Зарегистрироваться /

Григорий Чапкис: «Для счастья много места не надо…»

Прославленный танцор и заслуженный артист Украины Григорий Чапкис обитает в двухкомнатной «хрущевке» на Соломенке и говорит, что ничего другого ему не нужно. Ведь, по его мнению, для жилища важен не метраж, а благоприятная внутренняя атмосфера…

«Довелось поработать на стройке…»

— Григорий Николаевич, давно живете в этой квартире?

— Семнадцать лет. Ровно столько мы с моей нынешней супругой Аллой Борисовной живем вместе…

— Как приобрели жилплощадь?

— У Аллы Борисовны была «однушка» и у меня тоже. Вот мы и обменяли их на эту квартиру.

— А вообще в вашей жизни было много жилищ?

— Достаточно…

— Помните дом, где прошло детство?

— Да что там вспоминать? В семье было семеро детей. Жили мы в Кишиневе, в обыкновенном глиняном доме, спали на нарах…

— Тяжело вам приходилось…

— Ничего не поделаешь. Рано утром нас, детей, отправляли на улицу и… так до вечера. Мой отец мастерил вожжи и хомуты для лошадей, а мать в основном занималась хозяйством. А где-то лет с восьми я уже сам начал зарабатывать деньги, подрабатывая по вечерам чистильщиком обуви. Садился возле какого-то ресторана или кинотеатра, где было светло, и…

— Много зарабатывали?

— Мне давали кто сколько мог. Но зато днем мы собирались где-то в саду и плясали, отводили душу…

— То есть плясать – это у вас в генах заложено?

— Получается так. Жить без этого не могу.

— Как вы попали в Киев?

— Началась война. Кишинев стали бомбить, и мы покинули город. Думали, что вернемся, когда закончатся бомбежки. Но вышло иначе: убегая от немцев, добрались аж до Казахстана. Пробыли там до 1943 года, а потом отправились обратно домой. Доехали до Киева и тут застряли: все заболели брюшным тифом. А после выздоровления здесь и остались. Всей семьей работали на стройке, восстанавливали разрушенный Крещатик.

«Киев мне очень дорог…»

— Насколько важен для вас домашний комфорт?

— Безусловно, дома должно быть приятно находиться. Однако комфортное жилище — это не обязательно большие хоромы и дорогие интерьеры… Я бывал в домах, где много квадратных метров, стильный дизайн, но не чувствуется уюта, хочется плюнуть в каждый угол… Знаете, я сменил немало квартир, хороших и не очень. Когда познакомился с Аллой Борисовной, мы поначалу ютились в крохотной комнатке в «коммуналке». Тем не менее, то были, пожалуй, самые счастливые годы моей жизни.

— И все-таки, неужто не хочется иметь просторные апартаменты?

— А зачем? Нам вполне достаточно того, что у нас есть. Здесь тепло, уютно. Меня тянет домой… Вот это и есть настоящий комфорт.

— В ауру дома верите?

— Да. Каждый человек, каждый предмет в квартире имеет свою энергетику. От этого непосредственно зависит атмосфера в доме.

— Нынче модно иметь дом за городом. А вас не тянет к земле?

— Нет. Я никогда не мечтал о собственном доме. Наверное, потому, что не люблю одиночества. Я отдыхаю душой среди людей. Мне даже нравится, когда я лежу, а через меня в буквальном смысле слова переступают…

— Некоторое время вы жили за границей. Понравилось?

— Как вам сказать… Это нас с Аллой Борисовной моя дочь соблазнила. Она вышла замуж за итальянца и сейчас живет недалеко от Флоренции, там у нее своя балетная школа. Так вот, когда Лилия уезжала в Италию, я был холостяком после второго брака. Когда же написал дочке, что встречаюсь с женщиной, которая моложе меня на 22 года, то поначалу Лилия была категорически против этого союза, даже специально прилетала в Киев, чтоб увидеть Аллу Борисовну. А познакомившись с ней, сказала: «Папа, это то, что тебе нужно! Расписывайтесь, я заберу вас в Италию».

Зять сразу купил мне «мерседес», на котором мы с женой объездили пол-Европы. Первое время все было интересно — музеи, достопримечательности разные… Думали остаться там, учили язык, а потом как-то стало не по себе, затосковали. Каждый день ловили по приемнику: «Говорить Київ!» и плакали… В общем, захотелось домой.

— Сколько времени прожили на чужбине?

— Год. Но он нам тогда казался вечностью.

— Каким было возвращение?

— Мы просто сели в мой «мерседес» и отправились в Украину. Проехали через Италию, дальше в Югославию попали. Там как раз шла война, поэтому быстренько проскочили и дальше на Киев…

А здесь везде очереди за продуктами. Чтобы купить пакет молока, нужно в шесть часов утра встать... Словно из рая в болото попали. Но ничего, купили на Бессарабке у бабушки соленых огурцов, вареной колбасы, сели с женой на скамеечке, перекусили. Знаете, ни в одном ресторане мира я так вкусно не ел! Потом мы взялись за руки, гуляли по киевским улицам и плакали от счастья…

— Есть у вас в Киеве любимые места?

— Да я весь Киев люблю… Каждый дом здесь мне дорог. Наверное, лишь когда уезжаешь далеко и надолго, начинаешь ценить свою родину по-настоящему. Пока живешь здесь, многое недооцениваешь.

— Вы немало поездили по миру. Какие архитектурные шедевры произвели на вас самое сильное впечатление?

— Полагаю, нельзя сравнивать архитектуру разных городов и стран. Как можно, например, сравнить Рио-де-Жанейро и Париж? Или Лондон с Нью-Йорком?.. Я побывал в 71 стране мира. Меня многое там поразило, однако я не могу сказать, что вот это лучше, а то — хуже…

«Раз в пять лет делаем ремонт…»

— Должна сказать, ваше жилище поражает буйством красок и света. Сами все это придумали?

— А кто же еще.

— Последний раз когда ремонт делали?

— Мы часто делаем ремонт. Раньше у нас был интерьер в стиле ретро, сейчас вот модерн… Примерно раз в пять лет меняем обстановку, чтобы не приедалась.

— Кто руководит ремонтными работами?

— Этим в основном я занимаюсь. Но принципиальные решения принимаем коллегиально. Когда же все решено, жена уходит…

— Куда уходит?

— К знакомым. На время ремонта. А возвращается, когда квартира уже полностью готова.

— Где у вас дома любимое место?

— Возле электрокамина. Мне нравится смотреть на огонь. Еще вот возле освежителя воздуха, где водичка течет, люблю посидеть…

— А какую домашнюю работу больше всего любите делать?

— Готовить люблю. Для супруги делать разные сюрпризы.

— Что за сюрпризы?

— Ну, скажем, вкусный обед приготовлю, сварю утром ей кофе или сделаю генеральную уборку в квартире… Я от этого получаю настоящий кайф. Потому что мне больше нравится отдавать, чем брать.

— Фирменное блюдо у вас есть?

— Предпочитаю готовить каждый день другое.

— Нравится экспериментировать на кухне?

— Просто дело в том, что если, к примеру, сегодня я ел курицу, то завтра хочется чего-то другого. Значит, ем другое мясо. А потом меня на овощи тянет…Поэтому мне даже сложно сказать, что именно люблю готовить больше всего. Разве что острые блюда вроде шашлыка вне конкуренции…

— Уборкой занимаетесь, танцуя?

— Когда как. Но и танцуя тоже… Вообще я танцами живу.

— Интересно, во сне танцуете?

— О, думаю, жена могла бы вам немало рассказать, что я порой во сне вытворяю… У меня в голове все время какая-то музыка — танго, вальс...

— А какой украинский танец больше всего потрясает зарубежных зрителей?

— «Повзунець». Это когда танцуешь вприсядку, не поднимаясь, от начала до конца. А теперь представьте, что самый обычный человек видит этот танец впервые. У него наверняка возникнет впечатление, что тут какой-то подвох, обман. Помню, как-то в 1962 году, в Мадриде после выступления ансамбля Вирского, где я тогда работал, за кулисами появился импозантный Сальвадор Дали со своими знаменитыми торчащими усами. Мы, конечно, о нем были наслышаны и сразу узнали его. Маэстро был в ярко-зеленом пиджаке, а в нагрудный карман вместо платка он засунул... настоящий омлет. Его сопровождала живописная группа хиппи — какие-то нечесаные ребята в рваных штанах. Для нас это все было удивительно, потому что раньше ничего подобного видеть не приходилось. Всем хотелось поглазеть на столь необычную компанию. Ну, Дали поблагодарил Вирского за прекрасный концерт. И вдруг, заметив меня, воскликнул: «О, у тебя в ногах спрятаны машинки!». Подошел, наклонился, пощупал мои колени. «Точно, машинки», — говорит. Это услыхали местные журналисты, и на следующий день испанские газеты написали о том, что Сальвадор Дали разоблачил русского танцора, у которого в ногах спрятаны моторчики... После того случая меня еще долго «доставали» репортеры, пытавшиеся проверить, правду ли сказал великий художник...

— Наверняка были в вашей жизни и другие незабываемые встречи...

— На самом деле, их было немало. Мне пожимали руку Мао Цзэдун, Хо Ши Мин, Фидель Кастро... До сих пор не мою эту руку (смеется). Кстати, Фидель запомнился мне молодым и красивым. Он тогда был, пожалуй, самым популярным человеком в мире.

Еще меня приглашал к себе домой известнейший импресарио Сол Юрко, который первым пригласил в Америку Федора Шаляпина, Большой театр, Государственный симфонический оркестр СССР, танцевальные ансамбли Моисеева, Вирского... Сам он родом из Чернигова, где его отец до революции имел сигаретную фабрику. А настоящее имя этого замечательного человека — Соломон Израилевич Юревич... Самое интересное, что он не умел читать и писать, вместо подписи ставил крестик. И при этом всем говорил: «Если б я был грамотным, то работал бы на сигаретной фабрике. А будучи безграмотным, стал миллиардером»... Он только мне дал свой автограф. Есть у меня автограф и знаменитого джазового музыканта Бенни Гудмена. Я тоже бывал у него в гостях. Естественно, попросил что-нибудь сыграть. Но он сказал: «Я дома ничего не исполняю. Но если станцуешь, то сыграю». Тогда я говорю: «Давай!». Снял туфли, стал плясать, а он начал мне на кларнете подыгрывать... В общем, есть что вспомнить...

— Сами-то гостей принимать любите?

— Гости — это хорошо. Только вот сейчас особо некогда гостей принимать, так что бывают они у нас нечасто. Хотя лично мне приятно, когда неожиданно друзья нагрянут. Я люблю экспромты.

— С соседями дружите?

— Да я их практически не вижу. И они меня не видят. Разве только, когда я подъезжаю к дому и захожу в квартиру...

— Зверушек дома держите?

— Нет.

— Завести не хотите?

— К сожалению, некогда за ними ухаживать. Мне и самому часто погулять некогда . Если б не жена, которая меня иногда выводит в свет, вообще ничего не видел бы, кроме работы и дома.

Теги