Реєстрація /

Столичные перспективы

Каким будет Киев через 20 лет

Достаточно проехаться по улицам столицы, дабы воочию убедиться в том, что город постепенно превращается в одну большую стройплощадку. То тут, то там возводятся жилые многоэтажки, а рядом с ними — модерновые «сундуки» из тонированного стекла. Стороннему наблюдателю сложно уловить логику развития этого процесса, даже более того — порой кажется, что какой-либо логики нет вообще. На самом же деле ее определяют различные постановления киевской власти о развитии жилищного строительства, транспорта, социальной сферы. Есть, наконец, Генеральный план развития города. И хотя говорят, что разобраться в нем неспециалисту практически невозможно, тем не менее, такое желание возникает у многих, ведь в этом документе заложены главные принципы, согласно которым будет расти столица в ближайшие 20 лет.

КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

Прежде всего, возникает вполне логичный вопрос, зачем было утверждать новый Генплан, если еще не выполнен старый, принятый в 1986 году. Как утверждает начальник управления градостроительной документации и кадастра Главархитектуры Юрия Скляренко жизнь внесла в него значительные коррективы. В первую очередь речь идет о появлении новых форм собственности. «Если раньше, руководствуясь Генпланом, государство могло снести целые села, выделив жителям квартиры, то сегодня городские власти обязаны договариваться с каждым собственником в отдельности. Главным застройщиком, вместо государства стали частные инвесторы, и руководить в таких условиях застройкой города намного труднее», — сетует он. По словам Юрия Скляренко, новый градостроительный документ будет продолжением старого, но в отличие от своего предшественника обозначит лишь основные направления развития города. Если предыдущий основывался на показателях «пятилеток», то, принимая новый Генплан, его разработчики опирались на прогнозы социальных институтов. Они неутешительны: население столицы неуклонно сокращается и стареет. Правда, качество жизни киевлян в обозримом будущем должно существенно измениться. В лучшую сторону. Разработчики главного градостроительного документа пришли к выводу, что пришла пора отказаться от «советских» норм, предусматривавших 18-20 кв. м. жилплощади на человека, в пользу евростандарта — не менее 35 кв. м. Однако насладится всеми прелестями «западного комфорта» мы сможем только лет эдак через двадцать. За это время планируется построить 70 миллионов кв.м жилья. Потому есть основания полагать, что нынешний строительный бум в недалеком будущем покажется жителям столицы «цветочками».

ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ…

В ближайшие 10 лет существенно корректировать карту Киева не придется — новые стройплощадки будут располагаться в основном в существующих границах города, на свободных территориях существующих жилых массивов. Также запланировано уплотнять существующую застройку. Жилые дома появятся и на месте промышленных предприятий, которые в недалеком будущем градостроители планируют вынести за пределы города. Самой перспективной зоной застройки заместитель директора института «Генплан» Владимир Желтовский считает Правобережье. «Выйти на Левый берег для нас было очень заманчиво, но если учесть, что большинство промышленных объектов и офисов находится по другую сторону Днепра, а поездки туда-сюда отнимают у киевлян массу времени, этот соблазн нам пришлось побороть», — говорит он. Сегодня реальность такова, что строить новые мосты столица не может себе позволить. Вообще-то территории для их строительства зарезервированы, но денег нет. Правда, через несколько лет разработчики Генплана все же надеются начать строительство моста с Подола (через Рыбальский остров) на Воскресенку и Троещину. Еще один хотят соорудить за уже существующим Южным мостом, недалеко от Кончи-Заспы.

Но самым сложным в реализации этих «наполеоновских» градостроительных планов эксперты Главархитектуры считают инженерную подготовку к строительству — прокладку коммуникаций, строительство подстанций, инженерных узлов, канализации, электросетей, прокладку дорог и т.д. Кроме того, немало из предложенных к застройке площадок еще предстоит намывать и подсыпать, что займет уйму времени. Также возведение жилья предусматривает и развитие соответствующей социальной инфраструктуры — школ, развлекательных и торговых центров. А это порой тоже влечет за собой серьезные проблемы. «Допустим, есть в центре микрорайона пустырь. Проектом детальной планировки предусмотрено там строительство школы. Но денег на это в бюджете нет. Более того, не нужна там пока новая школа, если в соседнем квартале уже есть одна, которая заполнена едва наполовину. Вот и думаем, «держать» эту площадку пустой в ожидании лучших времен или отдать ее под строительство жилого дома, деньги на который дадут киевляне. А потом ждать, когда они же начнут жаловаться во все инстанции на отсутствие школы», — говорит Юрий Скляренко. У этой проблемы есть только один вариант решения — убедить инвестора, вкладывающего деньги в жилищное строительство, предусматривать в проекте застройки и социальные объекты. Правда, желающих вкладывать огромные средства без перспективы получения каких-либо дивидендов пока не находится. Зато хватает желающих вложить капитал в застройку центральной части города. «Жители центра воюют за каждое дерево и клочок земли, на котором собираются что-то построить. Хотя, надо отметить, существующими нормами и допускается строительство на расстоянии двадцати метров от уже существующих зданий, Но ведь есть еще и моральные нормы, и право человека на комфортную среду обитания. Это вопрос не архитектурный, он находится в компетенции Киевсовета», — убежден Юрий Скляренко.

Если не считать «точечных» домов, которые растут в центре, как грибы после дождя, масштабное строительство там закончилось в начале 70-х. Большинство возведенных тогда домов сегодня уже требуют капитального ремонта и замены коммуникаций. Некоторые здания настолько изношены, что их вообще необходимо снести. По словам замначальника Главного управления архитектуры Киева Эдуарда Лещенко, разработана специальная программа модернизации устаревшего жилого фонда. Правда, пока она существует только на бумаге. У города нет ни средств, ни возможностей для отселения жильцов ветхих домов. В настоящее время, в качестве эксперимента, столичные власти проводят реконструкцию пяти «хрущевок» — с утеплением фасадов, заменой инженерных коммуникаций и столярки. Однако станет ли это устойчивой тенденцией или останется только экспериментом, никто не берется сказать.

Теоретически земельные участки под «хрущевками» считаются резервными площадками для строительства. Впрочем, как и территории, которые занимают дачные кооперативы в черте города. «Я считаю непозволительной роскошью иметь нынче дачу где-нибудь на Левом берегу или на Нивках. Тем более, что законодательством запрещено размещение дачных поселков в черте города. Поэтому они подлежат сносу в первую очередь», — говорит заместитель директора института «Генплан» Владимир Желтовский. Согласно Генеральному плану «дачные» земли на Нивках будут использоваться для усадебной и коттеджной застройки — грунтовые воды не позволяют возводить там что-то более крупное. Поэтому те, кто не представляет своей жизни без сада-огорода, смогут обосноваться здесь. Тем более, что градостроители обещают благоустроить этот район, провести транспортные магистрали, построить новые объекты социально-бытового обслуживания. Словом, превратить запущенный «медвежий угол» в место «компактного комфортного проживания». А вот на месте дачных участков на Осокорках уже в ближайшее время появятся высотные здания.

Вообще плотность застройки на Позняках, Осокорках и Харьковском массиве планируется увеличить в несколько раз. Уже в ближайшие два-три года свободные территории вдоль проспекта Бажана будут застроены «на все сто». Здесь появятся каскадные здания высотой до 35 этажей, крупный гостиничный и культурный центры. Кроме того, городские власти всерьез подумывают о том, чтобы провести линию метрополитена или скоростного трамвая с Троещины на Харьковский массив. А вот с транспортной развязкой на Харьковской площади все уже ясно. Она станет двухуровневой, а Бориспольское шоссе с проспектом Бажана будут соединены эстакадой.

КИЕВСКИЙ РЕГИОН — МЕЧТА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Тем не менее, как считает заместитель директора института «Генплан» Владимир Желтовский, расширение существующих городских границ неизбежно. За пределами города планируется построить как минимум 10 миллионов квадратных метров жилья.

Перспективными для застройки специалисты института «Генплан» считают Ходосовку, Вышгород, аэродром «Чайка», Гатное, Вишневое, а также земли, прилегающие к Теремкам и Софиевской Борщаговке. Здесь уже в ближайшие 5-10 лет должны появиться новые «спальные» районы Киева. «Тем более, что в этих пригородах не так много ценной земли сельскохозяйственного назначения, — говорит Владимир Желтовский. — Но вопрос опять упирается в право частной собственности. Если человек не захочет отдать свою землю городу, то по нашему законодательству никто не может его заставить сделать это. Хотя во всем мире в таких случаях государство выкупает землю. Главная проблема состоит в том, что данные земли находятся в областном подчинении, а взаимопонимания по поводу их использования у нас с руководством Киевской области пока нет. Но я убежден, что интересы города с более чем двухмиллионным населением должны как-то преобладать, и нужно понимать: рано или поздно город все равно выйдет на эти территории».

Главным управлением архитектуры уже разработана программа строительства загородных коттеджных поселков. «Киев — самый дорогой город Украины. И содержать большую квартиру здесь со временем будет дорого. Альтернативу киев-ской дороговизне должно составить строительство в пригородной зоне относительно недорогих коттеджей. При нынешнем развитии технологий — это реальная программа, которая предоставит человеку право выбора: жить в дорогой квартире, есть дорогие продукты или уехать за город, где все дешевле, и в первую очередь — земля. Думаю, найдется немало желающих купить домик за городом или обменять на него свою квартиру. Сейчас загородный коттедж — непозволительная роскошь для большинства киевлян в первую очередь из-за того, что каждый хозяин вынужден создавать себе отдельную инфраструктуру. А при централизованной прокладке коммуникаций и комплексном освоении территорий стоимость этих домов существенно снизится», — говорит Юрий Скляренко.

Существует еще одна большая проблема — не решенный до сих пор вопрос о формировании столичного региона. Инициаторы его создания настаивают на том, что подобные административные образования существуют практически во всех странах Западной Европы. Столица, в которой плотность населения несоизмеримо больше, чем в других регионах страны, должна иметь возможность выходить на необходимые ей территории. «За городом нужно размещать свалки, кладбища… Там они никому не мешают, для этого есть подходящие площади, но тамошние местные власти отказываются идти нам навстречу, мотивируя это тем, что мы «выбрасываем» в область все самое ненужное», — утверждает Владимир Желтовский.

ПРОМЫШЛЕнНОСТЬ «НА ВЫНОС»

В соответствии с Генпланом более ста промышленных предприятий должны «покинуть» территорию города. Список составляли долго. Основные критерии отбора претендентов «на вынос» — размещение предприятия, воздействие на окружающую среду и, собственно, его необходимость городу. «Столице совсем не обязательно иметь на своей территории «полный набор» объектов промышленности, — считает Владимир Желтовский. — Тем более, что многие из них уже потеряли свой потенциал. Занимаемая ими территория может использоваться другими промышленными предприятиями — современными и наукоемкими, не загрязняющими окружающую среду. Или взять, к примеру, очень ценный земельный участок по улице Боженко, где расположены устаревший завод игрушек и мебельная фабрика. Хотя из-за близости железной дороги жилые дома вместо этих предприятий построить нельзя, но там бы отлично разместился многоэтажный паркинг»... Первым делом, по мнению экспертов «Генплана», нужно выносить предприятия с Телички, которая сегодня является одним из крупнейших промышленных районов. По замыслу архитекторов, на месте заводских цехов должен разместиться новый культурный и деловой центр.

Впрочем, согласия между «Генпланом» и Главархитектурой в вопросе выноса промышленных предприятий нет. «Сейчас вся земля за пределами Киева находится в частной собственности, и найти желающих разместить на ней вредные предприятия не удастся, — говорит замначальника Главархитектуры Эдуард Лещенко. — К тому же нынче 60% столичной промышленности находится в 50 метрах от жилой застройки, а это дает людям возможность жить недалеко от работы. Потому мы выступаем за вынос на окраины лишь той промышленности, для которой нужны обширные санитарные зоны».

К ЧЕМУ ПРИДЕМ

На вопрос: «Каким же будет Киев через 20 лет?» разработчики Генплана отвечают: «Большим, красивым, в общем, неповторимым, как и раньше». И Главархитектура, и «Генплан» уверяют, что кардинальных перемен в облике Киева не произойдет. Хотя масштабных проектов у зодчих масса — сооружение нескольких торгово-развлекательных центров на Левом берегу, Олимпийская деревня и дипломатический поселок в районе Осокорков, строительство объездной магистрали, реконструкция Стадионной площади. Кстати, сам стадион планируется оборудовать специальными эскалаторами для того, чтоб избежать давки до и после футбольных матчей.

По мнению Эдуарда Лещенко, основная проблема, с которой приходится сталкиваться градостроителям при осуществлении своих грандиозных планов, — отсутствие новых строительных нормативов. Впрочем, нехватка инвестиций Главархитектуру тоже не радует. Между прочим, именно этой причиной там и объясняют «точечное» строительство в центре города, которое так не нравится многим специалистам. «Конечно, лучше построить по единому проекту целый квартал, но что делать, если инвесторы дают деньги в основном на отдельные высотные здания?», — говорит Эдуард Лещенко. Но вернемся к нормативам. Сегодня киевские строители работают, как говорится, «по последнему слову техники» — применяют монолитно-каркасные технологии, новые экономичные системы отопления и кондиционирования помещений. Но делается это, по сути, нелегально. Большинство действующих сегодня строительных норм и правил утверждено еще при Советском Союзе. Согласно этим нормам в столице, например, запрещено строить здания высотой более 25 этажей. А многоэтажные подземные паркинги и вовсе нигде не предусмотрены, поскольку в те времена никто и не собирался их сооружать. Однако не странно ли, что спустя столько лет после развала СССР новые современные СниПы так и не появились? И как же будет развиваться город, если эту проблему не удастся решить в ближайшее время?

Теґи