Зарегистрироваться /

«Квадраты» из сети

Национальные особенности торговли недвижимостью в Интернете

Как отмечают эксперты, с каждым годом все больше участников украинского рынка недвижимости используют ресурсы Интернета. Однако торговля квадратными метрами в Сети еще не приобрела значительного распространения. Причем отнюдь не по техническим причинам.

Виртуальные удобства

Создатели и руководители специализированных веб-сайтов по недвижимости в один голос твердят, что Интернет на сегодняшний день является наиболее перспективным способом продвижения объектов недвижимости. По некоторым данным, уже сейчас число объявлений по этой тематике в электронной паутине составляет около 50% от общего количества таких объявлений в печатных СМИ. И очень скоро Сеть завоюет здесь безоговорочное лидерство, поскольку объем интернет-объявлений ежегодно возрастает в полтора-два раза. Правда, заметим, что львиная доля аудитории интернет-сайтов по недвижимости — это жители Киева и крупных городов.

— В последние годы популярность Интернета среди покупателей и продавцов недвижимости стремительно увеличивается. В дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться, — уверен финансовый директор независимого украинского портала «Realt.Ua» Константин Гавлинский.

С ним согласна и директор интернет-портала «Сity24.Ua» Татьяна Емельяненко. По ее словам, о возрастающем спросе на услуги тематических сайтов по продвижению объектов недвижимости можно судить по росту посещаемости специализированных порталов.

Объясняя рост популярности сайтов о недвижимости, исполнительный директор группы компаний «Планета Оболонь», которой принадлежит портал «Domik.net», Алексей Котенко указывает, что одновременно с поиском конкретных объектов недвижимости клиенты интересуются сопутствующей информацией (как правильно заключить сделку, какова ситуация на рынке и т. д.), а веб-ресурсы помогают им в этом.

Эксперты убеждены в том, что, в принципе, Интернет одинаково выгоден как частным лицам, желающим напрямую заключить сделку и сэкономить, так и посредникам.

— Риэлтор большую часть информации о рынке недвижимости берет в Сети, поэтому если покупатель или продавец сам неплохо ориентируется в Интернете, ему проще обойтись без посредников. Тем не менее, если человек хочет дополнительной гарантии безопасности сделки, ему лучше обратиться к посреднику, — говорит Константин Гавлинский.

Татьяна Емельяненко подчеркивает, что использование электронной паутины позволяет участникам рынка недвижимости размещать больше информации об объектах и не тратить время на просмотр ненужных предложений.

Кроме того, что немаловажно, поиском подходящих вариантов можно заниматься, не выходя из дому или не покидая рабочего места. При этом есть возможность сравнивать предложения с другими подобными, а также подбирать конкретные объекты по определенным параметрам – площади, месторасположению, цене, количеству комнат и т. д. К тому же многие сайты в качестве дополнительной услуги предлагают регулярную рассылку информации об объектах, отвечающих заданным требованиям.

Важным дополнительным удобством Алексей Котенко считает наличие на тематических сайтах статистики цен, полезных статей и справочных материалов. Кроме того, исключительно в Интернете можно обсудить тот или иной строящийся объект, компанию-застройщика или агентство недвижимости на форумах...

Наконец, нельзя не отметить мобильность Сети: отыскать нужную информацию можно в любой точке мира.

— Недвижимость – товар локальный, привязанный к месту. И географическая составляющая усложняет поиски подходящих объектов. Например, в киевском печатном издании вряд ли будут представлены все предложения по регионам, не говоря уж о зарубежной недвижимости, а Интернет дает реальную возможность получить требуемую информацию, — рассуждает Константин Гавлинский.

Неиспользованный шанс

Однако, констатируют эксперты, пока Интернет для участников отечественного рынка недвижимости является главным образом средством коммуникации, а не полноценной бизнес-средой. Объясняется это прежде всего тем, что украинские риэлторы все никак не могут подружиться с Сетью. Как утверждает Константин Гавлинский, по своему опыту работы в Нью-Йорке он знает, что каталоги с объявлениями о покупке-продаже недвижимости в США не распространены, можно найти лишь небольшие рекламные брошюрки, которые выпускают агентства недвижимости и компании-застройщики.

Американские риэлторы давно пошли по пути объединения усилий в борьбе за клиента, создав единые электронные каталоги недвижимости — так называемые мультилистинговые системы (МЛС). В этих базах данных содержится исчерпывающая информация про все объекты: их внешний вид (фото, планы), месторасположение, год постройки, сведения о системах кондиционирования, отопления, безопасности, близлежащей инфраструктуре и т. д. С помощью МЛС риэлтеры могут постоянно отслеживать ситуацию на рынке и оперативно удовлетворять запросы клиентов.

Однако мультилистинговые системы оправдывают себя лишь в том случае, когда каждый их пользователь своевременно и в полном объеме предоставляет информацию о своих объектах. Доверие необходимо и в финансовых вопросах, ведь покупателя может найти любая фирма из участвующих в системе, и чтобы все остались довольны, комиссионные между риэлторами, представляющими покупателя и продавца, делятся, как правило, пополам. Это один из базовых принципов МЛС, за участие в которых надо платить серьезные деньги (солидный вступительный взнос и немалая абонентская плата).

Впрочем, доказавшие свою эффективность западные технологии торговли недвижимостью в Интернете упорно не хотят укореняться на украинской почве: неоднократные попытки внедрить у нас некое подобие МЛС закончились ничем. И дело здесь не столько в том, что четверть украинских риэлторских фирм даже собственных сайтов не имеет, сколько в подходах к созданию отечественных мультилистинговых систем.

Хотя всем ясно, что, объединив базы данных, агентства недвижимости могут значительно упростить жизнь себе и клиентам, на практике эта правильная идея не работает.

В Ассоциации специалистов по недвижимости Украины полагают, что всему виной пресловутая украинская специфика. Ведь для нормального функционирования мультилистинговых систем необходим эксклюзив, когда интересы клиента представляет только один риэлтор. У нас же один и тот же объект одновременно появляется в базах данных разных агентств недвижимости, а дальше кто раньше найдет покупателя, тот и заработает деньги… Так что у МЛС появятся реальные перспективы только в том случае, когда наши риэлторы научатся цивилизованно сотрудничать. А произойдет это еще не скоро…

Заслуживает внимания и такой важный момент. Хотя практически все серьезные игроки украинского рынка недвижимости располагают корпоративными сайтами, для подавляющего большинства фирм собственная страница в Интернете является скорее модной игрушкой, а не подспорьем в бизнесе. Несерьезное отношение к делу оборачивается почти нулевым результатом. Между тем сайт — это не только виртуальный каталог объектов, но и довольно мощный инструмент брендинга. Ведь потенциальный клиент хочет, во-первых, получить максимум информации о предлагаемых объектах, и, во-вторых, составить для себя четкое представление о компании-посреднике.

По мнению экспертов, грамотный подход к электронному брендингу – и здесь большое значение имеет оригинальный дизайн, а также функциональность веб-сайта – позволяет риэлторской компании получить преимущество перед конкурентами. Но, как показывает практика, попытки создать эффективную интернет-страницу малой кровью обречены на неудачу. Потому что нельзя к курице, которая должна нести золотые яйца, относиться, как к гадкому утенку…

Выгодное размещение

Пока риэлторы раздумывают, народ, интересующийся недвижимостью, а также компании-застройщики активно осваивают Сеть. Интерес граждан в значительной степени подогревается тем, что за размещение объявлений частных лиц в Интернете обычно не надо платить. Так, скажем, на сайте «Aviso», являющемся электронной версией одноименной газеты, можно опубликовать бесплатное объявление в 25 слов. А портал «Сity24.Ua» предлагает платное размещение «горячих предложений» по цене от 72 грн. в неделю. Впрочем, полагает Константин Гавлинский, со временем все тематические сайты будут брать деньги за объявления.

В отличие от частных объявлений, интернет-реклама риэлторских фирм, застройщиков и других компаний, имеющих отношение к рынку недвижимости, изначально являлась платной. Обычно такая реклама оформляется в виде баннеров и является аналогом имиджевой рекламы в специализированных печатных СМИ.

— Расценки на баннерную рекламу зависят от уровня посещаемости сайта. Например, мы предлагаем баннерную рекламу от 150 грн. до 13,5 тыс. грн. в неделю, — говорит Татьяна Емельяненко.

В целом же ценовая политика владельцев разных ресурсов существенно отличается. К примеру, недельное размещение баннера на сайте «Domik.net» обойдется заказчику в 600-6,5 тыс. грн. в зависимости от размера, раздела и месторасположения на странице. На «Realt.Ua» баннер разместят за 350-8 тыс. грн. в неделю, на «Agent.Ua» данная услуга стоит 300-7,5 тыс. грн.

Размещать баннеры могут и частные лица, но это редкость. Но для крупных игроков рынка, уверяют владельцы сайтов по недвижимости, такие цены вполне оправданы.

— Реклама в Интернете довольно эффективна. Компании, которые размещают рекламу на хороших веб-сайтах и параллельно рекламируются другими способами, утверждают, что уровень продаж у них существенно вырос, — уверяет Константин Гавлинский.

Его слова подтверждает Алексей Котенко:

— Отдача от интернет-рекламы постоянно растет. Ведь здесь очень важен фактор охвата аудитории, а сегодня нет таких специализированных изданий, которые могли бы в этом соперничать с Сетью.

Как отмечают эксперты, существуют конкретные условия относительно сроков эффективного размещения рекламы в Интернете. В частности, для баннеров, объясняет Алексей Котенко, чаще всего используется формула «неделя через неделю» либо «две недели через две», чтобы аудитория успела поменяться и обновиться. А сама рекламная кампания может длиться сколь угодно долго, пока не будет достигнут нужный эффект, например, не проданы все объекты.

Для частных объявлений условия успешности другие – чаще всего применяется двухнедельное размещение объявления. По окончании этого срока объявление автоматически удаляется, поэтому если объект не был продан, объявление нужно будет актуализировать и разместить заново. По словам Константина Гавлинского, рынок настолько динамичен, что в течение двух недель с объектом обязательно что-то происходит: либо меняется цена, либо он снимается с продажи, либо успешно продается.

Кроме того, Алексей Котенко рекомендует следить за тем, чтобы частная информация находилась на первых страницах доски объявлений (так она быстрее попадается на глаза посетителям сайта). Для этого необходимо пару раз в неделю объявление обновлять.

Впрочем, при удачном стечении обстоятельств это может оказаться лишним. По данным Татьяны Емельяненко, недорогие «горящие» предложения продажи квартир обычно «уходят» за 3-5 дней, а сделки по аренде жилья осуществляются еще быстрее.

Теги