Зарегистрироваться /

Алексей Кучеренко: «Если дорожают энергоносители, избежать повышения тарифов невозможно…»

Что ожидает жилищно-коммунальное хозяйство страны

Оппоненты нынешнего правительства обвиняют его в отсутствии продуманной стратегии реформирования отечественного ЖКХ. Корреспондент «СТОличной недвижимости» попыталась выяснить, насколько обоснованны такие утверждения, обратившись за разъяснениями к министру жилищно-коммунального хозяйства Алексею Кучеренко.

«Государство должно защищать интересы потребителей жилкомуслуг…»

– Начнем с самого злободневного: что можете сказать насчет грядущего повышения тарифов на коммунуслуги?

– Во-первых, что цена на газ будет расти. Решение о повышении цен на газ будет принимать Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) на основании анализа финансового плана национальной компании «Укрнефтегаз» и других поставщиков природного газа. Во-вторых, наш газовый баланс включает в себя газ внутренней добычи, а это около 20 млрд. кубометров. Мы будем делать все возможное, чтобы этот газ использовался на нужды жилищно-коммунальной отрасли и чтоб его цена была регулируемой. Это позволит смягчить ситуацию для населения. Однако в стране существует дефицит газа где-то около 10 млрд. кубометров, который придется покрывать импортным газом. В такой ситуации главное, сделать цены на газ оптимальными для предприятий теплокоммунэнерго, чтобы оградить население от резких скачков тарифов.

Замечу, что существующая у нас разница в тарифах для предприятий и населения – это чисто наше изобретение. Во всем мире тарифы для оптовых потребителей энергоносителей, коими являются предприятия теплокоммунэнерго, всегда ниже, чем для розничных (население). У нас же все наоборот. Этим обусловлено постоянное повышение себестоимости тепла, и при таких раскладах тарифы на тепло для населения никогда не будут покрывать себестоимости этого тепла. А от этого зависит и качество предоставляемых гражданам услуг.

Таким образом, если цена на газ для теплокоммунэнерго повышается, то соответственно, растут тарифы на коммунуслуги для населения. Насколько существенным будет это повышение, решит НКРЭ.

– В связи с этим вопрос: когда можно ожидать появления у нас независимого органа-регулятора цен на жилкомуслуги? Или эта идея уже не актуальна?

– Поскольку основной задачей государства является контроль за тарифами и недопущение их резкого и неоправданного роста, именно для этого и необходимо создать специальный регулирующий орган.

Появление такого органа – Национальной комиссии по регулированию деятельности субъектов хозяйствования на рынке коммунальных услуг – возможно лишь после внесения изменений в целый ряд законодательных актов. Поэтому было принято решение создать в составе нашего министерства департамент государственного регулирования, который занимается отработкой соответствующей нормативно-правовой базы.

В следующем году планируется законодательно закрепить статус этой комиссии как государственного органа, который бы раз и навсегда вывел тарифы за рамки политических баталий и свел бы их к экономически обоснованной и прогнозируемой тарифной политике, которая бы в первую очередь учитывала интересы потребителей услуг и стимулировала предприятия-монополисты к серьезной модернизации и энергосбережению. Ведь по статистике до 40% тепла у нас теряется, не доходя до конечных потребителей.

Также в структуре нашего министерства создана Государственная жилищно-коммунальная инспекция, которая получит полномочия для применения санкций к предприятиям ЖКХ, которые необоснованно завышают тарифы. В ближайшее время будет утверждено соответствующее Положение. Основной задачей инспекции на этот год является разработка нормативной базы и выборочные проверки, а со следующего года предусмотрено создание вертикали по всей Украине и налаживание действенной системы контроля за качеством жилкомуслуг, а также их ценой. Кстати, при этом предусматривается широкое сотрудничество с общественностью, в первую очередь за счет создания института общественных инспекторов из наиболее подготовленных и активных граждан.

«Без массового создания кондоминиумов реформа не пойдет…»

– Какие еще вопросы являются для МинЖКХ приоритетными в нынешнем году?

– Прежде всего необходимо заняться созданием управляющих компаний, которые, как показывает мировая практика, являются наиболее эффективным способом привлечения инвестиций для модернизации жилищного фонда. Ведь существующий жилищный фонд является не просто ветхим по своим техническим характеристикам, но еще и крайне неэффективным с точки зрение энергопотребления. Однако для создания управляющих компаний нужны не только политические решения, соответствующая законодательная база, контроль со стороны Антимонопольного комитета и нашего министерства, но и законодательное закрепление механизма принятия решений на уровне каждого многоквартирного дома. Единственным эффективным механизмом принятия на этом уровне решений по управлению жильем является создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).

Мы привлекаем сегодня ученых, экспертов из разных стран для того, чтобы законодательно можно было перейти от добровольности создания ОСМД к обязательной регистрации совместной собственности в многоквартирном доме. Сверхзадача государственных органов — просветить, убедить и помочь тем людям, которые хотят и могут стать собственниками жилищного фонда. Для этого государство и местные власти будут проводить стимулирующую политику.

– Чем обусловлено такое внимание к кондоминиумам?

– Собственно, отсюда «пляшет» вся экономика жилищно-коммунального хозяйства. Ведь именно жилищный фонд, владелец квартиры является конечным потребителем всех услуг. Мы стремимся к тому, чтобы люди, наконец, поняли, что единственным способом сохранить свою собственность и улучшить условия проживания является объединение в ОСМД. Ведь кондоминиум — это не альтернатива ЖЭКу или власти, нет. Это способ принятия коллективных решений: что и как делать с домом, какие услуги, по какой цене и у кого покупать. Ведь многие люди, приватизировавшие свои квартиры, так до конца и не осознали, что дом, в котором находится их квартира, тоже становится их собственностью, которую нужно содержать и обслуживать. Ведь, купив машину, мы не требуем, чтобы колеса менял прежний владелец. Он должен перед продажей привести машину в порядок, а дальше ее обслуживает новый владелец. Так и с домом. Ни у государства, ни у местных бюджетов никогда не хватит денег, чтобы провести полноценный капитальный ремонт жилищного фонда. Поэтому надо четко объяснять людям, что если они не хотят потерять самое ценное, что у них есть, — квартиру, то надо задуматься над тем, что делать дальше. Соседи по квартирам в многоэтажном доме обречены жить под одной крышей и пользоваться одними трубами или лифтом. Никакой ЖЭК, никакой чиновник не заинтересован больше самих жильцов в том, чтобы дом был в порядке. Если не хватает средств самостоятельно сделать ремонт, можно привлечь заемные средства, но банк тоже должен понимать, с каким заемщиком он работает. Таким коллективным заемщиком может стать ОСМД. А в перспективе даже не ОСМД, а профессиональная управляющая компания. Однако для прихода таких компаний необходимо создать условия.

Есть еще одним приоритетом для нашего министерства является демонополизация рынка жилищно-коммунальных услуг и, как уже говорилось выше, введение независимого и профессионального государственного регулирования деятельности предприятий-природных монополистов (поставщиков воды и тепла).

Естественно, приоритетными для нас остаются вопросы модернизации, внедрения энергоэффективных проектов на предприятиях тепло- и водоснабжения. Однако проведенный анализ энергопотерь показал, что больше всего тепла теряется в жилых домах. Следовательно, даже если направлять деньги на снижение потерь в сетях и на производстве, это не даст ожидаемого эффекта без модернизации жилья. До 40% всех потерь сосредоточено в жилищном фонде, а чтобы его привести в более-менее нормальное состояние, по самым скромным подсчетам необходимо на один дом около 2 млн. грн. Многоэтажных домов в стране 230 тысяч и понятно, что необходимых денег ни один бюджет не изыщет. Потому рецепт один: провести энергоаудит домов, выбрать проект термомодернизации и определиться, какую часть средств может внести государство, какую местный бюджет и сколько придется собирать самим жильцам, в том числе и привлекая кредиты. Эти вопросы надо законодательно урегулировать, четко определив механизмы государственного стимулирования и поддержки. А граждане не должны стоять в стороне. Именно поэтому создание ОСМД является необходимым условием реформы отечественного жилищно-коммунального хозяйства.

– Как продвигается процесс оснащения жилищного фонда счетчиками воды и тепла?

– В целом по стране домовыми счетчиками холодной воды оснащены около 30% жилых многоэтажек, а тепла — менее 20%. К сожалению, сегодня в этом вопросе отсутствует единая жесткая государственная политика. Есть случаи, когда за государственные средства покупаются счетчики и вообще никуда не устанавливаются (как в Луганске). В Ужгороде вообще нет ни единого счетчика. Потому наше министерство инициировало постановление об обязательном оснащении приборами подомового учета всего жилищного фонда в ближайшие полтора-два года. Приборы учета будут устанавливаться за счет бюджетных средств и средств компаний, оказывающих услуги водо- и теплоснабжения.

«Жильцам придется потратиться на ремонт своих домов…»

– Как же обстоят дела с новым законом о кондоминиумах? Можно ли ожидать его принятия парламентом уже в ближайшей перспективе?

– К сожалению, данный законопроект хоть и ставился несколько раз в повестку дня, но так и не был рассмотрен парламентом. Хотя это очень нужный и давно ожидаемый документ.

Самое главное его отличие в том, что для стимулирования процесса создания ОСМД мы предлагаем вновь создаваемому объединению бесплатно передавать придомовую территорию. При этом даже сам термин «объединение совладельцев многоквартирного дома» предлагается заменить на «объединение владельцев жилья», который предусмотрен статьей 385 Гражданского кодекса.

Кроме того, среди основных нововведений законопроекта стоит выделить следующие:

–создание кондоминиума является обязательным для новых домов, предусматривается, что в случае несоздания объединения за общей процедурой, обязанность относительно его создания возлагается на собственника многоквартирного жилого дома;

–создание объединений владельцев жилья в старых домах осуществляется при наличии инициативной группы ( минимум – 3 собственника);

–для домов, в которых не созданы кондоминиумы, баланс получателя и исполнителей услуг определяют органы местного самоуправления;

–одновременно с созданием объединения владельцев жилья земельный участок, на котором расположен дом, и придомовая территория бесплатно передаются в общую совместную собственность такого объединения;

–объединение имеет право отчуждать физическим и юридическим лицам части дома, кроме неделимого имущества с целью обеспечения надлежащего функционирования жилого дома;

–каждый собственник (или его представитель) имеет на учредительных и общих собраниях кондоминиума количество голосов, соответствующее количеству квадратных метров жилья, которым он владеет в конкретном доме.

– Я так понимаю, что, в отличие от нынешнего закона об ОСМД, денег на первый капремонт жилого дома в законопроекте не предусмотрено…

– Как известно, средства на капитальный ремонт никогда не предусматривались в структуре квартплаты. И на сегодняшний день нет источника финансирования капитальных ремонтов домов. В советское время жилье строилось планово и, соответственно, планово ремонтировалось. Потому решить этот вопрос без участия самих жильцов, которые приватизировали не только квартиру, но и соответствующую часть общего имущества (крыш, подвалов, лестничных маршей, лифтов, трубопроводов), невозможно. Точно так же его невозможно решить только за счет жильцов. Но выход есть. Это привлечение кредитных средств на реновацию дома. Особо хотел бы подчеркнуть: если жильцы сегодня не соберутся вместе и не примут сообща решение о том, какие средства они готовы вложить в реновацию своего жилья, они рискуют через некоторое время остаться без такового вообще. Если дом капитально не ремонтировался 30-40-50 лет, он имеет огромный физический и моральный износ, то есть требует больших эксплуатационных затрат. И постепенно такое жилье переходит в разряд ветхого и аварийного. После того, как дом переходит в разряд аварийного жилья, планируется его снос. Но тут возникает проблема: если квартиры в этом доме приватизированы, то муниципалитет не сможет предусмотреть выдачу новых квартир жильцам. Значит, в лучшем случае людей ждет расселение в маневренный фонд. То есть человек теряет свою собственность навсегда. И даже если местные власти найдут способ выдать таким людям квартиры, то вряд ли их можно будет приватизировать снова. Ведь свое право на приватизацию жилья люди уже использовали…

— Прямо скажем, жутковатая картина получается…

– Не все так страшно. Существует очень много международных финансовых организаций, которые готовы оказывать финансовую помощь для реновации жилья под невысокий процент. Например, в городах Нежин и Бердичев реализуется проект «Стабильное самоуправление многоквартирных домов», который финансируется программой социальных преобразований в Центральной и Восточной Европе Королевства Нидерланды. По этой программе кондоминиумам предоставляются долгосрочные кредиты без залога под 7% годовых для проведения капитальных ремонтов и энергосберегающих мероприятий в жилых домах. И экономический эффект от таких мероприятий позволит жильцам дома на 30-50% снизить ежемесячные эксплуатационные расходы на содержание дома. За счет этой экономии кредит полностью окупается. Готовы финансировать такие проекты и украинские банки, однако им нужен полноправный коллективный собственник дома, с которым можно работать.

В настоящее время местные власти пытаются найти в бюджете деньги на ремонты домов, где создаются ОСМД, но это будет не всегда. Ведь если в городе регистрируется за год десяток кондоминиумов, какие-то средства еще можно наскрести, а если 100 или 200? Понятно, что в этом случае денег на всех не хватит.

Теги