О жилищно-коммунальных приоритетах столицы
Похоже, городские власти твердо вознамерились убедить жителей столицы в том, что протекающие крыши, загаженные подъезды, неработающие лифты и т. д. — это не навсегда. Потому и разработали рассчитанную до 2010 года программу реформирования коммунальных служб, которые обеспечивают жилища киевлян благами цивилизации. О том, как сия масштабная программа будет реализовываться на практике, корреспонденту «СТОличной недвижимости» рассказал начальник Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Киева Дмитрий Гуленко.
«Надо учиться быть собственниками…»
— Дмитрий Осипович, не секрет, что коммунальное хозяйство столицы пребывает «в загоне», а кое-кто даже утверждает, что оно на грани развала. Действительно все так плохо?
— О серьезности ситуации говорят следующие цифры: потребители задолжали городским коммунальным предприятиям почти 830 миллионов гривен, а сами они, в свою очередь, должны кредиторам свыше 930 миллионов.
— Есть выход из этой ситуации?
— Да. Необходимо как можно быстрее принять целый ряд нормативных актов, и прежде всего новый Жилищный кодекс, чтобы начать радикальное реформирование жилищного хозяйства.
— Судя по тому, как Верховная Рада рассматривает проект Жилищного кодекса, примут его нескоро…
— Действительно, этот процесс несколько затянулся. Однако не следует забывать о том, что 70% киевлян на сегодняшний день являются собственниками своего жилья. Потому возникает вопрос: не лучше ли нам вместо того, чтобы надеяться на государство, самим заняться проблемами содержания и эксплуатации своего жилья? До того времени, пока мы не возьмем на себя ответственность за обслуживание собственного жилья, будут продолжаться пустые разговоры о плохой работе ЖЭКов. Поэтому я считаю, что для эффективного управления жилищным фондом сегодня надо везде создавать общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Тем более, что процедура уже отработана, есть соответствующая нормативная база…
— Вот Вы ратуете за ОСМД, а между тем люди, которые решились на такой шаг, нередко сетуют на трудности, с которыми им приходится сталкиваться при создании таких объединений...
— В нашем управлении создан специальный отдел, где все желающие могут получить бесплатные консультации относительно создания ОСМД. Мы также обеспечиваем граждан всеми документами, которые необходимы для регистрации таких объединений. Вообще мы делаем все от нас зависящее, чтобы люди охотнее вступали в ОСМД. Но, к сожалению, сейчас из более чем семи тысяч жилых киевских многоквартирных домов только 258 принадлежат обществам совладельцев.
— Насколько мне известно, многих отпугивают неясные перспективы проведения первого после приватизации ремонта дома. По закону такой ремонт обязано делать государство. Однако нигде не указано, каким он должен быть: то ли это замена крыши, то ли реставрация фасада…
— В самом деле, данный вопрос на сегодняшний день недостаточно урегулирован. Потому нам трудно выполнять закон, а киевляне не хотят брать на себя обязательства по содержанию своих домов.
— Не в этом ли кроется основная причина нежелания людей создавать ОСМД?
— Не думаю. Все-таки, по моему мнению, главный камень преткновения — нежелание людей принимать непосредственное участие в благоустройстве собственного жилья. К сожалению, до многих пока еще не дошло, что рано или поздно им таки придется это делать.
«С реформами медлить нельзя…»
— Какие направления работы вашего управления являются на сегодняшний день приоритетными?
— В первую очередь мы занимаемся проблемами создания ОСМД. Лично я очень жду того момента, когда городским жилищным фондом в основном будут управлять настоящие Собственники с большой буквы. Кроме того, нас очень беспокоит, что регламентные работы по эксплуатации домов проводятся в лучшем случае частично. И это не лучшим образом отражается на состоянии внешних и внутренних сетей водоснабжения и отопления. Несмотря на все наши усилия, техническое состояние большинства домов продолжает ухудшаться, практически не идет процесс реабилитации «хрущевок». В то же время количество работников ЖЭКов в расчете на 1000 жителей у нас в пять раз превышает европейские показатели. О чем это говорит? Да о том, что работают ЖЭКи неэффективно. И дальше так продолжаться не может. Потому первым шагом к реформированию столичного жилищного хозяйства станет пилотный проект, который вскоре мы собираемся реализовать на Оболони.
— Почему в качестве полигона для пилотного проекта выбрали именно Оболонь?
Руководители района сами обратились к нам с таким предложением.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте
— Речь идет об эксперименте по реформированию системы управления жилищным хозяйством. Проходить он будет по трем направлениям. Во-первых, планируется передать в частные руки все жилищно-эксплуатационные участки. Во-вторых, мы собираемся реорганизовать управления жилищно-коммунального хозяйства в «службы заказчика», главной задачей которых будет конкурсный отбор организаций для обслуживания жилья. Кроме того, введем еще обязательное лицензирование поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, нам удастся обеспечить надлежащее качество сервиса и выбрать самых достойных. Чтобы заказчик мог сам выбирать, с кем ему сотрудничать. В принципе, на уровне районов конкурсная система отбора жилищно-эксплуатационных организаций уже работает и есть примеры, когда жилые дома обслуживают частники. По моему мнению, это положительный опыт, который заслуживает внимания и распространения.
— Идея, конечно, хорошая. Однако вряд ли частный капитал придет в жилищно-коммунальную сферу, если там нельзя будет заработать. А насколько мне известно, квартплата нынче не покрывает расходов по содержанию домов...
— Эксплуатационные издержки можно значительно снизить за счет повышения эффективности работы организаций, обслуживающих жилье.
— Тем не менее, при нынешних тарифах без дотаций вряд ли удастся обойтись…
— А кто сказал, что их нет сейчас? Та же программа «Мой дом, мой двор» является наглядным примером дотирования городского коммунального хозяйства.
— Кстати, в ближайшее время повышения тарифов не ожидается?
— Это вопрос политический. И с трибуны Верховной Рады уже неоднократно звучали заявления о том, что повышения тарифов не будет. Однако ситуация сегодня такова, что нужно определиться, каким же образом обеспечить нормальную работу жилищно-коммунальной сферы, которая является убыточной. За какие средства ремонтировать дома, проводить замену лифтов, коммуникаций и т. д.? Мне кажется, надо развязать руки местной власти, чтобы она могла эффективно решать эти вопросы.
— А может сегодня городская власть реально влиять на процесс формирования тарифов? Ведь, как утверждают специалисты Антимонопольного комитета, киевляне переплачивают за воду, тепло…
— Согласен, это актуальная проблема. Понятно, что жители столицы не должны платить, например, за воду, которая вытекла через дырку в водопроводе. Нынче все умеют считать деньги… Выходом из положения может стать повсеместная установка приборов учета тепла, газа, воды. До конца 2007 года мы планируем оснастить все квартиры счетчиками. Кроме того, мы намерены стимулировать потребителей экономно расходовать энергоресурсы. Транжир будем нещадно штрафовать, а полученные средства направлять на установку счетчиков.
— Но почему сейчас потребители вынуждены устанавливать счетчики за свои деньги?
— Конечно же, этим должны заниматься сами компании–поставщики. Но счетчики выгодно устанавливать даже за свой счет, они себя быстро окупят. Ведь почти никто не использует такое количество воды, за которое платит… Завышенные тарифы являются одной из причин того, что у нас в городе такая большая задолженность по коммунальным платежам. Мы с нетерпением ждем 1 июля, когда, наконец, вступит в силу закон о реструктуризации задолженности физических лиц. А наши районные управление уже готовят списки должников.
— Как Вы думаете, позволит данный закон решить проблему неплатежей?
— Закон позволит нам провести комплекс мероприятий по погашению задолженности населения. Должнику достаточно будет прийти в ЖЭК и написать заявление о том, что он обязуется погасить задолженность в течение определенного срока. Естественно, в каждом конкретном случае вопрос будет решаться индивидуально. Максимальный срок — пять лет. Есть основания полагать, что за это время благосостояние людей возрастет, и минимальная зарплата будет достаточной для того, чтобы регулярно оплачивать счета за коммунальные услуги.
«Планов много – денег мало…»
— Вы упомянули о программе «Мой дом, мой двор». Сколько денег выделено в нынешнем году на ее реализацию?
— В городском бюджете предусмотрено 120 миллионов гривен. Это намного больше, чем раньше. Средства пойдут на реконструкцию и благоустройство домов, а также придомовых территорий. Как вы знаете, раньше у нас были отдельные программы по ремонту крыш, фасадов, дворов. Теперь же все они объединены в одну программу. Потому что мы хотим работать комплексно, делать сразу все: чинить крышу, обновлять внешние и внутренние коммуникации, фасады, детские площадки. В этом году мы, кроме всего прочего, ремонтируем лестничные клетки и меняем лифты. Сейчас благодаря данной программе благоустроены целые жилмассивы в Голосеевском, Оболонском, Днепровском районах.
— Часто возникают вопросы по формированию списков домов, которые подлежат ремонту. По какому принципу они составляются?
— Списки составляются райадминистрациями, поскольку им на месте виднее, что нужно ремонтировать в первую очередь. Естественно, в первую очередь ремонтируются старые здания. Сейчас в этих списках более ста домов.
— Насколько влияет «субъективный фактор» на формирование списков?
— По моему мнению, райадминистрации подходят к этому вопросу продуманно и взвешенно.
— В прошлом году были выявлены факты завышения стоимости ремонтных работ. Какие выводы сделаны?
— Если такие факты имели место, то я уверен, что райадминистрации приняли соответствующие меры.
— Как бы Вы оценили работу городских коммунальных служб минувшей зимой?
— Если бы Киев переживал все будущие зимы так, как пережил минувшую, то было бы очень даже хорошо. Ведь, несмотря на многочисленные трудности, в домах киевлян было тепло и комфортно.
— А как нынешним летом будут проводиться отключения горячей воды?
— В «Киевэнерго» сейчас активно работают над тем, чтобы свести такие отключения к минимуму. Но пока обойтись без них нельзя. График отключений уже утвержден, и жителей каждого района обязательно будут информировать о предстоящих ремонтных работах на теплосетях. Отключать же горячую воду будут максимум на 10 дней.
— В последнее время много говорится о необходимости создания в Киеве целостного комплекса по переработке и утилизации мусора. Что делается в этом направлении?
— Пока что из-за нехватки средств мы вынуждены ограничиваться локальными проектами. Так, в некоторых дворах уже появились специальные контейнеры для разных видов бытовых отходов. Планируем построить три линии для сортировки мусора. Это необходимо делать, ведь весь мир уже давно не выбрасывает на свалки бумагу, полиэтилен и стекло, а пускает все в дело. Ежегодно Киев вырабатывает около 800 тысяч тонн бытовых отходов. Если мы наладим их эффективную переработку, то, во-первых, будем получать ценное сырье для промышленности, а во-вторых, спасем город от мусорных куч.
— Из года в год киевляне жалуются на плохую работу лифтов. Предвидятся ли здесь какие-то позитивные сдвиги?
— Все упирается в недостаточное финансирование. Есть программа замены и модернизации лифтов, однако не хватает средств. Тем не менее, в нынешнем году на эти цели выделено 20 миллионов гривен. Для сравнения: в позапрошлом году было всего 12 миллионов, а в прошлом — 17. В ближайшее время мы планируем заменить около 300 аварийных лифтов, которым уже исполнилось 25 лет. Конечно, хотелось бы сделать больше, но замена одного лифта обходится городскому бюджету в 180 тысяч…
— Как-то поутихли разговоры о программе строительства помещений для охраны. Она еще действует?
— Мы продолжаем строить такие помещения, а в новостройках они запланированы изначально. Другое дело, что до сих пор законодательно не урегулирован статус консьержек, вопросы оплаты их труда, социальной защиты. Но то, что зависит от нас, мы делаем. Кстати, в последнее время мы не только строим помещения для охраны, но и укомплектовываем их мебелью, устанавливаем телефоны.
Из досье «СТОличной недвижимости»:
Гуленко Дмитрий Осипович родился в 1949 году. После окончания Киевского инженерно-строительного института работал на стройках столицы, затем — на государственной службе (был председателем Московской райадминистрации, заместителем киевского мэра). В 2002 г. возглавил главное городское управление жилищно-коммунального хозяйства. Заслуженный строитель Украины.
- 758 переглядів