Зарегистрироваться /

«ЛЕКАРСТВО» ПРОТИВ ЖЭКов

 

Как не переплачивать за коммунальные услуги

Нынешней зимой темой №1 в стране снова стала плохая работа коммунальных служб. Свою озабоченность данной проблемой выразил Президент. И по давно устоявшейся традиции председатель Госжилкоммунхоза Григорий Семчук с парламентской трибуны пообещал навести порядок в жилищно-коммунальной сфере.

Правда, слабо верится, что уже в скором времени коммунальные безобразия останутся только в нашей памяти. Ведь большая часть оборудования коммунальных предприятий безнадежно устарела и поизносилась, а денег на замену этой техники как не было, так и нет. Дотировать «проблемную» сферу государство больше не хочет. Тем не менее, чиновники разных рангов с завидным постоянством «справедливо» (по их мнению), призывают жильцов к стопроцентной оплате услуг, деликатно умалчивая при этом об их неудовлетворительном качестве. Дескать, за деньги населения наконец-то будет проведена столь необходимая всем нам реформа, и в кранах всегда будет горячая вода, а вечно холодные батареи станут теплыми…

Однако лишь самые убежденные оптимисты еще надеются на то, что уж на этот раз государство нас не подведет. Тогда предоставленные нам качественные услуги будем оплачивать в том объеме, в котором мы их получаем. И вообще невозможно будет представить себе ситуацию, когда температура в наших квартирах далека от нормы, и в то же время уплаченные за тепло наши «кровные» идут на содержание раздутого сверх меры административного аппарата либо вообще исчезают в неизвестном направлении.

Кто посчитает счетчики?

Основная проблема сегодня — невозможность точного учета потребленных услуг. Наша коммунальная система создавалась в советские времена по принципу «одна на всех». Поэтому определить, сколько лично Вы потребили тепла, воды и газа, нет никакой возможности. Фактически сейчас коммунальные услуги мы оплачиваем в абстрактном объеме — согласно утвержденным Кабмином средним нормам на одного человека. И даже живя в режиме жесткой экономии, платить Вы все равно будете, как все.

Наиболее бережливые граждане нынче обзаводятся индивидуальными счетчиками. Стоят они сравнительно дешево (цена счетчика воды, к примеру, составляет около 80 грн.), и позволяют уже за год сэкономить до 200 гривен. Однако счетчики — отнюдь не панацея от всех бед. Ибо суммы к оплате, скажем, за ту же воду начисляются предприятиями-поставщиками опять же исходя из количества жильцов. А то, что не доплатили владельцы счетчиков, в итоге покрывается либо ЖЭКом (в том случае, если дом находится в коммунальной собственности), либо остальными жильцами (если здание принадлежит ЖСК).

По мнению специалистов, единственным оптимальным методом учета потребленных услуг является установка общедомовых счетчиков с последующим распределением оплаты в зависимости от площади квартир или количества жильцов. И в принципе, расходы, связанные с этим, должны брать на себя компании, предоставляющие услуги населению. «Так же, как мы не ходим на базар со своими весами, мы не должны платить за приборы, измеряющие потребленную нами воду или газ»,– говорит заместитель председателя правления Союза владельцев жилья г. Киева Михаил Березавчук. Получается замкнутый круг — «Киевенерго», «Киевводоканал» и другие предприятия-поставщики услуг не хотят брать на себя дополнительные расходы, кивая на жилищно-эксплуатирующие организации, которые, по их мнению, должны заниматься решением данной проблемы. А те, в свою очередь, лишь разводят руками — мол, у нас средств на установку счетчиков попросту нет, поскольку мы и так полностью зависим от дотаций из городского бюджета...

Кстати, на Западе уже давно перешли на индивидуальный учет потребленных услуг. Причем в большинстве развитых стран потребители даже имеют возможность регулировать их объемы. Например, в Великобритании каждое жилище оснащено электронными счетчиками воды, электричества и газа, и жилец может сам увеличивать или уменьшать, скажем, интенсивность подачи тепла. Такой подход, безусловно, способствует установлению цивилизованных, «прозрачных» отношений между компаниями, предоставляющими услуги населению, и потребителями. Эта же система предусматривает и жесткую индивидуальную ответственность за несвоевременную оплату. Если вовремя не внесены деньги на счет фирмы-поставщика, то счетчик автоматически отключит свет, газ и прочие коммунальные блага в квартире должника.

Деньги в трубу

Еще один нерешенный вопрос — несоответствие тарифов себестоимости услуг, которые предоставляются потребителям. Сегодня мы, как правило, не только оплачиваем потребленные нами газ, воду и т. д., но и покрываем долги тех, кто не платит вообще. Таким вот нехитрым способом коммунальные предприятия обеспечивают свою рентабельность. В результате «имеем то, что имеем» — те, кто систематически не платил раньше, так и не спешат раскошеливаться. Между тем, многие в недавнем прошлом добросовестные плательщики уже просто не в состоянии оплачивать счета за услуги. Ведь, кроме всего прочего, в тарифы закладывают затраты на содержание бюрократического аппарата, социальной инфраструктуры коммунальных предприятий, а также огромные убытки от потерь воды и тепла. Нынче почти половина воды и тепла не доходит по назначению, теряется в пути до наших домов. Вот эти потери потребителям и приходится возмещать. И ситуация изменится, по всей видимости, не скоро. Руководители коммунальных предприятий утверждают, что не могут найти денег на ремонт инженерных коммуникаций. Время от времени средства на модернизацию городских сетей выделяются из столичного бюджета, но их явно недостаточно. Ведь рвутся и протекают не только трубы в домах. В ужасном состоянии пребывают многие магистральные трубопроводы. На сегодняшний день необходимо заменить практически все (!) оборудование коммунальных предприятий. Речь идет о миллиардах гривен, и дать их может только государство.

Завышение тарифов за коммунальные услуги происходит еще и потому, что, независимо от нашего желания, мы вынуждены пользоваться услугами предприятий-монополистов. А отсутствие конкуренции на рынке, как известно, позволяет монополистам единолично диктовать «правила игры». «Сейчас наша главная задача состоит в том, чтобы добиться проведения аудита предприятий, которые предоставляют коммунальные услуги населению, и создать механизм, который позволил бы потребителям эффективно контролировать стоимость этих услуг», — утверждает Михаил Березавчук.

Твои права — твои проблемы...

Ни для кого не секрет, что предоставление услуг не в полном объеме — обычная практика в нашей стране. Периодически в домах отсутствуют вода и электричество, а отопление включают только в ноябре. Граждане-должники обвиняют ЖЭКи в том, что те предоставляют некачественные услуги, и отказываются платить. «Коммунальщики» же привычно кивают на должников, и говорят, что не в состоянии обеспечить беспрерывное тепло- и водоснабжение из-за многомиллионной задолженности… Снова замкнутый круг? Вовсе нет. Уже несколько лет существует нормативный документ, определяющий, в каком объеме мы с вами должны получать коммунальные услуги. Вот только известно о его существовании далеко не всем.

Итак, согласно утвержденным правительством 30 декабря 1997 года «Правилам предоставления населению услуг по водо-, теплоснабжению и водоотведению», в отопительный период температура воздуха в квартире должна быть не ниже +18 градусов. За каждый градус отклонения в диапазоне от +18 С до +12 С оплата снижается на 5 процентов. Когда же комнатный термометр показывает где-то между +12 С и +5 С — вы имеете полное право не платить уже по 10% за недостающий градус. При опускании столбика термометра за отметку +5С можете не платить вовсе.

По закону отопительный сезон начинается в Украине с 15 октября и за несвоевременную подачу тепла жильцы имеют права требовать не только перерасчета, но и возмещения морального ущерба. Для этого нужно только вызвать работника ЖЭКа, зафиксировать факт отсутствия тепла и соответственно уменьшить свои расходы за отопление. Правда, в соответствии с действующим законодательством через суд можно добиться только возмещения ущерба, отопление же даже после судебного решения вам могут так и не включить...

Точно так же можно требовать возмещения убытков, если в случае непредвиденного отключения электричества у Вас сломались бытовые электроприборы. Для этого необходимо получить заключение сервисного центра, и тогда все расходы по ремонту лягут на энергоснабжающую компанию.

Все требования, которые предъявляются к качеству и режиму подачи водопроводной воды, предусмотрены в ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль качества». Согласно этому документу из Вашего крана должно вытекать не менее 0,2 л воды в секунду при наличии центрального водоснабжения. Температура горячей воды должна быть не ниже +50 и не выше +75 градусов. Если же струя горячей воды в течение 15 минут не достигает нужной температуры, можете смело оплачивать только 70% ее стоимости. Ну, а когда номинально горячая вода в вашем кране на самом деле теплая (нагрета лишь до +40 С или того меньше), имеете полное право не платить за нее.

При перерывах в водоснабжении длительностью свыше 6 часов плата за холодную и горячую воду снижается на 3,3 % от месячной стоимости услуги за каждый день отключения.

«В общем-то график подачи воды не зависит от населения, и максимум того, что можно добиться от водоканала, — это расчет за реально использованную воду. А»усредненные» тарифы выгодны только тем, кто часто и в больших количествах ее расходует», — говорит Михаил Березавчук.

Таким образом, сегодня существуют четкие нормы и правила, по которым должны рассчитываться тарифы в каждом конкретном случае. Однако на деле часто выходит по-другому. Потому вряд ли стоит слепо доверять суммам , указанным на счетах для оплаты коммунальных услуг. Если в данный момент у Вас нет средств на установку собственных счетчиков, чтобы проверить расчеты ЖЭКа, то следует хотя бы потребовать предоставить показания его приборов. Как показывает практика, зачастую даже просто интересуясь обоснованностью выставленных счетов, можно существенно сэкономить на их оплате.

С ЖЭКом на равных

Вы подписали договор на обслуживание со своей жилищно-эксплуатирующей организацией? Если да, то смело можете отнести себя к меньшинству. Потому что об этом договоре, предусматривающем взаимную ответственность сторон, к сожалению, нынче известно далеко не всем. Хотя, имея на руках его копию, можно требовать от «коммунальщиков» надлежащего выполнения их прямых обязанностей согласно нормативным документам Госжилкоммунхоза. Так, к примеру, за одни сутки работники коммунальных служб обязаны устранить протекание крыши, течь водопроводных кранов и повреждение мусоропровода, а также устранить неисправность электроплит и лифтов. Кроме того, подписав с ЖЭКом договор на обслуживание вашей квартиры, Вы имеете полное право ставить вопрос о замене за счет коммунальных служб полов (через 20 лет эксплуатации), водопровода (через 10 лет), дверей и окон (через 40 лет), отопительных батарей (через 40 лет), смесителей холодной и горячей воды (через 15 лет), газовых плит (через 20 лет).

При возникновении «нештатных ситуаций» в квартире жильцы могут обращаться с соответствующей заявкой в ЖЭК. Если «ЧП» произошло не по вине хозяина жилища, ремонт проводится за счет ЖЭКа (!). Но и во всех остальных случаях по закону жильцы оплачивают только стоимость материалов и деталей, которые требуется заменить, работа мастера оплачивается самим ЖЭКом (вернее за счет тех средств, которые мы же и перечисляем на его существование). Хотя в действительности каждый вызов сантехника или электрика обходится в среднем в 20 гривен.

Вывоз мусора, уборка придомовой территории и обслуживание лифтов тоже целиком находятся в компетенции ЖЭКа и Вы вправе подать жалобу, если Вас это обслуживание или предоставление каких либо иных услуг не устраивает.

На сегодняшний день установлен следующий порядок предъявления претензий к качеству услуг:

— при нарушении исполнителем условий договора потребитель должен составить и подписать акт-претензию с указанием сроков, вида и показателей нарушений;

— если исполнитель отказался подписать акт-претензию, документ считается действительным, когда его подписали не менее трех потребителей, проживающих в доме;

— акт-претензия направляется исполнителю, который должен в пятидневный срок принять решение о пересчете платы или дать потребителю обоснованный отказ в удовлетворении его претензий.

Отказ потребителей от оплаты услуг, мотивированный их низким качеством, без акта-претензии считается необоснованным.

Чтоб отстоять свои права в досудебном порядке, нужно обращаться непосредственно в ЖЭК, районное управление жилищного хозяйства или в городское управление защиты прав потребителей.

Если же, несмотря на все Ваши усилия, спорные вопросы не удается решить мирным путем, — обращайтесь в суд. Раз нашими законами предусмотрены механизмы защиты потребителями их прав, то надо активнее применять их на практике. Тем более, что согласно ст. 24 Закона Украины «О защите прав потребителей» жильцы освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

Теги