Зарегистрироваться /

Проблема роста

Куда развиваться столице

Судя по всему, Киеву не суждено стать классическим мегаполисом. Для этого не хватает ни объективных предпосылок, ни желания городских властей.

Издержки статуса

Города – как живые организмы, рождаются и разрастаются. Причем процесс этот непростой, а порой и весьма болезненный. Сегодня вопрос, куда расти дальше, для Киева очень актуален. «После обретения Украиной независимости Киев из некогда спокойного, интеллигентного, почти уездного города довольно быстро начал превращаться в европейскую столицу. В то же время инфраструктура города, историческая часть которого в основном сформировалась еще в XIX веке, совершенно не рассчитана на масштабы современной столицы. Однако у нас об этом до последнего времени никто особо не задумывался», — говорит известный специалист в области градостроения и архитектуры Виктор Вечерский.

Между тем крупные столичные города концентрируют многие функции и притягивают огромные массы людей, движимых карьерными и корыстными соображениями. Это удел всех столиц. Как заявляют киевские власти, сейчас в городе проживает почти в два раза больше людей, чем здесь зарегистрировано. Согласно данным последней переписи населения, которая проводилась в 2001 году, официальная численность населения Киева составляет чуть больше 2,5 миллиона человек. Так что по самым скромным оценкам народу в городе живет около пяти миллионов.

Кроме того, по словам экспертов, на сегодняшний день около 600 тысяч человек ежедневно ездят на работу в Киев и вечером возвращаются в родные Бровары, Васильков, Боярку… Если прибавить к этому стремительно растущий столичный автопарк, становится понятно, почему, например, от станции метро «Петровка» до первых кварталов Троещины нередко приходится добираться полтора часа. Что уж тут говорить про экологическую ситуацию в городе, которая в некоторых районах становится совершенно невыносимой…

Так называемые маятниковые мигранты из пригородов и «заробітчани» из других регионов страны не только конкурируют с киевлянам при поиске работы, но и создают значительную дополнительную нагрузку на городскую сферу услуг, сети электро- и водоснабжения, канализации и т. д., прибавляют работы транспортникам, а также коммунальным службам, которые занимаются уборкой территорий и вывозом бытового мусора. Таким образом, несоответствие между официальной и реальной численностью населения существенно усложняет управление городским хозяйством. По словам первого заместителя киевского мэра Дениса Басса, в связи с постоянным ростом населения Киева стало крайне тяжело рассчитывать бюджетные средства и, соответственно, обеспечивать жителей столицы продовольствием, транспортом, качественным сервисом.

Наконец, нельзя не вспомнить о том, что массовое нашествие мигрантов спровоцировало немыслимый рост цен на киевское жилье…

По мнению экспертов, есть два способа, которые позволяют минимизировать негативные последствия такой гиперконцентрации. Первый состоит в ускорении разрастания территории Киева по периферии, второй предусматривает «обрастание» столицы поселками-спутниками.

Расширение города за счет пригородов, поглощение окрестных территорий до сих пор считалось классическим путем урбанизации. Этим путем прошли многие мегаполисы мира. К примеру, та же Москва, юридической границей которой является Большая кольцевая автодорога, быстро разрастается вширь, застройка городского типа здесь выходит за городскую черту, фактически поглощая окрестные населенные пункты. При этом, указывают эксперты, возникает четкое разделение зон застройки: центр является территорией элиты, близлежащие районы населены успешными бизнесменами, а дальше идут менеджерско-пролетарские жилмассивы.

Однако, полагают многие эксперты, данная модель на сегодняшний день устарела и реализуется преимущественно в Азии, Африке и Латинской Америке. Гораздо более перспективным, по их мнению, является путь формирования так называемых агломераций — обширных территорий, интегрированных в большой город экономически, но формально находящихся вне его границ. Эти территории объединяет в одно целое развитая сеть «транспортных коридоров». Население с периферии тяготеет преимущественно не к главному городу, а к этим магистралям, которые становятся для людей источником заработка. Таким образом расти начинают не сами мегаполисы, а периферийные населенные пункты. Соединенные между собой магистралями, они словно начинают идти навстречу друг другу и образуют более-менее целостную экономическую структуру.

Определенные приметы такой урбанизации можно заметить и у нас: географическая близость населенных пунктов к ведущим магистралям, соединяющим столицу с Одессой, Харьковом, Днепропетровском объективно содействует экономическому развитию этих населенных пунктов, а также их более глубокой интеграции в хозяйственную структуру Киева. Вместе с тем периферийные городки и поселки постепенно становятся все более автономными, в них развивается социально-бытовая инфраструктура. Таким образом, местное население имеет возможность жить, работать и отдыхать, никуда не уезжая…

Ты погоди, не спеши…

Вариант с агломерацией предпочтителен для Киева еще и потому, что на сегодняшний день существует ряд факторов, сдерживающих его рост вширь. С учетом этого, ныне действующий Генеральный план развития города предусматривает, что до 2020 года постоянное население столицы останется в пределах 2,6 миллиона, а нынешние ее границы лишь немного увеличатся за счет включения в городскую черту Вишневого и Вышгорода.

Как отмечает профессор Международной академии архитектуры Евгений Лишанский, знаковым событием прошлого года было утверждение плана застройки крупного земельного участка на Левом берегу, в районе Осокорков. Знаковым данное событие стало потому, что это последний значительный участок, отведенный под застройку в пределах нынешней городской черты. Его площадь составляет около 150 га, и больше подобных свободных территорий в городе нет. Выходит, резерв площадей под застройку практически исчерпан. «Согласно генплану развития города до 2020 года освоение свободных площадок на Левом берегу должно завершиться к 2014 году. Всего же в Киеве предполагается построить около 20 млн. кв. м жилья. И без масштабной реконструкции территорий, без поиска новых территорий этот вопрос не решается в принципе» — утверждает директор института «Киевгенплан» Владимир Чекмарев. Однако далеко не все согласны с такими выводами. Так, скажем, бывший киевский мэр Александр Омельченко уверен, что земли под застройку в Киеве пока вполне достаточно, и при грамотном использовании наличных земельных ресурсов в столице можно построить еще много миллионов «квадратов». По словам г-на Омельченко, слухи о том, что в Киеве практически нет свободных площадок для строительства, распространяют спекулянты и чиновники, зарабатывающие на землеотводе. На самом же деле земли хватает, чтобы сдавать ежегодно по 2 млн. кв. м жилья, тогда как реально в последние годы объемы строительства в два раза меньше. И вряд ли здесь стоит рассчитывать на какие-либо изменения, поскольку киевских застройщиков вполне устраивает сложившаяся на столичном рынке недвижимости ситуация, когда стоимость «квадрата» выше среднеевропейского уровня и постоянно растет, а норма прибыли не опускается ниже 50%. Кому интересно при таких раскладах гнаться за объемами?

Вместе с тем предусмотренное Генпланом освоение новых земель на ближних подступах к столице (возле Чапаевки, Дмитровки, Гостомеля, Обуховской трассы) затруднено ввиду невозможности расширить юридическую границу города. Без кардинальной ревизии административно-территориального устройства тут никак не обойтись. Однако все попытки отцов города добиться расширения установленных еще в 1930-х годах границ Киева завершились ничем. Главным образом из-за активного сопротивления руководства Киевской области. «К сожалению, не всегда городские и областные власти могут найти общий язык в вопросах планирования прилегающих к Киеву территорий. Земельные вопросы решать непросто, так как здесь далеко не все однозначно, — констатирует Заслуженный архитектор Украины Леонид Муляр. — Тем не менее, от объективных тенденций все равно никуда не деться»…

Курс — на спутники

По мнению экспертов, украинская столица уже созрела для того, чтобы расти дальше как большой регион. И сейчас есть все предпосылки для формирования мощной городской агломерации, в которую, кроме Киева, войдут окрестные населенные пункты, формально сохранив при этом свой юридический статус. Данный процесс, помимо всего прочего, предполагает создание вокруг столицы новых городов-спутников, что, по мнению генерального директора строительно-девелоперской компании ТММ Николая Толмачева, является более естественным и эффективным способом развития крупного города, чем, например, массовая застройка существующих промышленных зон. Уже объявлено о строительстве в Киевской области нескольких таких городов. В частности, ТММ собирается возвести в двадцати километрах от Киева возле села Микуличи современный город-спутник со всей необходимой социальной инфраструктурой. На территории в 300 га предусматривается строительство жилых высоток, а также коттеджей. Планируется также строительство торгового центра, школы, детского садика, больницы, культурного центра… Первая очередь строительства должна быть завершена уже в 2010 году.

О своем намерении построить под Киевом город-спутник на 150-200 тысяч жителей под Васильковом не так давно заявила сингапурская компания Surbana Corporation.

Новый город на сорок тысяч человек планируют заложить в Бориспольском районе власти Киевской области. Руководители девелоперской компании «Европа» также анонсировали проект строительства в селе Белогородка (Киево-Святошинский район) многоэтажного жилья на участке площадью 400 га. Более 600 гектаров с той же целью приобрела в пяти километрах от столицы и компания Dragon Ukrainian Properties&Development.

Однако, утверждают эксперты, при создании в рамках столичного региона городов-спутников, призванных взять на себя роль жилых массивов, промышленных и торговых зон, очень важно с самого начала обеспечить формирование современной инфраструктуры, в первую очередь транспортной сети. Ведь для полноценного развития поселкам-сателлитам жизненно необходимы эффективно организованные и обладающие достаточной емкостью транспортные «коридоры», соединяющие спутники со столицей. По словам Владимира Чекмарева, Генплан развития Киева подразумевает создание в радиусе 40-50 километров от города таких «коридоров» с целью рационального размещения логистических центров, терминалов, различных производств. Но формированию полноценного столичного округа сильно мешает несогласованность действий городских и областных властей. «Между Киевом и областью должна быть гораздо более тесная интеграция. Вопросы застройки столичных пригородов должны решаться совместно, — убежден г-н Чекмарев. — Пока же мы этого не наблюдаем».

Теги