«Теоретически схема, по которой сейчас работает наш строительный комплекс, исключает какие-либо серьезные нарушения, а вот на практике ситуация выглядит не совсем так…», — с сожалением констатировал, подводя итоги работы Госстроя в 2003 г., его глава Валерий Череп на недавнем расширенном заседании комитета.
Недоделки не пройдут…
Дабы кардинально улучшить положение дел в строительстве, характеризующееся многочисленными нарушениями отраслевого законодательства, что порой приводит к очень серьезным последствиям, в частности, к разрушению домов и других сооружений, заместителю председателя Госстроя О. Бондаренку и руководству государственной архитектурно-строительной инспекции, исходя из задач, которые предстоит решать комитету в 2004 году, было поручено усилить контроль за выполнением всеми субъектами, осуществляющими строительную деятельность, требований государственных строительных норм, исходных данных и местных правил застройки при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию жилых домов и прочих объектов. При этом особое внимание предлагается уделять вопросам энергосбережения и оборудования зданий с целью обеспечения свободного доступа к ним инвалидов.
Еще Госстрой готовит проект новой редакции постановления правительства «Об утверждении Положения о порядке принятия в эксплуатацию завершенных строительством объектов», а также проект постановления «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о государственном архитектурно-строительном контроле». Эти важнейшие документы, по словам В. Черепа, призваны кроме всего прочего исправить ошибку, допущенную Госстроем еще в 1992 году. Тогда было разрешено вводить в эксплуатацию объекты без выполнения отдельных работ по внутренней отделке помещений. «Но, увы, как показывает практика, многие застройщики извратили данное положение до крайности, хотя ни в одном нормативном акте не написано, что можно сдавать одну только «коробку», — заметил председатель Госстроя, — поэтому я могу с полной ответственностью утверждать, что будет сделано все для того, чтобы наши контролирующие органы впредь ничего подобного не допускали». А нарушителям, согласно законопроекту, который уже одобрен Кабинетом Министров и рассматривался комитетами Верховной Рады, вскоре будет грозить гораздо более суровое наказание, чем прежде: максимальный размер штрафа за несоблюдение требований строительных норм предполагается увеличить до 5 тыс. необлагаемых минимумов. И в том, что упомянутый законопроект обязательно будет принят парламентом, В. Череп нисколько не сомневается.
Разделяя оптимизм Валерия Ивановича, искренне хочется верить, что все пойдет по плану и данный законопроект не постигнет печальная судьба нового Жилищного кодекса, который, как отмечалось на заседании Госстроя, «завис в воздухе». Его неоднократно рассматривали два состава парламента, но «воз и ныне там». Однако разработчики кодекса все же не теряют надежды довести начатое дело до конца и готовы, если понадобится, «вновь и вновь вести разъяснительную работу с депутатами».
...а строить будем по-новому
Но как бы там ни было, жизнь движется вперед, и Госстрой стремится от нее не отставать. Это касается и строительства высотных домов. Как считает В. Череп, проблема строительства «небоскребов» является надуманной. Потому что главным камнем преткновения здесь являются второстепенные технические вопросы, касающиеся, например, особенностей эксплуатации лифтов, обеспечения норм пожарной безопасности… «Но ведь, согласитесь, мы не можем градостроительную политику страны подгонять под размеры пожарных лестниц! Это пожарники обязаны идти в ногу со временем», — резюмировал глава Госстроя.
Ранее комитет принял решение относительно организации и проведения экспериментального строительства жилых домов выше 25 этажей в столице. Теперь же специалисты Госстроя совместно с Главкиевархитектурой должны, обобщив накопленный опыт, представить конкретные предложения по разработке нормативного документа, который бы регламентировал проектирование и возведение высотных зданий.
По мнению В. Черепа, грядущие перспективы отечественной стройиндустрии не связаны с панельными домами — «ведь есть много новых современных материалов». Вместе с тем он отметил, что ряд предприятий, к примеру, Белоцерковский строительный комбинат сейчас успешно работают в данном направлении, и пока будет спрос на панельное жилье – «эти дома будут строить».
Затронули выступавшие на заседании также вопрос относительно взимания НДС при продаже квартир в новостройках, вокруг которого нынче ведется оживленная полемика. Глава Госстроя убежден, что введение этого налога никому не принесет ощутимой пользы, наоборот, эффект будет скорее негативным. Потому было бы целесообразно или совсем отказаться от НДС, или «хотя бы снизить его ставку, скажем, до 3% при строительстве и продаже так называемого социального жилья, а также жилья, что строится за счет бюджета». «Полагаю, не следует облагать дополнительным налогом квартиры, предназначенные в основном для «чернобыльцев», «афганцев», инвалидов и многодетных семей, — заметил Валерий Иванович, — потому что в этом нет никакого экономического смысла».
Зачем «дублер» мосту Патона
Что же касается автомобильно-железнодорожного моста через Днепр, который Минтранс собирается строить недалеко от моста Патона, то, как оказалось, подобные предложения рассматривались еще при разработке генплана развития столицы. Но тогда «что-то не сложилось». Вторично вопрос о сооружении моста возник в связи с тем, что за последние годы значительно изменилась ситуация на Юго-западной железной дороге, и пропускной способности тех двух железнодорожных мостов, которые сейчас есть в Киеве, уже не хватает. Как не хватает наличных мостов, соединяющих Левый берег с Правым, и столичным автомобилистам, вынужденным в часы пик подолгу простаивать в пробках. А поскольку совмещенный мост по стоимости получается на четверть дешевле, нежели два отдельных, то и было принято соответствующее решение о необходимости данного строительства. В настоящее время проект нового большого моста (кстати, его недавно рассматривал градостроительный совет) находится на стадии доработки. Когда же он будет воплощен в бетоне, то и «детище» Патона можно будет капитально отремонтировать (давно пора!)...
- 1363 перегляди