Зарегистрироваться /

Сергей Бабушкин: "Ответственности не боюсь..."

С

ергей Бабушкин: "Ответственности не боюсь..."

Об отношении главного архитектора столицы к реорганизации Главархитектуры, градсовета и не только

Не так давно Киевский горсовет принял решение о реорганизации Главкиевархитектуры. Вот-вот должны объявить конкурс на замещение должности главного архитектора. Поговаривают, что данный маневр был предпринят с одной целью - сместить Сергея Бабушкина. Корреспондент <СТОличной недвижимости> решила выяснить, что думает по этому поводу сам Сергей Вячеславович...

- Как Вы оцениваете решение Киевсовета о реорганизации вашего управления?

- Главное управление градостроительства и архитектуры - орган исполнительной власти. И, согласитесь, мне по меньшей мере неэтично оценивать решения Киевсовета. Раз депутаты так решили, значит, мы будем исполнять...

- Если в ближайшее время будет проводиться конкурс на замещение должности главного архитектора Киева, примете в нем участие?

- Естественно. Фактически я доказываю свою профпригодность в течение последних шести лет. И результаты моей работы у всех на виду. Достаточно сравнить нынешний город с тем, каким он был еще несколько лет назад...

- В последнее время много говорится о необходимости реформирования столичного градостроительного совета. Какой Вам видится роль этого органа в нынешних условиях?

- Безусловно, реформировать градостроительный совет необходимо. Следует заметить, что в других странах такого органа просто не существует. Решения там принимает главный архитектор города. Если и мы сделаем так же, то необходимо будет создать механизм мониторинга и обратной связи с общественностью, которая имеет право влиять на принятие важных градостроительных решений.

- Хотелось бы услышать Ваше мнение насчет целесообразности объединения Киевзема и Главархитектуры в единый департамент Градостроительства.

- Об этом лучше спросить у заказчиков и инвесторов. Хотя и так ясно, что при существующей системе их затраты - материальные и временные - слишком велики.

<МАЙДАНОМ НЕЗАЛЕЖНОСТИ ГОРЖУСЬ...>

- Сергей Вячеславович, несмотря на загруженность административной работой в Главархитектуре, Вы умудряетесь немало проектировать. Над чем сейчас трудитесь?

- Быть всегда в хорошей форме меня обязывает должность. Тем более, что в Киеве сейчас необычайно много работы. Из последних своих проектов могу назвать, к примеру, концепцию реконструкции территории возле НСК <Олимпийский>...

- Какие из последних реализованных Вами работ нравятся Вам больше всего?

- Майдан Незалежности.

- Почему именно Майдан?

- По моему мнению, там удалось реализовать абсолютно новое для Киева градостроительное решение. Создать площадь для людей с цивилизованными торговыми площадями и местами отдыха. Мы открыли вид на Национальную филармонию и Национальный дворец культуры и искусств. Совершенно по-новому смотрится все пространство площади, которая стала по-настоящему современной.

- Много ли Вам приходится заниматься администрированием в мастерской, которую Вы возглавляете?

- Мастерская - это место, где я, в первую очередь, отдыхаю от административных обязанностей. Идею ее создания я отстаивал на протяжении трех лет в различных кабинетах. Как и всем, поначалу приходилось нелегко. Приходилось даже ремонтом квартир заниматься... Однако мы выжили. Потому что не опустили руки, не ныли и не искали причину неудач в ком-то другом.

- Опыт администратора Вам помогает или мешает в творчестве?

- В настоящее время должность главного архитектора объединяет в себе две функции. Первая - чисто административная, когда нужно выполнять <бумажную> работу, подписывать документы. Вторая - творческая - состоит в обсуждении и утверждении проектов, предложенных заказчиками и коллегами-архитекторами. Здесь главное для меня - помочь заказчику выбрать то единственно правильное решение, в котором он сможет воплотить все свои желания. В принципе, я рад, что сейчас сложилось именно такое положение вещей. Ибо, по моему глубокому убеждению, главный архитектор города не может быть только бюрократом, он обязательно должен проектировать. Хотя бы затем, чтобы доказать себе и другим собственную профессиональную состоятельность.

Но в будущем, как мне кажется, должность главного архитектора станет сугубо чиновничьей. Это произойдет, когда появится всеобъемлющая нормативная база для застройщиков, детально регламентирующая правила строительства в городе. Вспомните дореволюционный Киев. Проекты согласовывали представитель Городской Думы и чиновник от архитектуры, все остальное доверялось подрядчику и архитектору.

- Насколько сейчас актуальна для Киева проблема качества архитектуры и, что Вы предпринимаете для того, чтоб это качество повышалось?

- Всегда, когда говорят, что у нас строятся здания, которые <давят> окружающую среду, я отвечаю, что ничего подобного просто не может произойти. Город обладает своеобразной защитной функцией - он или принимает здание или оно не будет построено. В Киеве создан достаточно мощный институт отечественного инвестора, или вернее инвестиционного посредника, который вкладывает средства в крупное строительство. Благодаря этому город преображается. То, что Главархитектуру сегодня ругают - это нормально. У нас всегда ругают людей, которые хотят что-то сделать... Многие уже забыли, как в той же Москве в свое время было множество противников строительства новых проспектов, которые <прорубили> город. Хотя если бы не то решение, москвичи давно бы захлебнулись в транспортных потоках. Правда, буду откровенен, строительная <лихорадка> иногда мешает качеству. Главное - не мирится с тем, что иногда приходится видеть. И надо начинать с проектов, которые мы рассматриваем и согласовываем. Приходится, опять же, брать на себя ответственность и <зарубать> некоторые проекты, хотя коллеги иногда и обижаются... Я же понимаю: каждая творческая личность считает себя высшим авторитетом и болезненно воспринимает замечания в свой адрес. И когда я критикую тот или иной проект, то прекрасно понимаю, что в этот момент происходит в душе у его автора. Но другого пути у меня просто нет.

<Я ПРИВЫК РИСКОВАТЬ...>

- Что лично Вы вкладываете в понятие <современный архитектурный стиль>? Какие стилевые направления у нас сейчас наиболее перспективны?

- Самый естественный и продуктивный стилист - время. А мы, архитекторы, лишь следуем ему. Сейчас существует много противников комплекса на Майдане Независимости. Но, по моему глубокому убеждению, никогда не вызывает споров только серый, неинтересный объект. Век мещанской и губернской архитектуры прошел. Сейчас мы пытаемся преобразовать наш город в другом градостроительном ключе. Правда, действующие строительные нормативы не всегда поспевают за практикой и не вполне соответствуют нынешним понятиям о комфорте. В то время, как весь мир преспокойно живет и работает в зданиях, высота которых превышает сто этажей, мы двенадцатиэтажные дома считаем небоскребами, а кое-кто пытается заставить заказчика сооружать пятиэтажки.

К сожалению, дальше разговоров о необходимости строительства действительно высотных зданий мы пока не продвинулись. Тем не менее, <любимое> замечание некоторых чиновников от архитектуры - это <понизить высотность>... Однако <небоскребы> все равно придется строить, рано или поздно. Европейской столице нужны высокие градостроительные доминанты. Это может быть как жилье, так и торгово-офисные центры. Сегодня высотность - величина не только эстетическая, но и экономическая, поскольку строительство <высоток> позволяет, например, рационально использовать ценные городские земли. Кроме того, с появлением действительно многоэтажных зданий у жителей столицы появится выбор. Ведь кому-то не нравятся облака за окнами, а кому-то совсем наоборот...

- А как бы Вы назвали стиль, в котором сейчас работаете?

- Каждый архитектор стремится внести в свою работу что-то новое. Как и в жизни, в архитектуре нет чистоты стиля (да, по большому счету, это и не нужно). Есть индивидуальное творчество с элементами классических архитектурных стилей. Потому и я, и мои коллеги могут с уверенностью сказать, что творят в стиле <а-ля Бабушкин>, <а-ля Виг>, <а-ля Бородкин>, <а-ля Пашенько> и т. д.

- Некоторые <доброжелатели> утверждают, что современная архитектура столицы выполнена преимущественно в стиле <бедной красоты>, который характеризуется доминированием жесткого практицизма над искусством. Согласны ли Вы с этим?

- Есть известное утверждение: <Все гениальное - просто>. У Коко Шанель ее гениальное <маленькое черное платье> состояло из двух швов: Так же и в архитектуре: важно не то, простое или вычурное здание. Важно - как <сидит> оно на <фигуре> города, сколько простоит, насколько удобно и современно. Нельзя все строить <под одну гребенку>:

Инвестиции в строительство - это огромные средства, вложенные в развитие города. Потому я счастлив, что серьезные бизнесмены приходят к нам с желанием потратить свои деньги на строительство. Наша задача - помочь заказчикам в проектировании. И вообще, что понимать под <жестким практицизмом>? В середине 60-х идеалом комфортабельной квартиры была пресловутая <хрущевка>. Сейчас жизнь кардинально изменилась. Со временем и то жилье, которое сейчас называют элитным, станет нормой. Мы работаем на перспективу. Хотя, я считаю, во всем нужен нестандартный подход. К сожалению, некоторые проектировщики до сих пор пытаются <проталкивать> морально устаревшие проекты.

Нынче ведется много споров по поводу архитектуры... Честно говоря, меня данное обстоятельство только радует. Это означает, что проекты, которые мы осуществляем, действительно неординарны.

<МОЛОДЕЖИ НАДО ДОВЕРЯТЬ...>

- Какими качествами должен обладать архитектор, чтобы преуспеть в нашей стране?

- Опыт, чутье, грамотность, хороший вкус плюс масштабность мышления. Это лишь немногое из того, что необходимо в проектировании. Еще нужна способность принимать неожиданные и непростые решения. К примеру, уже готова куча эскизов, и тут внезапно тебя озаряет новая идея. Надо найти в себе волю все наработанное переделать. Успех в архитектуре приходит именно так.

- Будущее отечественной архитектуры неразрывно связанно с професионалами новой генерации. Творчество кого из <молодых> Вам особенно импонирует?

- Приятно отметить, что у нас сейчас появилась прекрасная талантливая молодежь, с интересным видением архитектуры. Это Андрей Мазур, Андрей Пашенько, Евгений Яновицкий, Виктор Довгич и многие другие...

- А сами достойных учеников воспитываете?

- Молодые люди, которые работают в моей мастерской, имеют возможность получить отличную подготовку перед <самостоятельным плаваньем>. К сожалению, сейчас в Украине практически развалилась система больших проектных институтов, где молодые архитекторы сразу после вуза могли получить опыт работы. Архитектура - искусство очень сложное. После шести студенческих лет необходимо, как минимум, пять лет практики, чтобы приблизиться к самостоятельному проекту. За десять лет моя мастерская разрослась в <Архитектурный союз>, состоящий из творческих групп молодых архитекторов.

- Все архитекторы говорят, что им особенно трудно работать в среде исторической застройки:

- Лично для меня понятие <старина> довольно относительно и неоднозначно. Потому что подчас мы раздуваем эту проблему до неприличия. Да, можно годами ходить вокруг каждого дома, который давно превратился в руины, и говорить, что это наше достояние. А толку-то? Пусть на меня никто не обижается, но если хорошенько разобраться, то довольно часто мы эту проблему сами себе придумываем. В частности, многое видно из тех исторических записок, которые мы просим заказчика составить на то или иное здание. Там все зафиксировано: была усадьба, двор, конюшня: Прошло время и одноэтажный дом перестроили в двухэтажный. Затем к нему пристроили еще один этаж. И никто тогда не страдал из-за всех этих перестроек... А сегодня у нас есть немало старых сооружений, причем явно второстепенного уровня, которые объявлены чуть ли не мировыми шедеврами... Я считаю, нужно грамотно ценить тот город, в котором мы живем. Кстати, многие участки нынешнего центра раньше были окраинами, где строились доходные дома. Об этом красноречиво свидетельствуют не только исторические справки, но и техническое состояние многих зданий, которые возведены практически без фундаментов. О чем это говорит? Да о том, что наши предки не очень-то заботились про то, чтобы их дома простояли двести-триста лет... Потому я убежден: нельзя сваливать в одну кучу не имеющие никакой исторической ценности древние трущобы и действительно уникальные здания, созданные великими зодчими (к счастью, в нашем городе их хватает).

- Назовите, пожалуйста, свежие примеры удачной работы столичных архитекторов в центре города:

- Мы привыкли оценивать, в основном, масштабные объекты. Между тем, по-настоящему хороших, качественных зданий в центре Киева за последние годы появились сотни. Не хотелось бы останавливаться на отдельных. Они различны по функциональному назначению, однако спроектированы и возведены для людей, так что оценивать работу архитекторов и строителей должны в первую очередь киевляне.

- Среди архитекторов, проектирующих в Киеве, иностранцев что-то не густо: Как Вы считаете, надо ли нам активно импортировать из-за рубежа не только идеи, но и специалистов?

- Когда у нас открывают китайский ресторан, шеф-повара обычно приглашают из Китая. И это считается нормальным... Так почему же у нас не могут работать архитекторы из других стран? Думаю, это будет полезно как для города, так и для наших специалистов, которые стремятся изучать передовой зарубежный опыт.

 

Из досье <СТОличной недвижимости>:

Сергей Вячеславович Бабушкин родился в 1947 году. В 1971г. окончил Московский архитектурный институт (Уральский филиал) и был направлен на работу в Латвию. Свою деятельность в Киеве начал в 1984 году на должности начальника инженерного управления <Киевпроекта>. Руководитель первого в столице частного проектного бюро <Пионер>. С 1996 года - Главный архитектор Киева, начальник городского управления градостроительства и архитектуры.

Заслуженный архитектор Украины. Профессор Международной академии архитектуры.

 

Лиза Татаринова,
<СТОличная недвижимость>

Теги