Зарегистрироваться /

Орест Лотоцкий: «Нам надо приспосабливаться к рынку…»

Орест Лотоцкий: «Нам надо приспосабливаться к рынку…»

Как идут реформы в жилищно-коммунальной сфере

Уже не один год у нас ведутся оживленные дискуссии о том, что надо срочно исправлять ситуацию в жилищно-коммунальной сфере. Но до сих пор эти разговоры не превратились в реальные дела. О том, почему так происходит, корреспонденту «СТОличной недвижимости» рассказал заместитель председателя Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Орест Лотоцкий.

«РЕФОРМЫ – ВОПРОС ПОЛИТИЧЕСКИЙ…»

— Не секрет, что коммунальное хозяйство переживает нынче не лучшие времена, скептики утверждают, что оно вообще на грани развала. Вы видите выход из этой ситуации?

— Жилищно-коммунальное хозяйство справедливо считается одной из приоритетных сфер национальной экономики, которая имеет очень большое значение для государства. И то, что эта система нуждается в срочном реформировании, прекрасно осознают и в Парламенте, и в Кабинете Министров. Однако лишь в нынешнем году впервые (!) в программе действий Правительства повышение эффективности работы предприятий ЖКХ признано одним из приоритетных направлений. Улучшить нынешнюю ситуацию должна и принятая в прошлом году программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на период до 2010 года. Для того, чтобы перемены происходили не на словах, а на деле, мы, кроме всего прочего, разработали ряд региональных программ реформирования ЖКХ, в основу которых положен опыт европейских стран. Ведь жилищно-коммунальное хозяйство как единый объект управления в Украине уже не существует, и эффективность его работы полностью зависит от действий местных властей. Хотя я считаю, что без государственного регулирования здесь не обойтись. Отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы тоже мешает позитивным переменам. Поэтому наши специалисты уже разработали ряд важных законопроектов. Это и новая редакция Жилищного кодекса, которая находится на рассмотрении Верховной Рады, и проекты законов «О теплоснабжении населенных пунктов Украины», «О городском наземном транспорте», «О благоустройстве населенных пунктов»...

— Действительно, о реформе жилищно-коммунальной сферы в последнее время сказано немало. А каковы ее основные цели, сроки реализации?

— Наша главная задача – создать эффективную систему управления производством и предоставлением коммунальных услуг, обеспечить если не прибыльную, то хотя бы безубыточную работу предприятий этой сферы. На первом этапе, который планируется провести в 2004-2005 годах, будут приняты меры, рассчитанные на немедленный эффект. Мы хотим создать необходимую нормативно-правовую базу, внедрить энергосберегающие проекты, накопить инвестиции. На втором этапе, рассчитанном до 2010 года, будет проведена комплексная модернизация и техническое переоснащение предприятий ЖКХ. Кроме того, планируется перейти на полную оплату коммунальных услуг потребителями при повышении качества этих услуг.

— Планы серьезные... Но насколько они реальны?

— Как Вы понимаете, любая реформа в первую очередь зависит не от ее разработчиков или непосредственных исполнителей, а от политической ситуации в стране.

— Судя по тому как Верховная Рада рассматривает Жилищный кодекс, примут его не скоро… Почему, по Вашему мнению, он вызывает такие жаркие споры?

— По-моему, все проблемы, связанные с принятием Жилищного кодекса, связаны скорее с политическими интересами некоторых политиков. Ведь этот нормативный акт должен раз и навсегда урегулировать вопросы, которые они используют в предвыборных баталиях: поднимать тарифы или нет, предоставлять бесплатное жилье или нет, выселять за неуплату или не выселять… Последовательными противниками кодекса, как правило, выступают коммунисты и социалисты, поскольку они считают, что введение стопроцентной оплаты жилья нарушает права малоимущих граждан. Однако и депутаты, и их избиратели должны отдавать себе отчет в том, что без принятия кодекса невозможно эффективно решать вопросы, касающиеся эксплуатации и содержания жилья. Ведь государство денег на это практически не выделяет, а люди еще не почувствовали себя хозяевами приватизированного жилищного фонда.

— Ваш комитет ведет разъяснительную работу с депутатами?

— Конечно, мы сегодня доказываем депутатам необходимость принять Жилищный кодекс.

— А в чем его принципиальные отличия от ныне действующего?

— Проект нового кодекса разработан для того, чтобы создать правовое поле, в котором все граждане Украины могли бы реализовать свое конституционное право на жилище. Он также поможет сохранить существующий жилищный фонд. Нынешний Жилищный кодекс безнадежно устарел, ведь принимали его еще в советские времена. В нем отсутствуют такие важные понятия, как «социальное жилье», «аренда», «объединения совладельцев домов». Нет и конкретного перечня категорий граждан, которые нуждаются в социальной защите или имеют право на льготные кредиты для строительства, покупки жилья. Самая большая проблема в том, что сегодня сохраняются ограничения относительно размеров жилья, которое строится людьми за их собственные средства… Создание нормального правового поля необходимо в первую очередь миллиону шестистам тысячам семей, которые до сих пор стоят в очереди на получение квартир. Учитывая то, что две трети граждан Украины стали собственниками своего жилья, актуальным является вопрос использования жилых помещений. Требует правового урегулирования и моменты, касающиеся предоставления жилья совладельцам или владельцам домов, расположенных на земельных участках, которые принадлежат государству. Кроме того, проект Жилищного кодекса предусматривает обеспечение жильем социально незащищенных категорий людей за счет бюджетных средств. Определено, что социальное жилье бесплатно предоставляется гражданам на основе договора найма. Специальные статьи кодекса регулируют порядок перевода жилых домов в нежилой фонд, права и обязанности собственников, составляющие квартплаты, а также вопросы лишения права на пользование жильем.

«У ГОСУДАРСТВА ДЕНЕГ НЕТ…»

— Реформа жилищно-коммунальной сферы предполагает, что жильцы, объединившись в кондоминиумы, возьмут на себя ответственность за поддержание своих домов в надлежащем состоянии. Но готовы ли к этому люди?

— Действительно, мы хотим создать институт собственников жилья – объединений совладельцев многоквартирных домов, домовых комитетов и т.д. Один из основных моментов реформы – создание компаний – заказчиков жилищно-коммунальных услуг, в управление которым мы передадим жилфонд. Как показывает практика, работа в этом направлении уже дает неплохие результаты – только за первое полугодие количество объединений совладельцев многоквартирных домов значительно возросло. Сегодня в Украине существует 2455 таких организаций. Наши специалисты разработали проекты нового Типового устава объединения совладельцев и Типового договора собственников дома и управляющей компании, которые в ближайшее время будут переданы для регистрации в Министерство юстиции.

— Какие направления работы Вашего комитета являются приоритетными?

— Жилищно-коммунальная сфера — пожалуй, единственная, которую не коснулись никакие реформы. Предприятия ЖКХ, как правило, работают так же, как и двадцать, тридцать лет назад… Многие руководители и не собираются что-то менять, дабы успешно работать в рыночных условиях, и все ждут, когда же государство даст им денег. Поэтому нужно менять не только отношение потребителей к жилконторам, но и психологию самих коммунальщиков. Только высокое качество услуг может обеспечить авторитет жилищно-коммунальных организаций. И финансовые дела улучшатся... Для этого нужно решить много сложных вопросов, а значит, предстоит полностью изменить менеджмент жилищно-коммунальной сферы. Одна из самых важных проблем сегодня – привлечение инвестиций.

— Насколько обоснованы надежды на приток частного капитала?

— Хотя многие предприятия ЖКХ – потенциальные банкроты, тем не менее, их безубыточную работу можно обеспечить, создав прозрачную систему формирования тарифов на коммунальные услуги, и, еще раз повторяю, изменив менеджмент.

— Существует мнение, что штат ЖЭКов неоправданно раздут. Вы согласны с этим?

— Это не совсем верно. Дотирование жилищно-коммунальной сферы – это «наследство» советских времен, когда везде царила административно-командная система управления. Сегодня изменились и финансирование жилищно-эксплуатационных организаций, и требования к качеству предоставляемых ими услуг. А начиная с 1998 года, постановлением правительства вообще отменены дотации и определен переход на 100-процентную оплату услуг потребителями. Но, учитывая низкую платежеспособность населения, Комитет предложил внести изменения в закон «О ценах и ценообразовании», которые предусматривают покрытие разницы между себестоимостью услуг и тарифами, установленными местными властями, за счет местных бюджетов.

— А как можно повысить эффективность работы жилконтор?

— Самый действенный способ — развитие конкуренции. В Украине уже создано 202 частных ЖЭКа, которые обслуживают 5,8 % всего жилфонда.

«ДОЛЖНИКИ НАЧАЛИ ИСПРАВЛЯТЬСЯ…»

— Повышения тарифов в ближайшее время не предвидится?

— Полномочиями относительно установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги сегодня наделены органы местной власти. В регионах ситуация разная, поэтому вести разговор о каких-то единых тарифах просто невозможно. Все решается непосредственно руководителями каждого города, поселка. В нашей же компетенции находится координация работы жилищно-коммунальной сферы в целом.

— Но вы можете как-то влиять на процесс формирования тарифов? Ведь они подчас необоснованно завышены…

— Наши специалисты периодически проводят проверку обоснованности тарифов во всех без исключения регионах. Но мы можем лишь рекомендовать тот или иной порядок расчета тарифов…

— Не так давно вступил в силу закон о реструктуризации задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. Как Вы думаете, поможет ли он решить проблему неплатежей?

— Позитивная тенденция уже наблюдается. Все больше людей вовремя рассчитываются за потребленные услуги. Например, в июле уровень оплаты с учетом прошлых долгов составлял 133%, в то время как в мае лишь 116%. После вступления в силу закона, о котором Вы говорите, уже составлено свыше 43 тысяч договоров о реструктуризации задолженности на общую сумму 25,3 миллиона гривен… Так что,безусловно, проблема решается. Но, по моему мнению, в него нужно внести изменения, ведь он не решает вопросы реструктуризации кредиторской задолженности самих коммунальных предприятий.

— Сейчас много спорят о том, кто должен устанавливать счетчики воды и тепла. Хотелось бы узнать Ваше мнение на этот счет.

— В Украине существует государственная программа поэтапного оснащения жилищного фонда средствами учета и регулирования потребления воды и тепла, рассчитанная до 2007 года. Согласно решению правительства финансировать эту программу должны были из специально созданных целевых фондов. Реализацию данной программы планировалось начать в 1997 году. Но средства из госбюджета так и не поступили, и целевые фонды прекратили свое существование. Сейчас установку счетчиков финансируют местные бюджеты, жилищно-коммунальные предприятия и сами потребители. По состоянию на 1 июля в Украине оснащено счетчиками холодной воды свыше 72 тысяч домов, горячей воды – около 60 тысяч, тепла – почти 15 тысяч. Это гораздо меньше запланированного.

Однако не так давно Кабмин утвердил новый порядок создания специальных фондов обществами совладельцев многоквартирных домов. На их счетах должны накапливаться средства не только для установки счетчиков, но и для ремонта коммуникаций. Кстати, до сих пор нет специальной инструкции о проведении взаиморасчетов между потребителями и поставщиками услуг по водо- и теплоснабжению. Этот документ должен определить порядок финансирования покупки и установки счетчиков на лизинговой основе.

— Ваш комитет активно занимается программой благоустройства городов. Расскажите о ней подробнее.

— Благоустройство – это визитная карточка любого населенного пункта. Ведь когда мы впервые попадаем в город, то сразу обращаем внимание на состояние дорог, освещение, озеленение... В последние годы, к сожалению, неухоженность наших городов стала нормой. Хотя предотвратить окончательную деградацию вполне реально. Так, наш комитет возродил традицию проведения семинаров, посвященных вопросам благоустройства. Их значение трудно переоценить. Плохо только, что государство не финансирует их проведение, и все расходы ложатся на плечи местных властей.

— Скоро начнется отопительный сезон. Насколько коммунальные службы готовы к нему?

— Каждые две недели мы проводим селекторные совещания, посвященные вопросам подготовки предприятий ЖКХ к зиме. Сейчас мы готовы к зиме где-то на 80-90%. И, следует отметить, в этом году дела обстоят лучше, чем раньше. Но вместе с тем нерешенными остаются немало проблем. Естественно, главная проблема — неплатежи. Поэтому некоторые города не готовы к отопительному сезону. Особенно сложная ситуация с отоплением ведомственного жилья и объектов социальной сферы. Бюджетных средств не хватает.

Из досье «СТОличной недвижимости»:

Лотоцкий Орест Богданович родился в 1957 г. В 1979 г. окончил Киевский инженерно-строительный институт по специальности «водоснабжение и канализация». С 1981 г. работает на предприятиях и в учреждениях жилищно-коммунальной сферы. С 2002 г. — заместитель председателя Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Теги