Зарегистрироваться /

Срочные меры

Cовсем свежий скандал, связанный с киевской стройкомпанией «Город-Сад», наглядно продемонстрировал, что, очевидно, одной из важнейших задач, которую неотложно надо будет решить новому правительству, является наведение порядка на рынке строительства жилья.

По информации экспертов, в одной столице и пригородах сегодня насчитывается почти полсотни безнадежных долгостроев. И сложно даже представить, что будет с первичным рынком жилья, где ситуация и так далеко не идеальная, если эта мина замедленного действия сама взорвется…

Между тем, как показывает практика, проблемы простых граждан, годами ожидающих давно оплаченного жилья, местных властей волнуют мало. И хотя высокопоставленные чиновники время от времени громогласно клянутся разобраться с недобросовестными стройкомпаниями, не выполнившими своих обязательств перед инвесторами, о цене данных обещаний лучше спросить пострадавших от аферы «Элита-центра».

Впрочем, ловким дельцам и местным начальникам было б намного труднее уклоняться от ответственности за их неблаговидные и безответственные деяния, если бы не многочисленные бреши в действующем законодательстве, которое регулирует вопросы строительства жилья за средства населения. К тому же несовершенство нормативной базы обуславливает ненадежность всех используемых застройщиками финансовых схем. Яркий пример тому — история с банкротством компаний «Киеввысотстрой» и «Агростройпереработка». В данном случае дала сбой широко разрекламированная схема, предусматривающая привлечение банка для финансирования жилищного строительства. Как оказалось, финучреждение не смогло надлежащим образом проконтролировать строителей, и в результате многомиллионные суммы ушли в песок, после чего было заморожено строительство нескольких жилищных комплексов в Киеве и пригороде. Суд признал застройщиков банкротами и назначил ликвидаторов, которые должны привлечь новых кредиторов, согласных профинансировать завершение долгостроев. Но сколько на это уйдет времени, никто не знает. Ведь никто не может заставить местные власти содействовать решению проблем инвесторов. Так что здесь уж как повезет…

По мнению экспертов, такого развития событий вполне можно было б избежать, если бы законодатель четко установил, что, например, стройкомпании вправе продавать лишь квартиры в уже построенных домах, как это, кстати, делается в цивилизованных странах. Однако, по мнению многих специалистов, это слишком радикальная мера, которая, скорее всего, негативно повлияет на первичный рынок жилья, поскольку большинству украинских стройкомпаний невыгодно делать свой бизнес исключительно на деньги, полученные в кредит... Тогда что мешает предусмотреть в законодательстве норму о том, что застройщику разрешается привлекать средства населения лишь в том случае, когда он найдет гаранта, который в случае чего обеспечит завершение строительства? Видимо, дело вовсе не в том, что государственные мужи не понимают важности данного вопроса. Скорее наоборот. Просто существующее положение вещей многих вполне устраивает. А изменить ситуацию можно лишь решительными мерами.

Теги