Что надо знать о витражах
Как известно, любое помещение требует своего цветового наполнения. Мы привыкли, что эту функцию обычно выполняют обои, ковры, картины… Но витраж — это нечто особенное. Своим великолепием он сразу преобразит даже самую скромную квартиру со стандартной мебелью, станет яркой эстетической доминантой всего жилища...
Гость из прошлого
Собственно витраж представляет собой картину из цветного стекла, пропускающего свет. А само это слово происходит от французского vitre, обозначающего оконное стекло.
Художественный язык витража сформировался еще в средние века. А своего расцвета искусство витражей достигло в XIII-XIV столетиях, когда французские и немецкие мастера создавали их для знаменитых готических соборов. Однако уже в эпоху Ренессанса витражи в значительной степени потеряли былую популярность, и впоследствии «дикое» готическое искусство стало считаться признаком дурного тона…
И только в XIX веке, когда известный английский теоретик и практик художественных ремесел Уильям Моррис возродил эстетику средневековья, началось «второе пришествие» витражей. В XX веке витражи проектировали многие великие художники — Анри Матисс, Фернан Леже, Марк Шагал…
Сегодня витражи снова на пике популярности. Их вставляют в оконные проемы и дверные полотна, превращают в чудные декоративные панно. Еще витражами украшают створки ширм, столешницы, потолки и даже абажуры ламп…
Формула красоты
Витраж как предмет искусства уникален и дорог — как в прямом, так и в переносном смысле. Так что если вы хотите иметь у себя дома витраж (а может и не один), то вам не мешает знать хотя бы некоторые подробности изготовления художественных «полотен» из стекла. Это поможет лучше почувствовать специфику творческого труда витражистов и понять, как формируется цена столь необычного товара.
Прежде всего запомните: настоящее произведение искусства, которое не стыдно будет и внукам передать, может создать лишь настоящий художник. Поэтому, хотя сейчас нет недостатка в мастерских и фирмах, которые предлагают свои услуги в изготовлении витражей, не старайтесь сэкономить, обратившись к непрофессионалам, изготавливающим на скорую руку примитивные «шедевры», где нет ни продуманной композиции, ни гармонии цветов. Такие «опусы» отнюдь не украсят ваш интерьер, скорее наоборот, станут молчаливым свидетельством безвкусицы хозяев. И немалые деньги, затраченные на сие «искусство», окажутся выброшенными на ветер.
Заказывая витраж, обсуждая с мастером его стилистику и колорит, имейте в виду, что между эскизом и конечным результатом есть существенное различие. И только автор в состоянии предугадать, как будет выглядеть его творение. Поэтому правильней всего, поняв общую идею будущего произведения, в дальнейшем довериться таланту и опыту художника. Такое взаимопонимание между заказчиком и мастером приблизит конечный успех всего предприятия.
Дело техники
В классическом (наборном) витраже отдельные фигурные кусочки стекла, вырезанные по определенному рисунку, соединяются между собой с помощью особого паяного профиля из свинца, меди или латуни. И чем богаче цветовая гамма, фактура стекла, тем красивей и эффектнее витраж, ибо свет, преломляясь, заставляет стекло переливаться яркими сочными красками, делая его всякий раз новым и неповторимым. Но если на протяжении столетий для изготовления витражей использовали так называемое «античное» стекло, прозрачное или матовое, но обязательно сделанное вручную, то в настоящее время художники используют различные виды стекла — прозрачное и цветное, листовое и фактурное (рельефное). Вместе с тем, по словам Ирины Макусевой, директора фирмы «Мак-Сав», специализирующейся на изготовлении классических витражей, такие произведения, в которых используются стекла «под старину» и выполненная вручную, искусственно состареная пайка, пользуются большой популярностью.
Еще в конце позапрошлого века классический способ сборки витражей был усовершенствован. По технологии, получившей название «Тиффани», для того, чтобы скрепить в одно целое стекла разной формы, их края обклеивают медной фольгой, а затем спаивают . В данном случае отказ от жесткого каркаса позволяет не только соединять стекла в одной плоскости, но и придавать поверхности витража выпуклые, объемные формы.
Помимо традиционных существует также несколько современных методов изготовления витражей. Один из них — американская технология SGO. На прозрачное листовое стекло наносится твердое многослойное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла. Эта технология имеет несколько неоспоримых плюсов. Во-первых, применение в качестве основы для такого витража листового стекла делает возможным использовать его в стеклопакетах (согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка). Во-вторых, основой для этого витража может быть не только обычное силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес готового витража. Поэтому такие «картины» часто используют для оформления подвесных потолков. В-третьих, таким способом можно создавать изысканно-витиеватую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж дешевле классического (стоимость «классики» — от $400 1 за кв.м.).
Еще одна довольно распространенная нынче «молодая» технология изготовления витражей называется «фьюзинг» (от английского fusing — «плавление, спекание»). Суть этого метода заключается в том, что на цельном листе стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до 850 градусов и спекается в цельный пласт. Не смотря на трудоемкость их изготовления, витражи, сделанные по технологии «фьюзинг», хороши тем, что могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве самых разных элементов интерьера (перегородок, вставок в стене и т. д.). Выглядят такие витражи современно и необычно. Как утверждает дизайнер Павел Гудимов, особенно эффектны они в модерном интерьере. Стоимость витража, выполненного в технике «фьюзинг» — от $450 за 1 кв. м.
Весьма интересна и технология «кастинг», известная у нас как «муранское стекло», когда для отливки витражей используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Правда, в отличие от витражей, изготовленных методом «спекания», размеры «муранских стекол» ограничены той металлической формой, с помощью которой их производят.
Довольно широко применяются нынче и техники изготовления так называемых бесшовных витражей — стекло гравируют, а также расписывают силикатными красками и обжигают, чтобы краски вплавились в стекло.
Изделия, выполненные методом пескоструйной гравировки, значительно дешевле других: от $250 за 1 кв. м. Они представляет собой толстое стекло или зеркало, на котором в несколько приемов «вытачивается» рисунок. Данная техника позволяет создавать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле.
Впечатляющего результата витражных дел мастера достигают, сочетая разные виды техник, например, технику спекания с техникой пескоструйной обработки. При этом вплавленные в стекло цветные пятна дополняются матовым рельефным рисунком. Также нередко рельефные элементы витражной композиции, изготовленные спеканием, соединяют с элементами, набранными в классической технике…
«Федот, да не тот…»
Кроме настоящих витражей, изготовленных при помощи трудоемких сложных технологий, сегодня довольно часто применяются техники производства пленочных и лаковых псевдовитражей. Полученные изделия, конечно же, не могут тягаться с «натуральными» витражами, поскольку очарование классического стекла в них, к сожалению, пропадает. Кроме того, такие подобия витражей недолговечны и, по мнению профессионалов, не доставят большой радости их владельцам. Хотя в этом случае потребителя может привлечь цена: всего 80$ за 1кв. м.
Еще одна альтернатива истинному витражу — художественная роспись по стеклу. Она проще в исполнении, но достаточно красива и изящна, так как создает нежные, прозрачно-туманные образы. Это милое волшебство, по мнению дизайнеров, не останется незамеченным в интерьере вашей квартиры.
Между прочим, в современном строительстве витражами называют не традиционные художественные произведения из стекла, а определенный вид светопрозрачных конструкций. Несущий каркас таких витражей изготавливается из прочных алюминиевых либо стальных профилей, в качестве заполнения используется стекло или стеклопакеты, оптимальный подбор конфигурации которых позволяет добиться высоких показателей тепло- и звукоизоляции.
Подобные витражи могут использоваться для вертикального остекления как всего здания целиком, так и его части, также их применяют при монтаже зимних садов. Навесные витражи устанавливаются снаружи. Конструктивные особенности их профильных систем позволяют поворачивать витражи как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
Гвоздь интерьера
Современный интерьер позволяет художнику как угодно экспериментировать не только с формой и цветом, но и с размерами витражей.
В качестве элемента стены или перегородки, по словам Ольги Корчинской, витраж способен визуально увеличить даже небольшое помещение. Вместо низкого потолка в подвале засияет «звездное небо», а в полутемной комнате появятся новые «окна»...
Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет получать самые необычные цветовые решения. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить для такого зонирования помещений, которое никоим образом не нарушает целостности внутреннего пространства жилища. Поэтому специалисты по интерьерам настоятельно рекомендуют по возможности не разделять смежные помещения глухими стенами с закрывающимися дверями, а сообщать их между собой широкими проемами, стеклянными перегородками или прозрачными ширмами. В этом случае витраж может радикально видоизменить конфигурацию помещения, сместить акценты, создать совершенно особую ауру в доме…
- 360 переглядів