Зарегистрироваться /

За что боролись?

Президент, Кабмин и местные органы власти оказались вовлечены в ожесточенный спор о том, каким образом продавать и сдавать в аренду земли коммунальной и государственной собственности.

Когда в конце прошлого года «демократической коалицией» был принят закон о госбюджете на 2008 год, статьей 82 данного закона (разумеется, во избежание многочисленных злоупотреблений в сфере земельных отношений) были внесены изменения в Земельный кодекс, согласно которым несельскохозяйственные земли государственной и коммунальной собственности должны продаваться исключительно на аукционах. Это касается и продажи права аренды земельных участков.

Заниматься земельными торгами вправе исключительно организации, имеющие разрешение (лицензию) на их проведение. Организаторами торгов могут выступать органы местного самоуправления и исполнительной власти (Госкомзем и его территориальные органы). Хотя, по идее, первую скрипку все-таки должно играть местное самоуправление, поскольку по закону именно местные власти как заказчик земельных торгов имеют право распоряжаться государственными и коммунальными землями до их размежевания, а к этому процессу в стране даже не приступали.

22 февраля Кабмин постановлением № 90 утвердил Порядок проведения земельных аукционов. Этим же документом Госкомзем уполномочили лицензировать проведение работ по земельным торгам. И началось…

Практически все властные участники нынешнего «спора о земле» на словах единодушно поддерживают ключевой принцип, задекларированный в правительственном постановлении № 90 и Порядке: основным методом продажи несельскохозяйственных земель коммунальной и госсобственности, а также прав аренды должен быть открытый аукцион, то есть с обязательным обнародованием объявлений о его проведении и результатах. Однако дальше – сплошные разногласия. Так, представители местных властей, и в этом их поддержал глава государства, утверждают: по сути, местное самоуправление незаконно (порядок продажи должен определяться законом, а не актами правительства) лишили ряда важных полномочий по организации земельных торгов, что фактически заблокировало его работу по проведению таких торгов. Кроме того, правительство обвиняют в том, что оно фактически создало предпосылки для централизации (читай -- монополизации) процесса приватизации и сдачи в аренду земельных участков Госкомземом, который и лицензии выдает непосредственным исполнителям работ по проведению аукционов, и сам выступает организатором торгов, и учет земель ведет.

Кабмин на критику отреагировал, пересмотрев Порядок. Но все равно осталась масса неясных и противоречивых моментов, которые требуют дополнительного разъяснения, поскольку не согласуются с практикой. Например, отмечают эксперты, камнем преткновения может стать установленный Порядком проведения земельных аукционов трехмесячный срок подготовки участков к торгам. За этот период заказчик должен сформировать перечень участков, а организатор аукциона – провести тендер для выбора организации, которая подготовит технический паспорт, проект землеустройства (при необходимости); исполнителя проведения торгов; проведет экспертную денежную оценку участка и т. д. Между тем, как отмечают специалисты, для выполнения данных работ обычно требуется не менее полугода, поскольку нужны согласования в целом ряде ведомств (органах архитектуры, санэпидемнадзора, защиты культурного наследия и пр.).

Таким образом, декларируемая борьба за прозрачность земельных отношений на деле обернулась значительными проблемами не только для органов местного самоуправления, но и в еще большей степени для застройщиков. Ведь пока длится весь этот сыр-бор, стройкомпаниям ничего другого не остается, как прибегать к испытанным «теневым» схемам приобретения земельных участков.

Теги