Зарегистрироваться /

Аналитики рассказали, что происходит на рынке торговой недвижимости

Тенденции изменились.

Ритейл испытывает кардинальное изменение потребительских предпочтений, с уменьшением количества потребителей, падением благосостояния большого числа граждан и существенным ростом доходов военных. При этом о падении доходов в ходе опросов говорят 53% граждан, а у 67% значительно увеличились расходы, прежде всего на услуги ЖКХ, продукты питания, здравоохранение, транспорт. Две категории демонстрируют рост – военные товары и системы жизнеобеспечения для противодействия последствиям обстрелов электростанций и котельных (солнечные панели, зарядные станции, генераторы, автономный интернет, фонарики, буржуйки, радиаторы, аккумуляторы).

Об этом сообщил Вадим Непоседов, основатель и президент UTG.

Вынужденная миграция за границу (около 5 млн наших соотечественников) вызвала сокращение доли торговой сети – речь не только о закрытии магазинов luxury-сегмента (Chanel, Cartier), но и сокращении ориентированного на детей сервиса (детские развлечения, образование, спорт, товары и игрушки) ). Война в целом ужала сегмент, ориентированный на досуг взрослых. Например, сегодня целесообразность покупки вечерней одежды крайне низка. Очень сдержанно работают операторы развлечений (кинотеатров, ДРЦ, боулингов), спорта и заведений питания.

Что касается предложения брендов – с началом войны завершился тотальный выход с рынка Украины ритейлеров из россии (хотя наблюдаются попытки перерегистрации некоторых украинских юридических лиц). Были временно закрыты магазины международных сетей на фоне отсутствия альтернативных универмагов. Хорошая новость – флагманы, H&M и бренды Inditex, оценив баланс рисков по спросу, вернулись.

Относительно отечественных брендов они развиваются, несмотря на ограниченные возможности, отсутствие резервов для стремительной экспансии и масштабирования, дефицит приемлемых механизмов кредитования. Среди активных игроков можно назвать – Goldi, Vovk, Solmar, Stimma, Wear Me, Maritel и т.д. Магазины Все свои открываются в ключевых ТРЦ и занимают площади, которые дают возможность называть их якорями.

Но для стабильного развития внутреннего спроса для украинских сетей моды недостаточно. В результате часть из них была вынуждена закрыться, часть перепрофилировалась на продукцию «military», выйти на международные маркетплейсы (Etsy), часть сменила приоритет на развитие в европейских странах и т.д.

Общий тренд сетей как отечественных, так и международных брендов – оптимизация. Учитывая доходы, принимается решение о количестве магазинов (сосредоточение исключительно на прибыльных объектах, закрытие убыточных) и расходов (сокращаются на рекламу, маркетинг, тотальная экономия коммунальных платежей, отопление, кондиционирование, электроэнергии, воды).

Фактором риска (или возможностей развития) является расширение онлайн-коммерции, которая с одной стороны обостряет падение посещаемости магазинов, с другой – увеличивает конверсию.

Значительный блок проблем, с которыми сталкивается ритейл, можно назвать общеукраинским – логистика, дефицит персонала, удорожание сырья, проблемы с энергией.

По состоянию на сегодняшний день в торговой недвижимости – рынок арендатора. Операторы замедляют экспансию, отказываются от инвестиций, сокращают затраты на ремонтные работы (выбирают «fit-out», открытие в готовых помещениях), переносят риски на девелопера (оплата % РТО)

При этом активный девелопмент ритейла прошлых лет привел к насыщению рынка торговыми площадями. И сегодня на фоне снижения потребительских настроений мы видим рассредоточение посещаемости, рост вакантности, падение арендных ставок, увеличение ОРЭХ.

Продолжаются миграционные процессы: релокация операторов с востока/юга на запад из-за уничтожения ТРЦ в результате обстрелов, физическая угроза дальнейшего функционирования. Фокус внимания у девелоперов в результате смещен не только на новые регионы, но и новые сегменты, альтернативные отрасли.

Ранее сообщалось, что в Киевской области полностью и частично с обеспечением жизнедеятельности уже восстановили почти 17 тыс. объектов. Основная часть, 15,3 тыс. домов, это частные и многоквартирные дома.

Источник

Теги