектов, который пока отсутствует в городских правилах застройки?
— Полагаю, сразу нужно уточнить: городские правила застройки являются открытым документом. Данная формулировка подразумевает его постоянную доработку. Новые правила будут совершенствоваться с течением времени. И я считаю вполне естественным и логичным, что следующим документом, принятым после «Правил застройки», станет «Порядок общественного обсуждения проектов строительства и общественных слушаний по вопросам градостроения».
— Каким же Вам видится данный порядок?
— Он разработан, исходя из уже существующей нормативной базы. Потому что на сегодняшний день мы имеем специальные положения о проведении общественных слушаний по вопросам градостроения, а также об информировании населения о строительстве отдельных объектов. Причем, на самом деле, действующее законодательство не такое уж плохое, нужно просто его внимательно читать и выполнять. Например, четко определено, что крупные проекты и градостроительная документация подлежат общественному обсуждению, то есть обнародованию, освещению в СМИ. Предусмотрена и «обратная связь»: поступившие замечания и предложения учитываются при дальнейшей работе над проектной документацией. Таким образом, Генеральный план развития Киева, схемы планирования городских территорий, проекты комплексной реконструкции и застройки микрорайонов подлежат обязательному публичному обсуждению — на расширенных заседаниях горадминистрации и Градостроительного совета, собраниях общественности. Что же касается строительства конкретного дома или комплекса, то застройщику надлежит заранее проинформировать о своих планах жильцов соседних домов и учесть следующие основные моменты. Первое – оформить право собственности на землю, отведенную под застройку, второе – не нарушать границы чужой собственности, и третье – обеспечить безопасность жителей. Кроме того, возле стройплощадки должен стоять стенд с указанием реквизитов застройщика (чтобы граждане знали, куда обращаться с претензиями), а также техническими характеристиками объекта. Если соблюдены все вышеперечисленные требования, строительные и санитарные нормы, то никаких оснований для протестов нет.
— Недавно на обсуждение Киеврады был вынесен ряд важных вопросов, касающихся принципов градостроительной политики в столице. Как Вы считаете, это поможет «разрулить» нынешнюю непростую ситуацию?
— В сущности, решения Киеврады «Об основах градостроительной политики в г. Киеве», «Об учете общественных интересов и защите прав граждан при осуществлении градостроительной политики в г. Киеве» как раз и направлены на то, чтобы решить данную проблему. Поскольку законодательство, регламентирующее процесс застройки, у нас есть, но не было механизма его реализации, то принятие порядка общественного обсуждения градостроительных решений даст нам возможность снять напряженность в отношениях между застройщиками и населением. Потому что будут детально расписаны все процедуры общественного обсуждения: кто их проводит, какие моменты следует при этом учитывать, какой документ оформляется по результатам обсуждения и кому его направить, дабы это имело законную силу...
«НАДО ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ…»
— Что еще, по Вашему мнению, должны предпринять городские власти для того, чтобы протесты, наконец, прекратились? Какую роль тут должны сыграть мэр, Главкиевархитектура, Киеврада?
— Главное, что сейчас нужно, — научиться всем «играть по правилам». Ибо ответственность в данном случае лежит на всех. Не надо пытаться взвалить всю вину за сложившуюся ситуацию на городские власти или на застройщиков. Ответственность лежит и на представителях общественности, которые сейчас нагнетают обстановку. Почему же эти представители не выступают, к примеру, против массового остекления балконов исторических зданий или против стихийных автостоянок под окнами жилых домов? На самом деле, в основе большинства протестов лежит личный интерес. Как заметил когда-то главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, обычно так называемые выступления общественности связаны с проблемой сноса личного гаража... Да, согласен, стройка причиняет определенные неудобства, особенно если строительные работы проводятся внутри квартала. Однако надо понимать, что неудобства эти временные. Между тем застройщик привлекает инвестиции, создает рабочие места, перечисляет в бюджет города достаточно крупные суммы… Кроме того, он обязан благоустроить двор, отремонтировать инженерные сети и т. д. Если сегодня мы остановим строительство, то лучше от этого никому не станет…
— В столице состоялся круглый стол с весьма устрашающим названием: «Кризисная ситуация на рынке строящейся недвижимости в Киеве», который провели инвестиционные фирмы и строительные компании. Не кажется ли Вам, что бизнесмены сильно сгущают краски?
— Отнюдь. Очевидно, у инвесторов и застройщиков есть причины для беспокойства. Они достаточно долго пытались в одиночку решать конфликтные ситуации, возникавшие при строительстве тех или иных объектов, однако теперь решили объединить свои усилия, чтобы выработать общий подход к данной проблеме… Состоявшийся круглый стол лишь подтверждает старую истину о том, что на каждую силу есть противодействие. Мы же согласились с тем, что выступления общественности — это нормальная практика. Значит, и застройщики вправе использовать такие же приемы для защиты своих общих интересов.
— Вы сами признаете, что нынешняя ситуация в строительстве весьма неоднозначна. С одной стороны, порядок принятия градостроительных решений несовершенен, а потому здесь не исключены ошибки. С другой — если застройщик выполнил все требования законодательства и получил необходимые разрешения на строительство, то никто не вправе ему мешать… Как же быть в тех случаях, когда формально законные стройки действительно противоречат интересам жителей столицы (а такие случаи есть, что подтверждают, в частности, судебные решения о запрете строительства некоторых объектов)?
— Это уже проблемы тех официальных органов, которые разрешили строительство.
— Вот и застройщики считают, что в подобных случаях городские власти должны нести ответственность (в том числе материальную) за свои ошибки…
— Меру ответственности властей в каждом конкретном случае должен определять суд.
— Некоторые общественные организации требуют ввести мораторий на выделение земельных участков под застройку, пока не будет проведена ревизия ранее принятых нынешним составом Киеврады «земельных» решений. Что Вы об этом думаете?
— В последнее время у нас очень любят говорить про «строительный и инвестиционный бум», придумывают всякие аллегории типа «инвестиционное колесо раскручено с большой силой»… Так вот, на самом деле это самое колесо еще только-только раскручивается. И если сейчас начнем вставлять туда палки, то, понятное дело, ни к чему хорошему это не приведет… Городу необходимы инвестиции в гораздо больших объемах, чем мы имеем сегодня. Потенциал у Киева огромен. К тому же столичные власти накопили необходимый опыт и в состоянии эти инвестиции правильно использовать.
— А без «уплотнения застройки», что так не нравится участникам Форума спасения Киева, никак не обойтись?
— Наши нормативы плотности застройки очень низкие даже по сравнению с Москвой. Ведь ныне действующие санитарные нормы принимались еще во времена массового строительства «хрущевок» и с тех пор, в принципе, не менялись. Большинство предусмотренных ими ограничений потеряли всякий смысл. В 1960-е годы строились малометражные квартиры, и нехватку жилой площади компенсировали за счет обустройства во дворах площадок для сушки белья, беседок, сараев, погребов и т. д. Сейчас, спустя сорок лет, нет необходимости в больших дворовых пространствах. Соответственно, появилась возможность использовать земельные участки внутри кварталов для строительства. И это необходимо делать для эффективного использования городских территорий.
Из досье «СТОличной недвижимости»: Миргородский Андрей Сергеевич родился в 1961 году в семье архитекторов. Коренной киевлянин. В 1984 г. окончил архитектурный факультет КИСИ. Его диплом занял первое место на Всесоюзном конкурсе студенческих дипломных работ. Работал в архитектурных мастерских Киева, Москвы, Мадрида. В 1995-2002 г.г. — вице-президент группы компаний «XXI век». С 2002 г. — депутат Киеврады. В декабре 2002 г. назначен первым заместителем начальника Главного управления градостроительства и архитектуры (ныне — Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды).
- 1125 переглядів