Реєстрація /

Сергей Юнаков: "Негоже поступаться приципами..."

Сергея Юнакова давно знают как признанного мастера неожиданных архитектурных решений. Про то, как можно делать оригинальные проекты, не жертвуя ни своими творческими вкусами, ни интересами заказчика, маэстро поведал корреспонденту “СТОличной недвижимости”…

«Надо постоянно идти вперед…»
— Сергей Федорович, большинству киевлян Вы известны прежде всего как автор проекта нового Южного железнодорожного вокзала. Эту работу высоко оценивают и профессионалы. Не страшно ли после такого успеха браться за другие проекты? А вдруг «не дотянете»?
— Безусловно, теперь мы не можем опускаться ниже той планки, которую сами же для себя установили. Но, честно говоря, не могу сказать, что это меня пугает. Мы для того и учимся, ищем новые решения, чтобы творить и постоянно совершенствоваться. Настоящий профессионал просто обязан все время двигаться вперед, решать сложные задачи...
— Как на Вас действует успех?
— Поверьте, я его не чувствую. Работаю точно так же, как и раньше. Режим по-прежнему напряженный, и нет времени почивать на лаврах.
— А все ли задуманное удалось воплотить в жизнь при строительстве Южного вокзала?
— Конечно же, нет. Реализовать все задуманное в те сжатые сроки, которые были отведены для строительства, было невозможно. Впрочем, меня это не огорчает. Все-таки далеко не каждому архитектору выпадает счастливая возможность за рекордно короткое время спроектировать и построить то, что он хочет… Не удалось доделать кое-какие детали. Скажем, не установили эскалаторы при выходе на платформы. Еще мы планировали накрыть привокзальную территорию специальным навесом, который можно было бы использовать в качестве автостоянки… Но я уверен, что все это будет осуществлено при следующей реконструкции Центрального железнодорожного вокзала.
— Вы принимали участие и в конкурсе на лучший проект нового Дарницкого вокзала. Однако лучшим признали проект Сергея Бабушкина…
— С Дарницким вокзалом вышла какая-то непонятная история. Дело в том, что я получил заказ от руководства железной дороги на проектирование данного объекта и занимался этим вопросом несколько месяцев. Задача была непростая. Потому что, во-первых, сам вокзал не очень удачно расположен, вокруг него практически нет свободной территории, а во-вторых, к нему почти вплотную примыкает промышленная зона. Необходимо было искать нестандартные решения.
Еще работая над проектом Южного железнодорожного терминала, я отметил любопытную закономерность – на Центральном вокзале народ в основном ожидает поезда на конкорсе — надземном переходе над рельсами. Вероятно, так людям удобнее чисто психологически, поскольку они видят, какие поезда прибывают и отправляются. Исходя из этого, я решил спроектировать нечто подобное в Дарнице и предложил поднять вокзал над землей. Таким образом мы бы освободили территорию для полноценной привокзальной территории. Наш проект предусматривал две площади — перед и за вокзалом, подъезды к нему, туннели под рельсами и само здание над путями. В общем, получилось так же удобно, как и на Центральном вокзале. Мы показали свой проект заказчику, и большинство специалистов его одобрили. Но затем по не известным мне причинам железнодорожники решили отказаться от этого варианта…
— И как же дальше развивались события?
— Был объявлен конкурс, и к работе над проектом Дарницкого вокзала, кроме моей мастерской, привлекли других архитекторов, в том числе и Бабушкина. Тогда я начал разрабатывать другой вариант – вокзал под землей, чтобы опять же освободить место для привокзальной площади, без которой нельзя организовать нормальный подъезд автотранспорта. Мы предложили организовать серию туннелей, ведущих прямо с платформ в терминал с кассами, кафе, магазинами… Сложность состояла лишь в том, что в этом случае требовалось установить на вокзале специальную телевизионную систему, чтобы пассажиры могли наблюдать за поездами.
Бабушкин, в свою очередь, предложил традиционный вариант, когда здание вокзала строится перед перроном, без каких-либо конкорсов, но с туннелями, ведущими от платформ в здание вокзала. И хотя в этом проекте не предусмотрена привокзальная площадь, тем не менее, именно его в итоге признали лучшим. Кстати, архитекторы из Финляндии, тоже принимавшие участие в конкурсе, пошли по нашему первоначальному пути и предложили разместить здание вокзала над землей, справедливо посчитав, что пассажирам нужна нормальная привокзальная площадь, а не громадный терминал…

«Приходится заниматься всем…»
— У Вас за плечами немало успешных проектов. Какие из них Вам больше всего нравятся?
— Лично мне очень нравится здание Народного банка, который строится по нашему проекту неподалеку от Львовской площади, на улице Артема. Эту работу мы начали еще в 1988 году. Возможно, именно потому я люблю его, словно долгожданного ребенка... Десять лет назад строительство данного объекта было заморожено, и лишь сейчас его возобновили.
А вообще мне дорог каждый проект, над которым приходилось работать. Слава Богу, за последние несколько лет нами сделано немало, начиная с Южного вокзала, о котором мы уже вспоминали, и заканчивая реконструкцией универмага «Украина».
— Над какими проектами сейчас трудитесь?
— Работы много, поскольку мы занимаемся почти всем: общественными зданиями, жилыми комплексами, транспортными сооружениями... Наверное, единственное, чего мы сегодня не делаем, — это проекты промышленных объектов. Хотя кто знает — может, все еще впереди.
— А что из «свежих» работ коллег по цеху Вы могли бы выделить?
— В Киеве появилось много интересных объектов. И я очень рад, что, наконец, настали времена, когда архитекторы имеют возможность выразить себя и воплотить свои идеи в жизнь, причем реализуются эти идеи на довольно высоком уровне. Если раньше, приходя на стройплощадку, я порой ужасался тому, как обходятся с моими проектами, то сейчас ситуация меняется к лучшему. В Киеве нынче работает целая плеяда прекрасных архитекторов — Янош Виг, Владимир Шевченко, Андрей Пашенько, Юрий Бородкин…
— Вы возглавляете архитектурную мастерскую. Сами вникаете в финансово-экономические вопросы или полагаете, что архитектор должен сосредоточиться исключительно на творчестве?
— Мне приходится заниматься всем, поскольку архитектурная мастерская – это не магазин, где есть директор, в обязанности которого входит закупка товара, финансовые расчеты и подбор персонала. Мастерская обычно открывается под конкретную творческую личность.Так что руководитель определяет основные направления работы и отвечает за ее эффективность. Любой прокол – это прежде всего удар по его имиджу… Потому, не имея специального образования, я вынужден быть менеджером и контролировать финансовую деятельность мастерской. Хотя следует отметить, что у нас есть свои экономисты, главные инженеры проектов, которые непосредственно занимаются составлением договоров, разрешениями и согласованиями, а также другими техническими вопросами, возникающими в процессе проектирования. Остальные наши сотрудники заняты творчеством.
— Склонны ли Вы идти на компромисс с заказчиком или инвестором?
— Разумные компромиссы необходимы в любой работе. Но я никогда не отступаю от своих принципов. Убежден, что лучше отказаться от проекта, чем идти на поводу у некомпетентного заказчика. Ведь прежде чем открыть свою мастерскую, архитектор долго учился, набирался опыта и уже имеет четкие представления о том, что и как надо проектировать… Кстати, в советские времена в этом отношении было намного легче, поскольку тогда в роли заказчиков, как правило, выступали профессиональные инженеры. Они понимали все нюансы работы архитектора, с ними можно было говорить на одном языке. Сейчас же инвесторы, имеющие деньги но не имеющие ни малейшего представления о проектировании, порой требуют создать объекты, которые не соответствуют не только архитектурным канонам, но и существующим строительным нормам.
— Как вы считаете, почему в Украине работает мало иностранных архитекторов?
— Тем не менее, они есть, и это только начало. Я вот побывал на конференции немецких архитекторов, где много говорилось о том, что в связи с переизбытком в Германии квалифицированных архитекторов и инженеров, тамошнее правительство намерено способствовать продвижению своих специалистов на рынки Восточной Европы. То есть немецкое государство будет предоставлять архитекторам льготы по налогообложению, выгодные кредиты для того, чтобы они приезжали к нам и открывали здесь мастерские…
— Но устроит ли иностранных специалистов наш уровень оплаты труда, а также далекая от совершенства система отношений «заказчик-архитектор»?
— Хотим мы этого или не хотим, но цены на проектирование в Украине приближаются к европейским. Тому есть ряд объективных причин, главная из которых — наличие международного рынка труда. И если украинским архитекторам будут мало платить на родине, то они переберутся в другие страны, к примеру, в Россию, где уровень оплаты труда архитекторов выше.

«Мы не хуже иностранцев…»
— У Вас нет желания поработать за границей?
— Честно говоря, в другие страны меня не тянет. Наверное, потому что и в Украине у меня достаточно заказов. Вот сейчас проектирую крупный жилой комплекс в Одессе. Это очень интересная работа. Мне импонирует и сам город, и отношение инвесторов ко мне. Надо сказать, у меня уже есть большой пакет заказов в Одессе. Их так много, что если я приму все предложения, то в Киеве, по большому счету, делать будет нечего…
— Никогда не мечтали поучиться у западных мэтров?
— А мы и так хорошо знаем их проекты, которые мелькали в западных журналах. Теперь же, слава Богу, есть возможность поехать и своими глазами посмотреть на то, как строят «у них». Не так давно я знакомился с работой архитектурных фирм в Германии. Надо признать, сам производственный процесс поставлен у них прекрасно. Что же касается творчества, то, откровенно говоря, наши ведущие архитекторы ни в чем не уступают немецким коллегам.
— Сергей Викторович, Вы проектируете элитные жилые комплексы, а сами в каком доме живете?
— Это хороший, добротный, но отнюдь не элитный дом, построенный по проекту архитектора Анастасюка шесть лет назад, еще в начале киевского «строительного бума».
— Как насчет собственного коттеджа где-нибудь в пригороде?
— Как раз сейчас подумываю над этим. Больно уж красиво Андрей Пашенько рассказывает о прелестях загородной жизни…
— Имеется ли у Вас хобби, не связанное с работой?
— В данный момент уже нет. Одно время я всерьез увлекался фотографией и спортом, часто ходил на футбол. А сейчас все свое время и силы отдаю архитектуре…
— А есть у архитектора Сергея Юнакова «хрустальная мечта», которую он хотел бы осуществить?
— Давно мечтал проектировать здания с настоящими садами на крышах... Я считаю, что забирая у природы землю под застройку, мы должны компенсировать это, создавая зеленые оазисы наверху. Данную идею я собираюсь воплотить в трех строящихся сейчас сданиях, одно из них находится в Одессе, а два других – в столице (здания Киевского народного банка и администрации Соломенского района на Севастопольской площади).

Из досье «СТОличной недвижимости»: Сергей Федорович Юнаков родился в 1951 г. С 1976 года, после окончания архитектурного факультета Киевского инженерно-строительного института, работал в «Киевпроекте». В 1991-м создал персональную творческую мастерскую. Лауреат Государственной премии Украины в области архитектуры.

Теґи