Решившись приобрести квартиру, обычно мы прежде всего обращаем внимание на планировку жилища и его месторасположение. Но если размер и форму комнат при необходимости можно довольно легко изменить, то о районе проживания этого не скажешь. Потому выбирать его надо очень ответственно. Конечно, насчет вкуса и цвета у каждого свои представления. Однако, право, кроме всего прочего стоит учитывать и влияние факторов, которые вполне способны в прямом смысле отравить вашу жизнь на новом месте.
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ
Скажите, положа руку на сердце, вы бы хотели иметь квартиру в центре города? Думаю, что большинство ответит «да». Ведь, продав двухкомнатную квартиру «с видом на Крещатик», средняя стоимость которой сегодня превышает 45 тысяч долларов, сегодня можно стать обладателем как минимум двух равноценных по площади квартир в любом из «спальных» районов города. Жилье в центре нынче — в первую очередь вопрос престижа. Приобретая такую квартиру, вы получаете возможность не только любоваться из окна историческим центром города, но и определенный социальный статус. А кроме этого... смог, постоянный спутник оживленных дорог центра.
О том, что автомобиль сегодня из роскоши превратился в средство передвижения, свидетельствуют данные Государственного управления экологической безопасности города Киева: за последние три года количество автотранспорта в столице возросло более чем в пять раз. Соответственно, в пять раз, увеличилось и количество выбросов в атмосферу города свинца, окисей азота, углеводорода и других столь же «полезных» для человеческого организма веществ. Все «прелести» технического прогресса ощущают на себе в первую очередь жители центральных районов города, где расположено большинство офисов крупных фирм и государственных контор. Проблема, по мнению экологов, усугубляется тем, что большая часть улиц исторической части столицы, мягко говоря, узкие. Поэтому автомобильные «пробки» в «часы пик» (с 8 до10 и с 17 до 19 часов), оборачиваются тем, что предельно допустимая концентрация вредных веществ в атмосфере нередко превышается в несколько раз.
По данным санитарно-эпидемиологической станции столицы самые неблагополучные места города — бульвары Тараса Шевченко и Леси Украинки, проспекты Победы и Краснозвездный, улица Набережно-Крещатицкая и Столичное шоссе. Это подтверждают и данные расположенных поблизости наблюдательных постов Министерства экологии, которые ежедневно(!) фиксируют многократное превышение допустимых норм загрязнения воздуха в полутора мерах от «красной линии» жилых домов. Кстати, риску «заработать» бронхиальную астму, по мнению медиков, подвергаются даже те, чьи окна выходят во двор. Панацеей не станут даже герметичные металлопластиковые окна и дорогостоящие кондиционеры, оснащенные фильтрами воздуха. Ведь покидая свою «крепость» или выходя на балкон, все равно приходится дышать выхлопными газами. Как утверждает начальник отдела экологии санитарно-эпидемиологической станции Киева Сергей Тимошенко, основная проблема центральной части города – сплошная линия застройки. А как следствие – вокруг старых домов практически отсутствует придомовая территория и зеленые насаждения, которые способствуют очистке воздуха.
Если ваше желание жить в центре, несмотря ни на что, остается непоколебимым, специалисты советуют обратить внимание на дома «последнего поколения» – построенные из легких конструкций и оснащенные современной системой кондиционирования и вентиляции, а также подземными автостоянками. Но главное, что в новостройках, особенно на верхних этажах, в отличие от большинства старых зданий центральной части города, соблюден принцип оптимальной инсоляции, согласно которому окна не должны затеняться близлежащими домами. Кстати, по санитарным нормам любое жилое помещение должно, как минимум, на 2,5 часа в день иметь доступ к воздействию прямых ультрафиолетовых лучей. Стоимость квартир в таких домах колеблется от $700 до $1000 за квадратный метр в районе Липок и Бессарабки. Несколько ниже цены на квартиры в районе проспекта Леси Украинки – в среднем $800 за 1 кв. м.
ГДЕ ТАК ВОЛЬНО ДЫШИТ ЧЕЛОВЕК?
Своеобразным утешением для жителей центральной части города может служить то, что с экологическими проблемами приходится сталкиваться не только им одним. К числу традиционно «неблагополучных» в этом плане относятся также районы старой Дарницы и ДВРЗ, жители которых вынуждены мирится с сомнительными соседями – заводами «Радикал» и «Химволокно» – предприятиями І категории вредности, которые согласно современным требованиям экологической безопасности вообще запрещено размещать в черте города. Правда, во времена их строительства действовали другие нормы. Однако и тогда санитарная зона вокруг химических производств должна была составлять минимум 1500 метров, чего на практике сделано не было. И несмотря на то, что сами заводы «приказали долго жить», последствия их деятельности, убеждены экологи, еще несколько десятков лет смогут ощущать обитатели прилегающих районов.
Цены на квартиры в этих районах столицы «не кусаются» – двухкомнатную квартиру в районе Старой Дарницы сегодня можно приобрести за $15 тыс. американских долларов, но и трудностей приходится претерпеть немало. Кроме выбросов промышленных предприятий через территорию жилого массива проходят железнодорожные пути, которые тоже оказывают не лучшее воздействие на окружающую среду.
Вряд ли вам доведется насладится свежим воздухом и выложив от $12 тыс. за однокомнатную или $18 тыс. за двухкомнатную квартиру на улице Олены Телиги. Причина кроется не столько в проходящей через нее скоростной автомагистрали, сколько в «перепаде высот». В «яму», в которой расположен Сырец, оседают вредные вещества, находящиеся в воздухе соседних районов.
А вот Отрадный, считавшийся в 60-70 годы самым загрязненным районом Киева, в последнее время избавился от своего сомнительного титула. Благодаря тому, что заводы имени Лепсе и «Большевик», через дорогу от которых находились жилые дома, стали работать лишь на половину своих мощностей, жители района смогли вздохнуть свободнее. Хотя из-за расположенных в центре жилой застройки транзитных автомагистралей, таких как Индустриальный проспект, о чистоте воздуха говорить пока не приходится. Кстати, цены на жилплощадь в этом районе столицы весьма умеренные – около $350 за 1 кв.м.
Хотя многие жители «престижной» части столицы традиционно относятся к «спальным» районам с некоторой долей пренебрежения, экологи единодушны – именно эта часть города держит пальму первенства во всем, что касается чистоты окружающей среды. Самые чистые места в Киеве одновременно и самые «дешевые» – Ветряные горы, Виноградарь, Новобеличи, Троещина и частный сектор на Нивках. К числу чистых можно отнести и престижные «спальные» районы – Позняки (за исключением домов, прилегающих к проспекту Бажана) и Оболонь (не считая Оболонского проспекта и улицы Маршала Тимошенко).
Довольно чистыми в плане экологии считаются и относительно недорогие Теремки ($300-400 за 1 кв.м.). «Атмосферные» проблемы тут случаются, но - только во время уборки урожая, когда на полях, которыми с трех сторон окружен жилой массив, крестьяне и дачники жгут мусор. Тогда даже не слишком сильный ветер способен перенести копоть на балконы расположенных поблизости домов.
БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ
Кстати, в Европе, на равноправное членство в которой мы долго и пока безуспешно претендуем, проблема загрязнения воздуха давно решена. Во-первых, все центральные улицы в подавляющем большинстве европейских столиц давным-давно превращены в пешеходные зоны. А, во-вторых, во всех странах Запада действуют весьма жесткие рамки контроля за качеством бензина и техническим состоянием автомобилей. Непременное условие – оснащение «четырехколесного друга» катализаторами и нейтрализаторами вредных веществ.
Педантичные американцы, которые весьма щепетильно относятся к собственному здоровью, решают проблему загрязнения атмосферы городов по-своему. Типичный американский город состоит из двух частей – центральной (на территории, которой расположены промышленные предприятия, офисы и т.д.) и жилой. Последняя буквально утопает в зелени и расположена достаточно далеко от центра города. Кроме того, практически в любом крупном городе США есть несколько скоростных автомагистралей с минимальной скоростью движения - 80 км/ч.
В нашей стране, как известно, любят перенимать заокеанский опыт. Тем более что подчас нам действительно есть чему поучится. По мнению главного эколога НИИ «Киевгенплан» Ирины Спициной, строительство таких магистралей – одно из приоритетных направлений развития города. Кроме того, согласно недавно утвержденному Генеральному плану, в ближайшие годы в Киеве планируется создать объездные автомагистрали и авто терминалы на въезде в город для того, чтоб уменьшить количество грузового транспорта на улицах столицы. А за счет демонтажа трамвайных путей градостроители намерены бороться с «пробками» в центре. Такая реконструкция позволит уменьшить атмосферное загрязнение на 15%. Правда, не известно еще, понравится ли это пассажирам общественного транспорта...
Не утихают споры и вокруг реконструкции бульвара Тараса Шевченко. Экологи – за, а историки – против. Первые аргументируют свою позицию тем, что бульвар – одно из самых «неблагополучных» в плане экологии мест города. Существенно улучшить ситуацию поможет расширение площади проездной части за счет вырубки сквера, находящегося в центре бульвара. Их оппоненты возражают, что такая реконструкция, по их глубокому убеждению, нанесет непоправимый ущерб историческому наследию города...
Вообще основной задачей Генерального плана развития столицы специалисты называют: «устранение нарушений функционального зонирования города и улучшение санитарных параметров». Проще говоря, до 2020 года планируется разделить промышленную и жилую зоны города. Теперь для предприятий будут создавать специальные «рекреационные зоны», которые будут находится где-нибудь подальше от исторической части Киева. Уже известно, что некоторые из них расположатся на Осокорках, Троещине и Куреневке, однако на расстоянии не ближе двух километров от линии жилых домов. Кроме того, предусматривается разместить рекреационные зоны так, чтоб при любом направлении ветра атмосферные выбросы не достигали жилой застройки и отделялись от нее полосой зеленых насаждений. Справедливости ради следует заметить, что подобные задачи ставились и в предыдущем Генплане, утвержденном еще в 1986 году. Правда, воплотить задуманное тогда так и не удалось. Ведь для этого необходимы такие суммы, по сравнению с которыми затраты на реконструкцию Майдана Незалежности кажутся невинной детской забавой.
ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ
Несмотря на то, что при строительстве любого жилья обязательно учитывается множество санитарных правил и норм экологической безопасности, угрозу могут таить в себе и те факторы, о которых мы даже не догадываемся. К примеру, мало кому известно, что на площади Льва Толстого и на Крещатике радиация почти как в Чернобыльской «зоне отчуждения». Причем наличие такого гамма-фона специалисты никоим образом не связывают с аварией на ЧАЭС. Задолго до аварии на электростанции ситуация в этих местах была точно такая же – «фонят» фундаменты гранитных зданий. «Неблагополучны» в этом отношении так же Контрактовая, Московская, Голосеевская и Севастопольская площади, Речной Вокзал и станция «Караваевы дачи». «Фонит» и сырецкая телевышка. Кстати, о ней разговор особый – электромагнитное излучение, которое идет от нее, может обеспечить жителям соседних домов (по улице Мельникова) серьезные проблемы со здоровьем. А вот мощные спутниковые антенны, установленные на крышах домов, могут оказывать вредное воздействие только в том случае, если ваши окна находятся менее чем в десяти метрах от «тарелки».
Таить в себе угрозу может и банальная свалка. По мнению начальника отдела экологии санитарно-эпидемиологической станции Киева Сергея Тимошенко, «несанкционированные» свалки, в последнее время становятся настоящей проблемой для города. Больше всего от сомнительного соседства страдают жители Харьковского массива и Южной Борщаговки. Впрочем, и те, кто обитает в центе города, также страдают от перенаполнения мусорных контейнеров, которые нередко расположены в непозволительной, с точки зрения санитарных правил, близости от окон жилых домов. Кстати, расстояние это обязательно (!) должно превышать 20 метров от «красной» линии дома, иначе паразиты, которые имеют обыкновение жить в подобных местах, могут переселится в подъезды и даже квартиры. По тем же причинам не самым благоприятным с точки зрения санитарных норм может оказаться и соседство вашего дома со «стихийным» рынком.
Уровень содержания цезия и стронция в водоемах столицы измеряют 2-3 раза в месяц. Контрольная станция находится в Гидропарке (всего по Днепровскому каскаду 11 таких пунктов). Содержание радионуклидов в воде, по данным службы экологического контроля, в несколько раз ниже предельно допустимой нормы. Казалось бы, можно радоваться – вода в Киеве чистая... Отнюдь. Ее качество зависит от «химии» – отходов промышленности. Только тяжелых металлов в воде в 10-50 раз больше допустимой концентрации... Впрочем, на качестве водопроводной воды это не сказывается, утверждает начальник государственной службы экологической безопасности Киева Николай Мовчан, а вот купаться – чревато последствиями.
Отравить существование в собственной «крепости» мы вполне способны и сами. Например, злоупотребляя лакокрасочными материалами. При повышении температуры до 23 градусов полы родной квартиры (и/или любая другая лакированно-крашенная поверхность) выделяют испарения ацетона, фенола и формальдегида. Дышать приходится и пылью, которая скапливается в коврах и ковровых покрытиях, которые украшают жилище современного гомо сапиенса.
В науке существует такое понятие – «усталые дома». По мнению психологов, дом в котором человек прожил более 10 лет, начинает вызывать у него тягостные и депрессивные ощущения. Поэтому время от времени жилье рекомендуется менять. При этом желательно помнить, что наиболее «грязными» считаются дома из темных и железобетонных конструкций. Хотя, как говорится, на каждый товар есть свой покупатель. Единственное, о чем лучше не забывать, так это о том, что «товар возврату не подлежит», а продавец, впрочем, как и государство, не несет ответственности за несоответствие вашей покупки мировым «экостандартам».
- 2055 переглядів