Зарегистрироваться /

Старый жилой фонд: что мешает обновлению?

Украинцам обещают очередной закон, после принятия которого новые дома заменят старые.

Вопрос реконструкции или сноса старого жилья поднимался властями неоднократно. При этом кроме заявлений, конкретных действий не было. Сейчас тема снова стала актуальной. 100realty.ua решил выяснить, чем объясняется нынешняя активность властей в вопросе реконструкции устаревшего жилого фонда и есть ли у этих инициатив перспективы воплощения в жизнь.

Без закона нет реконструкции

По мнению экспертов, основная причина того, что до сих пор в Украине почти половина жилья – ветхое, о чем говорят в Минрегионстрое, заключается в отсутствии работающего закона.

В действующей законодательной базе Украины эти правоотношения регулирует Закон Украины «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда», которому уже 10 лет.

Также действует по сей день постановление Кабинета Министров Украины «О мерах по реконструкции жилых домов первых массовых серий», принятое еще в 1999 году и утверждена Программа реконструкции жилых домов первых массовых серий. Но на практике сложно заметить, что такие документы существуют.

«О необходимости замены соответствующего регулирования свидетельствует то, что наше государство не может похвастаться успешной реализацией имеющегося правового регулирования», – отмечает Виталий Грусевич, исполнительный директор Конфедерации строителей Украины.

Пару месяцев назад чиновники снова заговорили о необходимости создания законодательной базы, которая помогла бы сдвинуть вопрос с мертвой точки. Минрегионстрой инициировал разработку нового законопроекта, который был бы адаптирован к нынешним украинским реалиям

«Надеюсь, концепция нового проекта закона будет готова до конца этого года, чтобы уже в следующем законопроект мог быть вынесен на рассмотрение в Верховную Раду. 20 ноября состоялось широкое общественное обсуждение этой темы при участии Минрегиона и других ведомств, представителей местных властей, международных организаций, экспертов, специалистов и общественности, где высказывались разные мнения и предложения в части реновации жилья. Вся озвученная проблематика будет распределена и проанализирована по блокам для формирования общей позиции, которая войдет в основу будущей концепции. Также мы проводили опрос общественного мнения по этой тематике, результаты которого также будут учтены при разработке концепции», – говорит замминистра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Лев Парцхаладзе.

«Такой законодательный акт должен максимально четко определить все организационные, финансовые и социальные вопросы, которые будут органично сбалансированы между интересами жителей устаревшего жилого фонда и инвесторов. Решение всех этих вопросов должно быть максимально урегулированным, чтобы они не затягивались судебными спорами», – считает Грусевич.

В Минрегионе говорят о том, что в новом законодательстве будет обозначено два пути решения проблемы ветхого жилья. Первое – это снос и постройка нового жилья (касается устаревшего жилищного фонда, который находится в аварийном состоянии и является непригодным для проживания), а второе – реконструкция (касается морально устаревшего жилья, которое нужно модернизировать: провести капитальный ремонт, утеплить, обновить фасад, коммуникации и т.д.). «Выбрать из них одно универсальное решение невозможно. Все зависит от состояния самих домов, их инфраструктуры, инженерии и так далее. Соответствующее решение должен принимать орган местного самоуправления по отношению к каждому отдельному кварталу», – говорит Парцхаладзе.

Стоп-факторы

Эксперты считают, что весь процесс усложняет также социальная напряженность среди жителей, а еще активная фаза децентрализации. Этот вопрос должен решаться комплексно и совместно с Минрегионстроем, органами местного самоуправления, общественностью и, конечно же, жильцами ветхих домов.

«Ситуация еще усложняется тем, что термомодернизация с применением государственного кредитования хотя бы одного дома из микрорайона устаревшего жилого фонда фактически делает невозможным принятие уполномоченным органом решения о его комплексной реконструкции. Поэтому одна крайне положительная инициатива вступает в конфликт с другой не менее важной и стратегической», – считает исполняющий директор КСУ.

Кроме этого жильцы должны быть уверены в том, что на месте снесенного старого дома будет построен новый, в котором им выделят квартиру. Для этого, отмечают эксперты, и с ними соглашаются застройщики, программы по модернизации жилья должна быть подкреплена госгарантиями,  что послужит своеобразной страховкой, если застройщик не сможет выполнить взятые на себя обязательства.

Инвестиционная составляющая

Инвесторы пока не спешат проявлять инициативу в вопросе реновации старых домов.

«Пока риски, связанные с возможным и предсказуемым давлением владельцев устаревшего жилья на застройщика будут преобладать над факторами, которые делают реализацию этих проектов инвестиционно привлекательной, желающих вкладывать средства в такое строительство точно не увеличится. Как и украинские компании, так и иностранные инвесторы готовы участвовать в проектах по модернизации построенного жилья в Украине, но останавливает их, опять же, неподготовленная законодательная база», – отмечает Виталий Грусевич.

Актуальным остается вопрос доходности реализации подобных проектов. Эксперты считают, что с финансовой точки зрения инвесторам эти проекты должны быть интересны. По крайней мере, в Киеве, где прибыль застройщика может стартовать от 20%. Конечно же, наиболее интересной для них будет возможность строительства новых домов на месте старых, и частичной продажи квартир в них, в районах с самыми высокими ценами на жилье – на том же Печерске или Подоле. Там все еще остается немало устаревшего жилья, поэтому есть что реконструировать, как и есть что сносить, чтобы строить на его месте дома нового типа.