Главный архитектор уточняет курс
В связи с назначением нового главного городского архитектора и специалистов, и общественность прежде всего волновал вопрос о том, как отразится смена руководителя на работе Киевглавархитектуры. В своих первых публичных выступлениях начальник Главного столичного управления градостроения, архитектуры и дизайна городской среды Василий Присяжнюк был предельно краток: в основном обещал сохранить все лучшее из созданного предшественниками и не спешил раскрывать свои планы насчет возможных нововведений. Поэтому корреспондент «СТОличной недвижимости» решила узнать об этих планах подробнее.
«Киеву есть чем гордиться…»
— Вы совмещаете должности начальника Киевглавархитектуры и заместителя мэра. Таким образом, ваши полномочия значительно расширены по сравнению с прежним главным архитектором столицы. Что это вам дает?
— Теперь у меня есть больше возможностей влиять на принятие решений, которые касаются градостроительной политики. Так, благодаря работе, которая была проведена нами с руководством горадминистрации, в городском бюджете на этот год предусмотрено значительное увеличение расходов на разработку крайне необходимой сегодня градостроительной документации, из-за отсутствия которой очень сложно определять стратегию застройки отдельных микрорайонов, кварталов и целых городских территорий. А как показала практика, без надлежащего научного и нормативно-правового обоснования, только благодаря чутью и интуиции архитекторов невозможно решить многие важные вопросы.
— Что из построенного в столице за последнее время вы могли бы выделить?
— Безусловно, в Киеве сделано много позитивного. Достаточно назвать, например, обновленный и благоустроенный Крещатик, ряд восстановленных памятников архитектуры — Успенский собор, Михайловский Златоверхий монастырь, церковь Пирогощи… И киевляне, и гости столицы это видят и отдают должное работе городских властей. Меня как профессионального архитектора не могут не радовать удачные примеры реконструкции старинных зданий. Скажем, мне очень нравится то, на каком высоком уровне были осуществлены подобные проекты на улицах Институтской, Шелковичной, Ярославов Вал. Надеюсь, такая работа будет проводиться еще активнее.
— А когда, наконец, завершится реконструкция Дома с химерами?
— К сожалению, сегодня для этого не хватает средств. Пока работы там ведутся в основном за счет городской казны. Но как только из государственного бюджета будут выделены соответствующие ассигнования, можно будет определиться с конкретными сроками. Но уже ясно, что нам недолго осталось ждать «второго рождения» знаменитого здания.
— Смогут ли все желающие посещать этот дом после того, как он станет официальной резиденцией главы государства? Ведь, например, в США туристов пускают в Белый дом…
— Вполне возможно, что будут установлены определенные дни, когда все желающие смогут знакомиться с этим шедевром архитектуры. Хотя в тех же Соединенных Штатах зайти в Белый дом может далеко не каждый…
— Ходят упорные слухи, будто снова собираются перестраивать Майдан Незалежности. Говорят, что там «много дров наломали»…
— При рассмотрении проекта планирования территории Труханова острова мэр сказал, чтобы ему направляли предложения по дальнейшему обустройству Майдана, если таковые имеются. Все они будут внимательно изучены и обобщены. Вероятно, затем будут приняты соответствующие решения, но торопиться с этим не надо. Потому что, как говорится, ломать — не строить.
— Кстати, о начале реконструкции Европейской площади, объявлялось уже не один раз. Когда же она начнется?
— Фактически она уже началась. Главная задача, которая стоит перед нами, – найти оптимальное решение по застройке участка, который освободится после сноса аварийного дома по ул. Крещатик, 5
Мы уже провели конкурс, на лучший проект застройки, ведутся переговоры с инвесторами. Однако нам еще предстоит решить массу вопросов по организации движения автотранспорта после того, как на Европейской площади появится строительная техника. Саму же реконструкцию следует провести таким образом, чтобы в максимальной степени учесть интересы как инвесторов, так и всех горожан.
«Моя задача — координировать работу проектных организаций, архитекторов, заказчиков…»
— Какие проблемы в работе вашего управления требуют немедленного решения?
— У нас была создана соответствующая комиссия, которая выявила ряд таких недостатков. Среди них я прежде всего хотел бы отметить несвоевременную подготовку документов на проектирование и строительство. В результате не выдерживались сроки реализации проектов. Также допускались нарушения правил застройки и т. д. Еще раз повторюсь, во многом это было обусловлено пробелами в действующих нормативных актах, регулирующих вопросы градостроения. Понятно, что нас такое положение дел не устраивает. Кроме того, следует признать, что мы потеряли много времени, затягивая с разработкой детальных планов городских территорий. Поэтому до сих пор у нас нет многих важных документов, которые точно определяли бы возможности освоения тех или иных территорий, ограничения на строительство (максимальная этажность зданий, плотность застройки и т. п.). Это усложняло работу застройщиков, не давало нам возможности с максимальной пользой для города и его жителей использовать инвестиционный потенциал столицы.
— Предвидятся ли существенные изменения в политике Киевглавархитектуры?
— Сложный вопрос… Я работаю в управлении не так давно, а за несколько месяцев тяжело что-то радикально изменить. Вообще работу главного архитектора в полной мере можно оценить лишь через несколько лет после его назначения на эту должность. Сейчас я стараюсь решать самые наболевшие вопросы, которые ставят перед нами инвесторы и заказчики. И выход из положения вижу в том, чтобы заложить основы комплексного подхода в градостроительной политике. Чтобы в будущем избежать таких ошибок, которые, к сожалению, были допущены раньше и далеко не лучшим образом отражаются на жителях столицы.
— Почему далеко не всегда, принимая решения о застройке того или иного участка, городские власти учитывают мнения и пожелания киевлян?
— Для того, чтобы учитывать пожелания людей, их нужно сначала проинформировать о том, что собираются делать городские власти. Я считаю, что нам нужно создать такие открытые каналы информации, дабы жители столицы могли составить объективное мнение о конкретных проектах.
— Не возникает ли у вас порой желания самому взять в руки карандаш и что-нибудь подправить, предложить свое решение?
— Иногда хочется так и сделать. Но времени нет… Но все-таки главная моя задача — координировать работу проектных организаций, архитекторов, заказчиков. А результатом этой работы должны стать благоустроенные жилые кварталы, улицы и площади столицы.
— А как проходит согласование подготовленного Госстроем проекта Указа Президента об упрощении системы выдачи разрешений и согласований на строительство?
— Трудно, поскольку данный проект затрагивает интересы многих учреждений и ведомств. Но я убежден, что мы обязательно придем к принятой во всем мире практике «единого окна заказчика», чтобы инвестор или застройщик обращался по всем своим вопросам в одну инстанцию, а не бегал по кабинетам чиновников. Основная идея этого документа в том и состоит, что каждое заинтересованное лицо (организация), обратившись к городским властям, через несколько месяцев получит пакет документов, необходимых для начала строительства. Над этим и работает сегодня Госстрой Украины. Со своей стороны мы начали подготовку новой редакции правил застройки. Таким образом, мы общими усилиями сможем обеспечить прозрачность всех процедур, начиная с подготовки проекта и заканчивая сдачей готового объекта в эксплуатацию.
«Инвесторы готовы работать по-новому…»
— Вы неоднократно заявляли, что являетесь сторонником комплексного подхода к застройке столицы. Говорили и о том, что планируете с этой целью проводить конкурсы проектов. Но ведьтакие попытки предпринимались и раньше. Помнится, несколько лет назад был конкурс на лучший проект реконструкции квартала возле Крещатика. Но денег на его реализацию так и не нашли. Неужто теперь инвесторы созрели для того, чтобы вкладывать деньги в комплексное освоение территорий?
— Да, уже есть инвесторы, которые заинтересованы в комплексной застройке жилых кварталов. Так, есть желающие вложить деньги в реконструкцию квартала, ограниченного улицами Воровского, Гоголя и Коцюбинского. Реализуется проект реконструкции квартала между бульваром Шевченко, улицей Пушкинской и площадью Льва Толстого. Голосеевская районная администрация взялась за комплексное освоение квартала в пределах улиц Саксаганского, Жилянской и Владимирской…
— Может быть, крупные строительные компании сейчас и осилят комплексную застройку обширных территорий, а как быть небольшим фирмам?
— Сегодня в столице успешно работают как крупные, так и небольшие строительные компании. Каждый находит свою нишу. Так что, думаю, работы хватит всем.
— Комплексный подход, кроме всего прочего, потребует значительных капиталовложений из городской казны. Поскольку инвесторы вряд ли будут финансировать создание всей необходимой инфраструктуры – инженерных коммуникаций, паркингов, дорог и т. д. Готов ли город к этому?
— Город и так до сих пор нес основную нагрузку по созданию инженерно-транспортной инфраструктуры. И, в принципе, так будет и дальше: для того, чтобы привлечь инвесторов, нужно вложить немалые деньги и создать нормальные условия для застройщиков.
— Вы еще в прошлом году заявляли, что хотите начать работу над проектом детального планирования центральной части города. Как продвигается эта работа?
— На заседании Градостроительного совета мы уже рассмотрели детальный план Печерского района. Сейчас разрабатывается детальный план застройки жилых массивов на Левом берегу, в частности на Позняках. Мы планируем значительно ускорить эту работу, привлекая к ее финансированию как средства из городского бюджета, так и средства инвесторов. Тот, кто захочет начать освоение какого-либо привлекательного участка, должен будет сначала вложить деньги в разработку проекта ДПТ...
«У города есть неиспользованные резервы…»
— Какие из проектов, которые реализуются в данный момент в Киеве, вы считаете наиболее перспективными?
— Безусловно, один из самых масштабных проектов — обустройство Труханова острова, которое начнется в самое ближайшее время. Кроме того, следует отметить комплексный проект застройки площади перед НСК «Олимпийский» и реконструкции самого спорткомплекса. Практически завершено проектирование большого торгово-офисного центра в районе улиц Мечникова, Старовокзальной и Жилянской. Возводятся пять 34-этажных жилых домов на Троещине. Данный эксперимент должен показать, стоит ли строить такое жилье в столице и как это делать? Однако самый важный проект, над реализацией которого мы сейчас работаем, – это Подольско-Воскресенский мостовой переход. Он обещает стать одной из важнейших транспортных артерий Киева, которая свяжет практически полумиллионное население Троещины и Воскресенки с Правым берегом.
— Кроме железнодорожного моста через Днепр, которого нет в Генплане развития Киева, Минтранс также собирается строить крупный вокзал на Дарнице…
— Что касается реконструкции Дарницкого вокзала, то это действительно нужная и важная работа. Ведь одного Центрального железнодорожного вокзала для столицы явно мало. Потому данную инициативу Минтранса можно только приветствовать.
— В Генплане также много внимания уделяется вопросам перепрофилирования и обустройства промышленных зон. Какие из них городские власти планируют «уплотнить» и «облагородить» в ближайшее время?
— Есть уже много примеров, когда промышленность выносится за пределы центра. Скажем, возле железнодорожного вокзала на бывшей территории завода «Ленинская кузня» нынче строится торгово–офисный центр. Кстати, это далеко не единственный случай, когда здания промышленного назначения перепрофилируются в торговые предприятия. Вообще мы стремимся разгрузить промышленные территории, которые находятся в центральной части города. В первую очередь планируем вывести промышленность за пределы Рыбальского острова и улицы Набережно-Крещатицкой, где должно начаться строительство новых жилых и административных зданий.
— Некоторые специалисты говорят, что разговоры о дефиците земли под застройку в центре города безосновательны. Дескать, при рациональном подходе там еще можно найти немало свободного места… Насколько такие утверждения соответствют действительности?
— По всем прогнозам в ближайшие годы в Киеве не будет значительного прироста населения. Но, исходя из действующих норм обеспечения граждан жильем, вскоре столице все равно придется выйти за ныне существующие границы. Потому что свободных земель в городе действительно не так много. Однако если рационально использовать старые городские территории, прежде всего те, что застроены ветхими домами, то еще можно изыскать немалые резервы.
Из досье «СТОличной недвижимости»: Присяжнюк Василий Федорович родился в 1944 году. Окончил архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института. В 1971-1976 гг. — работал в Житомирском филиале института «Гипрогражданпромстрой». С 1976 г. по 1983 г. – главный архитектор Житомира. В 1983 году переехал в Киев. Работал инструктором отдела строительства и городского хозяйства ЦК КПУ. С 1988 г. – начальник Управления архитектуры и социального развития села, замначальника Главного управления архитектуры и территориального развития Госстроя, начальник Главного управления архитектуры и градостроения Минстройархитектуры Украины. С 1997 г. — зампредседателя Госстроя.Начальником Главного столичного управления градостроения, архитектуры и дизайна городской среды назначен в октябре прошлого года. Заслуженный архитектор Украины. Дважды становился лауреатом Государственной премии Украины в области архитектуры (в 1993 г. — за реконструкцию Старого бульвара в Житомире, а в 2003 г. — за разработку Генеральной схемы планирования территории страны).
- 686 переглядів