Зарегистрироваться /

Настоящее и будущее рынка риелторских услуг

Во второй раз Украина принимала участников 16-й Международной конференции CEREAN. В этот раз мероприятие прошло во Львове. Основной целью конференции, по словам ее организаторов, стал обмен профессиональным опытом и поиск оптимальных решений, которые могут помочь операторам рынка риелторских услуг в посткризисное время.

Журналисты ИАП «Столичная недвижимость» пообщавшись с участниками мероприятия и другими игроками рынка, выяснили, что сегодня происходит на рынке риелторских услуг и какие прогнозы на будущее.

Рынок сократился

«До кризиса риелторским бизнесом не занимались только ленивые люди. В итоге около 1/3 из них покинули рынок. Но это непрофессионалы, поэтому сказать, что это плохо нельзя», – говорит Андрей Шульга, президент Ассоциации специалистов по недвижимости Украины (АСНУ).

По словам Артура Оганесяна, эксперта-консультатнта рынка риелторских услуг, «точной статистики о количестве участников рынка нет, но, судя по некоторым заявлениям в прессе, на сегодняшний день количество сделок, проводимых не риелторами, по разным подсчетам составляет от 20 до 80%».

О том, что количество игроков на рынке существенно уменьшилось, говорит и Сергей Злыдень, вице-президет АСНУ, «сказать точную цифру невозможно, но, по моему мнению, рынок сократился вдвое».

По мнению Галины Мельниковой, генерального директора АН Park Lane, «за последние два года рынок сократился в несколько раз и на сегодняшний день, активных компаний в Киеве около 30».

Будущее – за франчайзингом

Еще одна тенденция, которая сегодня присутствует на рынке – это расширение и укрупнение бизнеса основных игроков.

«Кризис подталкивают к интеграции. Крупные компании поглощают мелкие, в том числе путем продажи франшиз и это будущее рынка. При этом это хороший процесс, поскольку тот процент игроков, которые были до кризиса, не нужен, поскольку большинство из тех, кто был, дискредитировали рынок», – рассказывает А. Шульга.

 

Новых риелторских компаний не будет

Эксперты в один голос говорят о том, что в ближайший год новых серьезных игроков на рынке не появится.

«Для открытия риелторской компании необходимы серьезные инвестиции. Такие средства есть у представителей крупного бизнеса, но сегодня они решают вопросы с действующими компаниями и не готовы инвестировать в новые направления. Поэтому появление новых участников рынка возможно не ранее, чем через год, при этом все будет зависеть от тенденций на рынке», – говорит Галина Мельникова.

«Риелторский бизнес не такой доходный, как кажется. Капиталовложения окупаются долго, поэтому выход серьезных игроков пока маловероятен, но возможно появление мелких компаний, которые на сегодняшний день наиболее жизнеспособны», – считает Сергей Злыдень.

Появятся ли иностранные компании?

«Я лично знаю о планах выхода на наш рынок иностранных компаний. Сейчас хорошее время для этого, занять свою нишу легче, поскольку конкурентов меньше», – говорит А. Оганесян.

По словам А. Шульги, «на сегодняшний день российские компании активно рассматривает возможность продажи франшиз в Украине».

Менее пессимистично о возможности появления иностранных риелторов говорит С. Злыдень: «в ближайшее время это невозможно. Даже в докризисный период иностранных компаний, желающих освоить украинский рынок, не было».

По словам Александра Романенко,  члена правления FIABCI, «для того, чтобы инвестировать в украинский рынок, нужно быть уверенным в возврате своих капиталовложений. Такими гарантиями является политическая стабильность и законодательная поддержка бизнеса. Поэтому Украине нужно принять ряд законов и если следующий год будет стабильным, и еще через год рынок начнет расти, то выход иностранных компаний возможен, в частности путем продажи франшиз».  Эксперт также отметил, что «сложностью выхода на иностранные рынки является также проблема с поддержкой своих технологий и стандартов работы».

Какова стоимость выхода на рынок?

«Для того, чтобы открыть один филиал в Киеве необходимо около 1,3 млн. грн., плюс нужно нести ежемесячные затраты на содержание офиса», – говорит Г. Мельникова.

«Суммы инвестиций разные, поскольку все зависит от масштабности агентства. Если говорить о серьезном выходе на рынок, с хорошим брендингом, необходимо около 1 млн. долл. США», – считает А. Оганесян.

По мнению С. Злыдня, для того, «чтобы создать риелторскую организацию, состоящую из нескольких человек, нужно 500 долл. США и при этом она будет приносить доход. Для создания более крупной компании порядок цифр, естественно, значительно выше».

В целом же эксперты говорят, что для того, чтобы у рынка риелторских услуг было светлое будущее, необходимо законодательное регулирование и создание единых стандартов работы, что станет гарантией безопасности и предоставления качественной услуги для клиентов.

Теги