Зарегистрироваться /

Фреска в домашнем интерьере

Красота на стенах

Стремление сделать свое жилище неповторимым само по себе не оригинально. У тех, кто мог себе это позволить, оно присутствовало всегда. Впрочем, какие бы методы и технологии для этого ни применялись, как бы ни напрягались дизайнеры, трудно сделать что-либо действительно эксклюзивное из стандартных материалов. Пожалуй, единственным исключением из правила здесь является авторская монументальная живопись…

 

Престижный эксклюзив

Ни один художник не в состоянии написать две совершенно одинаковые картины. Наверное, это является главной причиной, обусловившей востребованность монументальной живописи в интерьере. И если раньше такой вид оформления интерьеров в основном был прерогативой зданий общественного назначения, то сейчас фрески стали все больше заказывать владельцы загородных домов и городских квартир. Причем к некоторым наиболее известным мастерам этого дела заказчики записываются в очередь за полгода. При этом никого не смущает немалая стоимость работ…

К неоспоримым достоинствам монументальной живописи относятся:

– безусловная эксклюзивность;

– долговечность, проверенная временем: при соблюдении технологии роспись на стене будет радовать вас десятки лет;

– экологичность (красители, применяемые при выполнении фресок, безвредны для человека);

– престижность — наличие в интерьере фрески, выполненной на высоком уровне, существенно поднимает авторитет хозяев дома и, кстати, цену недвижимости.

Впрочем, по словам экспертов, прежде чем обращаться к художнику-монументалисту, необходимо уяснить некоторые важные моменты, без понимания которых едва ли удастся получить желаемый результат.

Прежде всего следует уяснить, что монументальная живопись является как в стилистическом, так и в техническом плане неотъемлемой частью архитектуры. Долговечность и качество выполненной художником работы в немалой степени зависит от того, была ли при проведении отделочных работ предусмотрена возможность выполнения живописи на конкретной поверхности. Конечно, широкий спектр современных отделочных материалов позволяет подготовить под роспись почти любую поверхность, тем не менее, не всегда можно осуществить пожелания заказчика, который, например, желает, чтобы фреска была выполнена в строго определенной технике. Так что чем раньше клиент обратится за консультацией, тем выше качество работы мастера.

В принципе, художник-монументалист — редкая и достаточно сложная профессия. Ведь специалист в данной области — это не только человек, умеющий рисовать, но еще и знающий целый ряд специальных методик выполнения работ. Возможно, поэтому настоящих специалистов в этой сфере очень мало. И хотя все, что нужно для качественного выполнения работ, безусловно, в его компетенции, есть некоторые вещи, которые полезно знать и потенциальному заказчику. Например, то, что выполнять работы по монументальной живописи нельзя в только что построенном доме или квартире. Дело в том, что стена для будущей фрески должна быть хорошо просушенной, а процесс «выстаивания» новостройки весьма длителен и должен протекать естественным путем. В противном случае вся работа художника пойдет насмарку. Поэтому, приступая к росписи «свежей» постройки, мастера действуют с большой осторожностью и технологии живописи используют соответствующие… Вообще все эти технологии можно разделить на две категории:

1) живопись, закрывающая поры стен (роспись маслом, акриловыми красками и т. п.);

2) живопись, не закрывающая пор стен (роспись силикатными и прочими минеральными красками, характеризующимися небольшой плотностью).

Долговечность живописи, которая наносится на штукатурку, зависит и от совместимости красок с материалом основы (цемент, известь, гипс и т. д.), а также от их стойкости к воздействию влаги. В этом плане масляные краски менее устойчивы, нежели минеральные.

Кроме того, материалы стен могут и опосредованно влиять на прочность живописи. Так, в кирпиче, камне, песке находятся растворимые вещества — соли калия и натрия, селитра и др., которые при известных условиях выделяются на поверхности штукатурки, повреждая красочный слой. Поэтому, если речь идет не о работе на один год, есть смысл обращаться только к серьезным специалистам, чья квалификация подтверждена не только дипломом, но и соответствующими рекомендациями.

 

Субъективный фактор

Теперь о не менее важной составляющей качественной живописи — о «производственных» взаимоотношениях заказчика и исполнителя работ. Здесь следует понимать, что высокого качества фресок сложно добиться, если отношения натянуты или, более того, существует открытый конфликт. Потому что выполнение творческой работы требует соответствующего эмоционального состояния исполнителя. Это же вам не укладка плитки или побелка, тут думать приходится над каждым мазком. И для получения хорошего результата, художник должен учесть множество факторов — создать композицию, подобрать подходящие краски, продумать освещение… Таким образом, правило о том, что заказчик всегда прав, в данном случае не работает, а тот, кто им руководствуется, рискует получить совсем не то, на что рассчитывал.

Чтобы качество работы не страдало, следует заблаговременно оговорить все детали, последовательность действий и утвердить эскизы. Чем меньше художник будет отвлекаться от творчества на решение всяких организационных и финансовых вопросов, тем лучше для клиента.

Между прочим, как утверждают сами художники, от взаимоотношений с заказчиком зависит и цена работы: если человек тебе симпатичен, слишком много с него не возьмешь. Но есть тут и обратная сторона медали: не очень высокая цена может вызвать у клиента подозрение, что художник не слишком известен и профессионален, а ведь похвастаться перед друзьями произведением искусства куда приятней, если фамилия автора на слуху. Потому большие деньги за работу зачастую платят охотней, чем умеренную сумму, и этим пользуются некоторые мастера, пытаясь придать значимость собственной персоне.

Тем не менее, определенные ориентиры в ценовых вопросах все же есть. Так, пейзажная работа, не требующая от автора диплома Санкт-Петербургской художественной академии и международной известности, стоит от $100 за квадратный метр площади фрески. Если же в композицию включаются фигуры людей или животных, то цена работы поднимается до $200-250 за «квадрат». Ну, а желающим иметь дома классную имитацию старинной росписи или классической картины придется выложить $300 и более за 1 кв. м. При этом существенное значение имеет характер поверхности, на которую наносится изображение. Самый простой вариант — когда фреска выполняется на вертикальной стене при хорошем естественном освещении, а площадь помещения позволяет воспринимать работу с достаточного расстояния. Несколько сложнее, когда пространство ограничено и не дает возможности нормального обзора. Работа на потолке считается весьма трудной, и тариф на ее выполнение сразу возрастает вдвое. Наконец, самым сложным является нанесение рисунка на поверхность, имеющую кривизну (арки, купола и прочее). Получается, расписать стены в детской комнате героями мультиков вполне можно за $500-600, а вот какой-нибудь мифологический сюжет вам обойдется в несколько тысяч «условных единиц». Хотя при желании можно заказать и батальную сцену Ледового побоища площадью в 25-30 «квадратов». Если не жалко потратить на искусство тысяч 10-15 «зеленых»...

Дарья ДОБРЯКОВА, художник-монументалист:

 

— Если раньше работать приходилось в основном за городом и, так сказать, облагораживать интерьеры роскошных особняков, то сейчас акцент в значительной степени сместился на коттеджи бизнес-класса и городские квартиры. При этом из всех возможных технологий живописи наибольший спрос на фресковую роспись, то есть роспись по сырой штукатурке. Кстати, разновидностей штукатурки сейчас существует несколько десятков — от обычной до фактурной.

В последнее время входят в моду фрески с ограниченной цветовой гаммой, вплоть до монохромного изображения. Встречаются заказчики, которые просят расписать обыкновенную кирпичную кладку или даже нанести изображение на бревенчатой стене… В таких случаях приходится экспериментировать с технологиями и красками, поскольку классическая техника таких вариантов не предусматривает. Большой популярностью пользуется метод искусственно состаренной живописи. Интересны варианты, когда штукатурка окрашена в массе, что создает сходство живописи с искусственным камнем.

Полезные советы:

 

– Не старайтесь в присутствии художника показывать свою осведомленность в вопросах живописи. В лучшем случае вы будете выглядеть смешно, в худшем — автор откажется от работы.

– Круг художников-монументалистов довольно узок, поэтому если вы не сработались с одним из них, это сразу станет известно в профессиональной среде. Старайтесь избегать подобных ситуаций, так как коллеги по цеху всегда на стороне художника.

– Нежелательно выполнять роспись на стене, постоянно подвергающейся воздействию прямого солнечного света.

– Сюжет не должен быть слишком экспрессивным или контрастным, если вы проводите значительную часть времени в этом помещении.

– Художник всегда с большей охотой работает там, где заказчик дает ему полную свободу творчества, или, по крайней мере, считается с его мнением.

– Выполнение заказа в зависимости от площади работы и степени сложности может занять от 2-3 недель до нескольких месяцев, а порой и до года.

– Для фресок, независимо от технологии их исполнения, крайне нежелателен контакт с влагой. Едва ли рисунок долго просуществует в душевой или сауне…