Проблемная реформа. Недавно столичные депутаты приняли программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Киева

Проблемная реформа

Недавно столичные депутаты приняли программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Киева. Программой предусмотрена частичная передача функций по обслуживанию жилищного сектора частным компаниям. Киеврада утвердила перечень объектов коммунального имущества, которые могут передаваться в концессию — от сетей водоснабжения до предприятий по сбору и утилизации мусора. Правда, слабо верится, что эти объекты сильно заинтересуют частных предпринимателей. Ведь большая часть оборудования коммунальных предприятий безнадежно устарела и поизносилась, а денег на замену этой техники как не было, так и нет. Дотировать «проблемную» сферу государство больше не хочет. По этой причине в ходе реформы планируется переход к стопроцентной оплате коммунальных услуг. Сейчас, как считают специалисты, горожане оплачивают 60% от реальной стоимости услуг.

В качестве ответного хода, с целью удешевления предоставляемых услуг, планируется сократить численность персонала жилищно-коммунальных предприятий. Для сравнения, в столице количество работников данной отрасли на тысячу жителей выше аналогичных европейских показателей в 3-5 раз.

Непривлекательность данной сферы для частных инвесторов состоит также в том, что сейчас невозможно вести точный учет потребленных услуг. Фактически коммунальные услуги оплачиваются в абстрактном объеме — согласно утвержденным Кабмином средним нормам на одного человека. И только самые бережливые граждане нынче обзаводятся индивидуальными счетчиками, которые позволяют экономить солидные суммы. В то же время счета, скажем, за воду предприятия-поставщики выставляют опять же исходя из количества жильцов. А то, что не доплатили владельцы счетчиков, в итоге покрывается ЖЭКом. По мнению специалистов, единственным оптимальным методом учета потребленных услуг является установка общедомовых счетчиков с последующим распределением оплаты в зависимости от площади квартир или количества жильцов. На деле же получается замкнутый круг — «Киевенерго», «Киевводоканал» и другие предприятия-поставщики услуг не хотят брать на себя дополнительные расходы, кивая на жилищно-эксплуатирующие организации, которые, по их мнению, должны заниматься решением данной проблемы. В результате крайними, как всегда, оказываются конечные потребители этих услуг. Так, за прошедший отопительный сезон киевлянам придется доплатить по 70-100 грн. с каждой квартиры.

Еще один нерешенный вопрос — несоответствие тарифов себестоимости услуг, которые предоставляются потребителям. Сегодня жильцы квартир, как правило, не только оплачивают потребленные ими газ, воду и т. д., но и покрывают долги тех, кто не платит вообще. (В Киеве задолженность населения по оплате коммунальных услуг уже превысила 500 млн. грн.) Таким способом коммунальные предприятия обеспечивают свою рентабельность. Ведь, кроме всего прочего, в тарифы закладывают затраты на содержание громоздкого административного аппарата, социальной инфраструктуры коммунальных предприятий, а также огромные убытки от потерь воды и тепла. Как утверждают эксперты, нынче почти половина воды и тепла не доходит до потребителей, теряется в пути. Вот эти потери потребителям и приходится возмещать. Причем, по всей видимости, ситуация изменится еще не скоро. На сегодняшний день необходимо заменить практически все оборудование коммунальных предприятий. Речь идет о миллиардах гривен, и дать их может только государство. Потому частичное привлечение частных инвесторов в эту сферу радикально состояния дел не улучшит.