Зарегистрироваться /

Неминуемый кодекс

Одним из первых законопроектов, которые предстоит рассмотреть новому парламенту, станет Жилищный кодекс. Потому что дальнейшие проволочки с принятием этого нормативно-правового акта, призванного заменить безнадежно устаревший советский кодекс образца 1983 года, ухудшат и так, мягко говоря, не блестящую ситуацию в сфере обеспечения жилищных прав граждан.

Недавно Кабинет Министров одобрил доработанный профильными ведомствами совместно с региональными властями проект новой редакции Жилищного кодекса, принятого Верховной Радой в июле 2005 года, но ветированного главой государства, и внес этот проект в парламент.

Данный проект содержит общие положения относительно путей обеспечения конституционных прав граждан на жилье, регулирует вопросы формирования жилищного фонда за счет разных источников финансирования; создания рыночных механизмов содержания и эксплуатации жилья, определяет права и обязанности его собственников, а также полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления в жилищной сфере.

Впрочем, по мнению специалистов, нынешняя версия кодекса все еще содержит немало вызывающих нарекания норм. Взять хотя бы норму проекта, предусматривающую обязательное создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). По сути, эта норма возлагает на самих жильцов многотрудную обязанность по капремонту и содержанию как домов, так и придомовых территорий. Логика здесь, вроде бы, есть: в стране приватизировано 84% квартир, так пусть их хозяева заботятся и про крыши с подвалами. Тем более, что государству и коммунальщикам это явно не под силу. Но потянет ли сию ношу население, ведь на капремонты существующего жилфонда по самым скромным оценкам надо около 25 миллиардов?

Весьма неоднозначным является и положение относительно права местной власти по своему усмотрению выселять граждан, проживающих в идущих под снос или подлежащих реконструкции домах, в любой другой район города. Также, в отличие от ныне действующего кодекса, в новом не закреплены минимальные нормы обеспечения людей жилплощадью из государственного и коммунального жилфондов, что, безусловно, порадует власти на местах: при «правильном» подходе к делу можно будет значительно быстрее решать проблему сокращения квартирных очередей.

Сохранена в проекте и статья, устанавливающая порядок осуществления контроля со стороны местных властей за надлежащим управлением многоквартирными домами. В частности, чиновникам предоставляется право вмешиваться в деятельность организаций,управляющих жилфондом, если государственная жилищная инспекция выявит какие-либо нарушения, и назначать временных управителей.

Юристы называют много других спорных моментов, характерных для нового Жилищного кодекса, — начиная с нормы, обязывающей жильцов уведомлять домоправителя о намерении продать свою квартиру, и заканчивая положением об исключительно судебном порядке выселения лиц, самовольно занявших чужое жилье, тогда как действующее жилищное законодательство в таких случаях допускает административное выселение на основании санкции прокурора. Однако, как отмечают эксперты, для того, чтобы новый кодекс заработал в полную силу, потребуется не только исключить из него статьи, нарушающие конституционные права граждан, но и принять еще около двух десятков нормативных актов, а также внести ряд важных изменений в действующее законодательство. Так что парламентариям, видимо, стоит поторопиться...

Теги