Зарегистрироваться /

Рабочая лошадка

Что надо знать о мотоблоках

Владельцев садовых и дачных участков от тяжелого ручного труда по обработке земли избавит мотоблок. Впрочем, это универсальный помощник в хозяйстве. Ведь он умеет не только пахать, но и рыхлить, бороновать, окучивать… А при необходимости его можно впрячь в повозку.

На все случаи

В общем, мотоблок — полезное средство малой механизации. Правда, сразу следует отметить, что сегодня нет четкой классификации садово-огородной техники, и потому существует некоторая путаница в названиях (одну и ту же машину называют мотокультиватором, мотоблоком, мотосапой или почвофрезой). Однако чаще всего применяют универсальный термин «мотоблок».

Иногда специалисты разделяют мотоблоки на профессиональные и любительские. Однако гораздо удобнее разделить их по мощности и собственному весу на легкие, средние и тяжелые.

На 90% функции мотоблоков сводятся к обработке земли. В зависимости от навесного оборудования они работают как рыхлители, культиваторы, пашут землю, пропалывают грядки. Могут и грузы перевозить, сено косить, копать картошку. Некоторые даже используются в качестве циркулярных пил и водяных насосов…

Как правило, смена дополнительных приспособлений весьма проста, и занимает 10-15 минут. В базовой комплектации с мотоблоками обычно идут колеса и культиватор, остальное оборудование приобретается отдельно.

Наиболее востребованным классом являются агрегаты средней весовой категории, предназначенные для работы на участках до 0,5 га. Масса этих машин составляет от 40 до 60 кг, их мощность — 4-5 лошадиных сил. Ширина захвата — 50-80 см, глубина обработки грунта — до 25 см.

Легкие мотоблоки послабее (мощность двигателя до 4 лошадиных сил), ширина захвата — 30-40 см, глубина обработки грунта — до 25 см. Таким образом, их производительность в полтора-два раза ниже, чем у агрегатов среднего класса. Однако и для такой техники на даче работы предостаточно. С ее помощью удобно обрабатывать верхний слой почвы на участках площадью в несколько соток. Кстати, легкие и средние мотоблоки по конструкции практически не отличаются, у них одинаковые обороты фрезы и форма ножей, поэтому функционируют они одинаково. Вот только плуг легкий агрегат не потянет. Хотя порой в рекламных проспектах можно прочитать, что ножи фрезы легкого мотоблока «сами заглубляются в почву», к таким заявлениям надо относиться с осторожностью. А еще лучше потребовать демонстрации.

Принято считать, что вспашка – прерогатива средних и тяжелых (вес от 100 кг, мощность — до 14 лошадиных сил) мотоблоков.

Тонкости выбора

Выбор малой агротехники — вопрос непростой, здесь имеет значение и репутация фирмы-производителя, и технические характеристики конкретной модели. Сегодня в продаже есть мотоблоки отечественного производства, а также импортные — в основном из Италии, Германии, России, Швеции, Японии.

По цене наша техника намного дешевле, однако «иностранцы» выигрывают в качестве. Так что здесь нужно тщательно взвесить все «за» и «против».

Правда, говорят эксперты, надежность отечественных мотоблоков за последние годы повысилась, но все еще оставляет желать лучшего. Так что, покупая такой агрегат, нужно быть готовым к периодическому ремонту.

На сегодняшний день наибольшей популярностью у наших фермеров пользуется малая агротехника производства Италии. Эти мотоблоки эргономичны, надежны, долговечны. Стоят они недешево, но удачная конструкция, надежная трансмиссия (без ремней и цепей) и высокое качество двигателей позволяют работать на них с утра до вечера. По словам экспертов, хорошим качеством отличаются и некоторые российские машины («Нева», «Крот»). Как и украинские модели (производства заводов «Мотор-сич», «Южмаш»), они не слишком дорогие, весьма просты в обслуживании и, что немаловажно, не боятся плохого бензина.

Очень хорошими характеристиками отличаются мотоблоки таких марок, как «Honda» (Япония) и «Husqvarna» (Швеция), однако и стоят они немало…

По словам специалистов, к покупке мотоблока следует подходить ответственно, поскольку при любом раскладе вещь это недешевая. В магазине сразу уточните, что входит в базовую комплектацию агрегата. От комплектации зависит и цена. Два одинаковых мотоблока могут иметь одну цену, но разную комплектацию. Так что лучше сразу определится, какое навесное оборудование вам нужно в первую очередь. Наверняка это будут колеса и фреза для культивации. Остальное можно докупить позже.

Часто под влиянием рекламы покупатель выбирает блок с огромным количеством функций, значительная часть которых ему никогда не понадобится, и при этом, конечно, переплачивает. Еще одна типичная ошибка состоит в том, что покупатель думает, будто, купив мотоблок, он совершенно избавит себя от физического труда. Это не так. Мотоблоки существенно повышают производительность, однако имеют достаточно большую массу, которая обусловлена их функциональным назначением. А это значит, что для управления такой техникой понадобятся серьезные физические усилия…

Важный момент — гарантийный срок и наличие сервисного обслуживания. Узнайте, подлежит ли редуктор ремонту, потому что если его придется заменять целиком, ремонт влетит в копеечку.

Как правило, у мощных мотоблоков меньше частота поломок.

Также следует понимать, что продавцы мотоблоков обычно сами на них не работают и могут не знать всех нюансов эксплуатации.

Чтобы техника служила долго, нужно придерживаться таких правил:

– применяйте бензин с октановым числом не менее 92;

– следите за уровнем масла в картере;

– не допускайте сильного загрязнения воздушного фильтра;

– не перегружайте двигатель;

– не допускайте длительной работы двигателя на холостом ходу;

– при стационарной установке мотоблока (например, в качестве корморезки, деревообрабатывающего станка) старайтесь размещать мотоблок в тени и в проветриваемом месте.

Конечно, эти рекомендации касаются в первую очередь мотоблоков воздушного охлаждения. Кроме того, имейте в виду: маховик двигателя воздушного охлаждения имеет крыльчатку, которая закрыта кожухом. Последний не только выполняет защитные функции, обеспечивая безопасную эксплуатацию мотоблока, но и направляет поток воздуха от крыльчатки вдоль корпуса двигателя, поэтому работать со снятым защитным кожухом нельзя во избежание перегрева двигателя.

Вопрос расхода топлива мини-техникой не особенно важен. Канистры бензина хватит надолго. Однако не стоит верить рекламе типа: «наш мотоблок расходует всего 0,5 литра в час».

Недорогие мотоблоки делают для тех, кто предпочитает купить новый агрегат вместо того, чтобы чинить старый (точно так же многие поступают, например, с мобильными телефонами). Поэтому если не жалко 3-3,5 тыс. грн., о ремонте можно не беспокоиться…

Сервисное обслуживание мотоблоков у нас, как правило, осуществляют те же фирмы, которые этой техникой торгуют. Гарантийный срок обычно составляет от 1 до 3 лет. Парадокс, но получить запчасти для немецкого или итальянского агрегата порой легче, чем для российского. Впрочем, в последнее время отечественная и российская мини-техника комплектуется импортными двигателями (Tecumseh (Италия), Briggs&Stratton (США), Subaru (Япония), что значительно облегчает ее ремонт.

Комментарии экспертов:

Леонид РУДМАН,

директор компании «Агромото»:

– В последние годы наблюдается устойчивый рост спроса на мотоблоки. Причин тому несколько. Во-первых, количество приусадебных участков увеличилось, и украинцы хотят работать на земле с удовольствием. И во-вторых, у наших потребителей есть деньги на покупку техники для обработки земли.

Тем не менее, о насыщении наших хозяйств такой агротехникой говорить пока не приходится. Если, к примеру, в Западной Европе в среднем приходится по три агрегата на одну небольшую усадьбу, то у нас в лучшем случае один агрегат на 15-20 домовладений.

Следует отметить, что если 10-15 лет назад покупать было практически нечего, то сейчас выбор малой агротехники измеряется сотнями наименований. Причем наибольшим спросом пользуется техника итальянских производителей. По нашему мнению, итальянская техника превосходит многие европейские и даже японские бренды. Возможно, все дело в том, что в Италии большой удельный вес в аграрном секторе экономики занимают мелкие хозяйства, что стимулирует тамошних производителей к совершенствованию мини-техники.

Михаил КОВАЛЬСКИЙ,

менеджер по продажам салона «Хонда»:

– Наша компания представляет на украинском рынке около 10 наименований силовых агрегатов для обработки земли. Они отличаются высоким качеством сборки и надежностью. Характерной особенностью мотоблоков этой марки является тихая работа двигателя, на что, кстати, стали все больше обращают внимание потребители.

Надо сказать, что конкуренция в этом сегменте рынка за последние пару лет очень усилилась. Отличную технику делает шведская фирма «Husqvarna», итальянская «Benassi». Стоимость таких агрегатов в первую очередь зависит от мощности двигателя, конструкции механизма отбора мощности, ну и, конечно, от моторесурса.

У серьезного мотоблока есть так называемые рабочие передачи и ездовые передачи. Обязательно передача заднего хода. Хотя агрегаты такого класса достаточно дороги. Их стоимость — от 8 тыс. грн. до 14 тыс. грн.

Вообще же при выборе техники надо учитывать много разных факторов. Это и размер участка, и характер производимых работ, и, что немаловажно, характер грунта. Об этом, кстати, очень часто забывают…

Важна также ширина захвата навесных орудий. А вот расход топлива здесь не так важен. Обычно он составляет до 1,6 л /час, что с финансовой точки зрения необременительно для потребителя.

Теги