О буднях и проблемах столичного БТИ
Практически каждому киевлянину хотя бы раз в жизни приходится иметь дело с Бюро технической инвентаризации. Но, тем не менее, большинство жителей столицы имеет весьма приблизительное представление о работе этой организации. Чтобы восполнить данный пробел, корреспондент «СТОличной недвижимости» встретилась с заместителем начальника БТИ Николаем Сушко.
«Условия нам диктует рынок…»
— Рынок недвижимости нынче на подъеме. Насколько увеличился у вас объем работы?
— Безусловно, работы нам прибавилось. Правда, какие-то конкретные цифры в подтверждение этого назвать трудно. Уверенно могу утверждать лишь одно: что касается регистрации прав собственности, то большого прироста документооборота мы не почувствовали, ведь это направление и так было достаточно объемным. Возможно, свою роль сыграло и отсутствие «обязаловки» в этом вопросе. Ведь в Гражданском кодексе не указаны определенные сроки регистрации прав собственности, отмечено лишь, что договора купли-продажи подлежат регистрации. Впрочем, количество сделок с недвижимостью на вторичном рынке заметно увеличилось. Я могу судить об этом по возросшему количеству выданных справок-характеристик. Чаще с запросами к нам стали обращаться различные государственные органы…
— И как же вы справляетесь с возросшей нагрузкой?
— Увеличиваем штат сотрудников и стараемся максимально эффективно использовать свои внутренние резервы. Сегодня у нас работает 259 человек, включая инженеров и специалистов, занимающихся приемом и выдачей заказов. Не так давно мы провели внутреннюю реорганизацию. В результате некоторые отделы (например, статистический и экспертной оценки) мы сократили, а другие, наоборот, увеличили, «перебросив» туда людей. Эти решения продиктованы простым принципом: каждый сотрудник должен приносить организации прибыль. Следовательно, если тот или иной отдел нерентабелен и заработанных им денег не хватает даже на зарплату, мы «перебрасываем» людей на другие участки, скажем, на прием-выдачу заказов (а в этом отделе всегда самые большие очереди). Там «лишние руки», как говорится, всегда нужны. Таким вот образом выходим из положения… Сильно увеличивать штат мы сегодня не можем, поскольку не хватает помещений для того, чтобы разместить людей.
— У вас есть проблемы с подбором персонала?
— В принципе, нет. Мы не выдвигаем к кандидатам каких-то особых условий.
— С какими вопросами чаще всего к вам обращаются граждане?
— Трудно сказать… Все услуги, которые предоставляет БТИ, а это и регистрация прав собственности, и выдача справок-характеристик на объекты недвижимости, и техническая инвентаризация, и подготовка техпаспортов – востребованы. Кстати, не так давно мы создали отдел экспертной оценки, и теперь все желающие могут заказать экспертную оценку недвижимого имущества непосредственно в бюро.
— Ваши тарифы на экспертную оценку отличаются от тех, по которым работают другие оценщики?
Они приблизительно такие же. Ведь цены нынче диктует рынок. Поэтому оценка стандартной квартиры обходится примерно в 200 грн. Сами понимаете, что составление акта оценки крупного имущественного комплекса будет стоить дороже...
«Жалуются на нас редко…»
— За что вас обычно ругают?
— Лучше спросите, за что нас хвалят…
— И за что же?
— Нас хвалят за то, что мы в течение одного дня производим 500-800 регистраций прав собственности, выдаем приблизительно такое же количество справок-характеристик, отвечаем на 500-700 запросов и обеспечиваем 500-600 выходов инженеров на объекты. Теперь вы понимаете, какой большой объем работ выполняет БТИ? Вот после этого можно поговорить и о жалобах…
— Есть определенная категория людей, которые доставляют вам больше всего неприятностей?
— Чаще всего конфликты провоцируют совладельцы недвижимого имущества. Типичный случай: человек владеет частью квартиры и хочет ее, допустим, продать, а ему начинают оказывать противодействие родственники или соседи. Ведь для такой сделки необходимо согласие всех жильцов квартиры или дома. А работник БТИ, в свою очередь, должен осмотреть всю квартиру. Но нередко случается, что совладельцы коммунальных квартир или частных домов отказываются впускать к себе наших сотрудников, тут-то и возникают разные «коллизии»... На нас жалуются, что БТИ не выдает справку-характеристику, а мы не можем этого сделать, потому что совладельцы не пускают техников бюро на свою половину дома, мы же вправе выдавать какие-то заключения только после осмотра всего объекта. Часто случается, что один наш техник выезжает на осмотр 25-30 квартир в день. Соответственно, он составляет свое расписание, предварительно согласовав его с заказчиками. Но бывает, что работник БТИ подъезжает, а дома никого нет. Очень часто в таких случаях люди предъявляют к нам необоснованные претензии типа «я только в магазин выскочила (или мусор вынесла), могли бы и подождать…» Единственный выход, который мы можем предложить таким клиентам — заказать повторный выезд техника и, разумеется, еще раз его оплатить. Стоит такая услуга 17 грн. Понятно, что для некоторых граждан это накладно, тем не менее, мы не можем позволить себе работать бесплатно. В завершение замечу, что, несмотря на огромный объем работы, который ежедневно выполняет бюро, жалуются на нас не так часто. Максимум один недовольный в день…
— Так как БТИ является хозрасчетной организацией, хотелось бы узнать, кто устанавливает расценки за ваши услуги?
— Как я уже говорил, у нас существует четыре основных направления деятельности – регистрация прав собственности, выдача справок-характеристик, инвентаризация объектов и экспертная оценка недвижимости. И мы разработали гибкую систему тарифов. В каждом конкретном случае цена услуги зависит от сроков исполнения. У нас предусмотрены разные тарифы на работы, которые выполняются в течение месяца, двух недель, недели и в трехдневный срок. Стоимость услуг для юридических и физических лиц разная. Утверждены наши тарифы приказом начальника БТИ, зарегистрированным в управлении юстиции Киевской горадминистрации и согласованы с Комитетом по ценовой политике.
«С Единым реестром спешить не надо…»
— Как отразились на вашей работе события, связанные с созданием Единого реестра прав на недвижимое имущество?
— Из-за неконструктивной позиции Минюста, одно время пытавшегося запретить киевским нотариусам заверять справки-характеристики старого образца, пострадали многие граждане. Да и мы понесли немалые убытки, поскольку нам пришлось «заморозить» заказы на быстрое исполнение услуг. Тарифы на эти работы, естественно, выше, и БТИ потеряло деньги... Мы долго ждали, что кого-то все же посетит мысль, что при нынешней ситуации вводить Единый реестр преждевременно. Но этого, к сожалению, не произошло…
— Чем же вас не устраивает позиция Министерства юстиции в этом вопросе?
— Я твердо убежден, что при принятии таких решений нужно руководствоваться законом, а не подзаконными нормативными актами. Только закон может устанавливать держателя информации об имуществе граждан, который уполномочен сводить ее в единую базу данных. Что же касается нынешней ситуации, то я, как говорится, сходу могу привести несколько правовых противоречий. Во-первых, Конституция Украины запрещает несанкционированный сбор информации о гражданах. Во-вторых, законом об информации определено, что такого рода информация должна предоставляться бесплатно. К примеру, ГАИ бесплатно предоставляет информацию о владельцах автомобилей из своей базы данных. А что же делает Министерство юстиции? Чтобы внести и получить информацию из Единого электронного реестра нужно заплатить 25 грн. 50 коп. Таким образом, выходит, что для получения информации человек должен обратиться в БТИ по месту жительства и заплатить пресловутые 25 гривен. Но, кроме того, и бюро будет брать деньги за изготовление данной справки. Ведь это работа конкретного человека, которая состоит в том, чтобы взять бумагу, заправить в принтер, связаться по модемной связи с базой данных… Это тоже труд, который придется оплачивать заказчику. В этом случае логичнее было бы, чтобы тарифы на эти услуги устанавливало БТИ, при этом сама выписка из реестра должны быть бесплатной.
— А как вы оцениваете перспективу создания Единого реестра Госкомземом?
— Это воистину титанический труд. И, откровенно говоря, я не понимаю, зачем сейчас заварили всю эту кашу. Почему-то все вокруг только и делают, что говорят о необходимости создания Реестра, а для чего он так срочно нужен, никто ни разу так и не удосужился популярно объяснить…
— Инициаторы его скорейшего создания обычно ссылаются на зарубежный опыт…
— Я не утверждаю, что Реестр не нужен вообще, я спрашиваю: «Нужен ли он нам именно сейчас?» В нашем бюро есть так называемые регистрационные книги, где с таким же успехом можно взять необходимую информацию относительно объектов недвижимости в Киеве. Для удобства работы с этой информацией и для того, чтобы обеспечить оперативную выдачу запросов правоохранительным органам, мы создали собственную базу данных. У нас хранится огромный массив информации: четыре комнаты полностью заставлены стеллажами с таким расчетом, чтобы между ними мог пройти один человек. Книги, в которых хранится информация по каждому конкретному объекту, имеют по 400 страниц. Еще раз подчеркиваю: в нашем бюро содержится информация только об объектах недвижимости, которые расположены в Киеве. Поэтому мне, например, непонятно, зачем кому-то из других регионов пользоваться нашей базой данных, как это предлагает сделать тот же Минюст, объединив всю информацию в одном реестре. Тем более, что действующим законодательством четко определено, что получать сведения об имущественном состоянии собственника можно только с его согласия…
— Как вы обеспечиваете конфиденциальности сведений, хранящихся в БТИ?
— Доступ к нашей базе данных имеют всего лишь четыре сотрудника бюро. Плюс современная система защиты, оснащенная паролем. Однако Министерство юстиции предлагает передавать туда весь этот массив информации по модемной связи. Я считаю, что делать это опасно, так как после такой передачи за конфиденциальность сведений уже никто не сможет поручиться. А ведь согласно законодательству доступ к такой информации, кроме самих собственников, могут иметь только сотрудники правоохранительных и судебных органов при исполнении своих служебных обязанностей…
— Сотрудничаете ли вы с Госкомземом, который теперь занимается созданием Единого реестра?
— Мы считаем, что соответствующая инициатива должна исходить от Госкомзема, это они должны нам предлагать методы взаимодействия и сотрудничества, а мы будем решать, согласны мы с этим или нет, и насколько это соответствует действующему законодательству. Ведь уже есть реальный пример того, к чему привели действия Минюста, Госкомзема и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, которые подписали совместный приказ о передаче регистрации прав собственности Министерством юстиции Госкомзему. Это абсолютно не соотносится с Указом Президента, и Генеральная прокуратура уже опротестовала этот документ. А вообще-то следует признать: пока что создание данного реестра людям не в радость, а в тягость. Я не вижу в данный момент от него пользы, зато его создание повлечет за собой дополнительные расходы для граждан. Мне часто приходится общаться с работниками других БТИ, и я знаю, как на самом деле приходится сегодня работать с Единым реестром. К примеру, если до перехода на новый порядок регистрации Донецкое БТИ выдавало около 500 справок в день, а сейчас в десять (!) раз меньше. К тому же с реестром приходится каждый раз соединяться по модемной связи, которая часто отсутствует, а между тем справку нужно обязательно выдавать, ведь заказчик уже заплатил деньги… По большому счету, такое нововведение не выгодно никому, кроме самого Минюста. Посудите сами: в Украине около трехсот БТИ, каждое из них выдает около 100 выписок в день и за каждой из них необходимо обращаться в электронный реестр и платить по 25 гривен.
Из досье «СТОличной недвижимости»:
Сушко Николай Михайлович родился в 1969 году. В 1993 г. окончил факультет электронной техники КПИ. В киевском Бюро технической инвентаризации работает с 2001 года. С сентября 2002 г. – заместитель начальника БТИ.
- 1626 переглядів