Глава государства не упустил случая в очередной раз продемонстрировать свою заботу о простых людях, издав указ № 1077/2007 «О мерах по строительству доступного жилья в Украине и улучшению обеспечения граждан жильем».
Как следует из текста самого указа, главной его целью является создание условий для реализации права граждан на жилье. В частности, путем наращивания строительства недорогого жилья, которое было бы по карману большинству украинцев. Для решения данной масштабной задачи Президент постановил создать целостную систему государственной поддержки людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также застройщиков, которые будут возводить недорогое жилье. Для народа предусмотрены специальные субсидии, чтобы граждане с невысокими доходами могли уплатить первый взнос за будущую квартиру. Стройкомпаниям гарантируется возможность получения бесплатной земли под застройку, освобождение от разных отчислений на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры и упрощенный порядок оформления разрешительной документации на строительство.
В связи с этим Кабмину поручено, во-первых, предусмотреть в госбюджете на 2009 год ассигнования на строительство доступного жилья в размере 0,5% ВВП; во-вторых, в шестимесячный срок разработать и внести на рассмотрение парламента законопроект о строительстве такого жилья и, в-третьих, принять меры для ускоренного развития в стране ипотечного кредитования.
Несложно заметить, что основные пункты указа № 1077/2007 совпадают с положениями предложенного недавно Строительной палатой Украины законопроекта «О государственной поддержке обеспечения граждан жильем и развитии жилищного строительства», который активно лоббировали в Верховной Раде прошлого созыва крупные отечественные застройщики. Отмечая этот очевидный факт, эксперты констатируют, что такая преемственность обусловила как сильные, так и слабые стороны президентского акта.
В принципе соглашаясь с тем, что государству следует содействовать гражданам в приобретении жилья, вместе с тем специалисты указывают на ряд спорных моментов, которые есть в указе № 1077/2007. Так, некоторые пункты данного документа прямо или косвенно нарушают правила добросовестной конкуренции. Ведь предоставление застройщикам, получившим заказы на сооружение доступного жилья, преференций при отведении земельных участков и согласовании документации на строительство изначально ставит таких застройщиков в привилегированное положение по сравнению с другими стройкомпаниями. Кроме того, эксперты обеспокоены тем, что компании, которые будут строить доступное жилье, освобождаются от уплаты взносов на инженерно-транспортную и социальную инфраструктуру. Потому что в настоящее время ни местным бюджетам, ни собственникам инженерных сетей такая нагрузка не под силу. А раз так, то эти расходы власти на местах вынуждены будут переложить на плечи других застройщиков. В результате значительно вырастет стоимость квадратного метра в других сегментах первичного рынка жилья…
Таким образом, чисто административное стимулирование строительства относительно дешевого жилья неминуемо спровоцирует структурные перекосы на жилищном рынке. Поэтому, считают многие эксперты, есть смысл отказаться от предусмотренного в указе Президента малоэффективного механизма прямого государственного финансирования застройщиков, сооружающих доступное жилье. Для государства и граждан было б гораздо выгоднее, если бы бюджетные средства направлялись на компенсацию процентных ставок по ипотечным кредитам. А люди сами выберут, какое жилье им нужно…
- 511 переглядів