Зарегистрироваться /

Позвони мне, позвони

Об особенностях телефонизации по-киевски

Несмотря на активное наступление мобильной связи, обычный домашний телефон по-прежнему востребован населением. Но, прежде чем услышать телефонный звонок, надо решить вопрос с подключением…

Преимуществ достаточно

Как утверждают специалисты, в отличие от многих других стран, Украина характеризуется стабильным развитием рынка фиксированной связи. Операторы, предоставляющие услуги по подключению и обслуживанию стационарных телефонов, находят тому много причин. Главная, по их мнению, — это качество связи. Современные цифровые станции, заменившие старые аналоговые АТС, обеспечивают связь на порядок более высокого качества. У мобильных операторов с этим нередко возникают проблемы. Кроме того, даже в Киеве немало зон, где радиосигнал проходит плохо или вовсе отсутствует.

Другой довод «за» стационарный телефон, — цена услуг.

— Акции мобильных операторов с бесплатными разговорами кратковременны, круг их участников обычно ограничен, а за соединение часто взимается плата. У нас же минута разговора стоит 4,5 копейки при отсутствии платы за соединение. Кроме того, разговоры по стационарному телефону предоставляются в кредит – оплата производится в конце месяца, — поясняет заместитель главы правления компании «Укртелеком» Игорь Сиротенко.

О разнице в цене можно говорить также в контексте подключения. Если минимальная стоимость стартового пакета мобильного оператора сегодня составляет 15 грн., то купить в магазине самый простой новый мобильный телефон меньше чем за 400 грн. сложно. К тому же «самые простые» аппараты нынче мало кого интересуют, так что удовольствие иметь собственную «трубку» влетит в копеечку. Установка стационарного телефона обойдется значительно дешевле.

Но и это не последний мотив, подвигающий клиентов обзаводиться домашним телефоном. Современная цифровая фиксированная связь – это целый комплекс дополнительных возможностей. В частности, операторы готовы предоставить скоростной интернет, телевидение, автоответчик, организацию конференц-связи, переадресацию звонка, пользование сокращенными номерами, сообщение о входном вызове, временный запрет входящих или исходящих звонков и даже вызов абонента по его заказу.

Все чаще граждане хотят установить дома несколько телефонных линий. Причиной тому может послужить необходимость свободного телефона во время работы в интернете через dial-up, ведение бизнеса на дому, необходимость проводить разговоры в параллельном режиме...

Пожалуй, единственным серьезным «минусом» стационарного телефона является его привязка к месту подключения, но это с лихвой компенсируется упомянутыми выше преимуществами.

— Мобильная и фиксированная связь — это две параллельные ветви связи. Они не взаимозаменяемы, потому всегда будут пользователи как мобильной, так и фиксированной связи, — считает Арсений Матвеев, ведущий специалист компании «Golden Telecom».

Возможность замещения стационарного телефона мобильным Игорь Овсянников, директор по работе с клиентами группы компаний «CITIUS», видит лишь там, где стационарных телефонов не хватает в силу объективных причин, например, в отдаленных сельских населенных пунктах или труднодоступных местах.

Лицом к народу

Начав работу на рынке услуг фиксированной телефонной связи, частные операторы ориентировались прежде всего на потребителей-бизнесменов. Этот сегмент клиентов и сейчас остается для них самым доходным, а потому самым популярным. Но в последнее время операторы связи стали активно осваивать новую для себя нишу, предоставляя услуги населению.

Один из лидеров рынка, «Golden Telecom» устанавливает фиксированные телефоны бизнес-клиентам на протяжении шести лет, а частным – около двух лет.

— Наша компания изначально была ориентирована на оказание услуг связи для бизнеса, ведь их использование более интенсивное и приносит больше доходов по сравнению с физлицами. Кроме того, бизнес-услуги телефонии зачастую концентрируются в бизнес-центрах, что упрощает подключение и увеличивает рентабельность. Но рынок связи динамично растет, увеличиваются его потребности, поэтому стали востребованными и альтернативные услуги. Так что, несмотря на то, что рынок юрлиц достаточно изучен, хотя и не насыщен полностью, частные операторы стали предоставлять услуги фиксированной связи и физлицам. Ведь если есть свободный сегмент рынка, его обязательно будут заполнять, – утверждает Арсений Матвеев.

Игорь Овсянников считает, что сегодня можно говорить не просто о заинтересованности операторов в частных потребителях, а о начале формирования рынка телефонизации жилья:

— Массового клиента сложнее обслужить, но сегодня это направление практически не охвачено. Кроме того, фактически сформированы экономические предпосылки для предоставления услуг связи в новостройках. Преимущество получает оператор с наиболее разветвленной сетью.

Более конкретно объясняет причину переориентации операторов связи на физлиц Игорь Сиротенко:

— Частные операторы, ориентированные больше на бизнес-клиентов, столкнулись с тем, что мобильные операторы предложили юрлицам выгодные корпоративные пакеты. В результате у операторов фиксированной связи резко упала доходность от юрлиц и как следствие уменьшились прибыли. А вот население по-прежнему пользуется услугами фиксированной связи и аккуратно их оплачивает. Мы также столкнулись с подобным явлением, но из-за нашей огромной клиентской базы (у нас по Украине 8,5 млн. фиксированных телефонов только у частных лиц) это сказалось на нас меньше.

Сегодня крупнейший отечественный оператор связи «Укртелеком» является лидером на рынке предоставления услуг фиксированной телефонной связи. В Киеве, по данным Игоря Сиротенко, компания обслуживает около 1 млн. 130 тыс. абонентов, в то время как на частные компании приходится около 300 тыс. номеров. При этом в очереди на установку телефона от «Укртелекома» стоят 8 тыс. потенциальных абонентов. Так что неудовлетворенный спрос на стационарные телефоны в столице невысок.

По данным Игоря Овсянникова, уровень телефонизации в Киеве самый высокий в стране – до 50 телефонов на 100 жителей (это в два раза выше, чем в регионах), но ощущается дефицит современных услуг связи. Причем проблемы, по его словам, в основном сводятся к техническим аспектам.

Арсений Матвеев не считает, что на рынке фиксированной связи существует значительный дефицит услуг для населения. Скорее для рынка характерно обострение конкуренции среди операторов. Преимуществом частных операторов он считает оперативность реагирования на запросы клиентов и то, что они с большим энтузиазмом занимаются телефонизацией новостроек. По его словам, «Golden Telecom» установила физлицам около 10 тыс. стационарных телефонов и не собирается на этом останавливаться. Впрочем, как и остальные операторы, видящие в данном сегменте рынка хороший потенциал для зарабатывания денег.

Линия «под ключ»

Выбор поставщика услуг фиксированной связи зависит как от места жительства потенциального абонента, так и от спектра услуг, предлагаемых телефонной компанией. Определившись с фирмой-поставщиком услуг, потребитель заключает с ней договор. В нем должны перечисляться все предоставляемые фирмой услуги, вид оплаты (абонентская и повременная) и ее сроки.

Как отмечают эксперты, конкурировать по части цен на услуги операторам фиксированной связи сложно, поскольку тарифы на проведение и установку телефона, так же как и на звонки и прочие услуги, регулируются в централизованном порядке – решениями Нацкомиссии по вопросам регулирования связи и законодательством. Так что и в «Укртелекоме», и в частной телефонной компании установка телефона в настоящее время стоит 240 грн. Хотя стоит обратить внимание на временные акции, периодически проводимые частными операторами, касающиеся снижения стоимости подключения. Порой стоимость установки телефона может составлять всего 1 грн. Если же цена услуги составляет стандартные 240 грн., не исключено, что за символическую 1 гривну абоненту подключат интернет или предоставят другую дополнительную телефонную услуг. Скидки на пользование связью операторы пердоставляют реже, но бывает и такое.

Именно так поступают, например, в компании «CITIUS» - при комплексном обслуживании у пользователя есть возможность получить скидки в размере до 30%. При этом спектр услуг широкий, от цифровых телефонных линий и интернета до видеотелефонии.

С подключением номера или даже двух в квартире операторы не видят особых проблем. Если в доме уже проложены телефонные кабели какого-либо оператора, его сотрудники охотно организуют оперативное подключение стационарного телефона. Если кабелей пока что нет, ждать придется дольше, пока оператор не посчитает целесообразным создание соответствующей инфраструктуры.

— Для оказания услуг телефонной связи необходима привязка к сети оператора, предполагающая километры кабеля, которые нужно запроектировать и проложить до дома и внутри него. Этим и определяется возможность подключения телефона. Если дом телефонизирован и установлено необходимое оборудование, проведены все подготовительные работы, то в течение дня обслуживающий дом оператор сможет подключить абонента к сети, — поясняет Арсений Матвеев.

Вместе с тем, по словам эксперта, частные операторы в вопросе прокладки кабельных систем во многом зависят от «Укртелекома», которому принадлежат практически все подземные инженерные коммуникации, где проложены телефонные кабели. И для получения доступа к ним операторам нужно получать разрешения «Укртелекома». Так что каждый оператор предпочитает работать на своей «территории», под которой подразумеваются не только микрорайоны, но и многоквартирные дома.

Именно строящиеся многоэтажки являются излюбленными объектами для подключения и обслуживания среди операторов связи, поскольку запланировать телефонную сеть и договориться с застройщиком можно еще на стадии проектирования, что существенно упрощает задачу. Менее охотно все операторы берутся за телефонизацию частных домов. Как отмечает Игорь Сиротенко, среди потенциальных абонентов «Укртелекома», стоящих в очереди на установку стационарного телефона, значительную долю составляет как раз частный сектор, который в столице занимает значительную площадь. Впрочем, проблемным может стать также подключение телефона в новых микрорайонах, поскольку операторам выгоднее работать с большим количеством клиентов. Лишь когда число потенциальных абонентов достигнет уровня, при котором оператор сможет получить прибыль, он готов будет заняться телефонизацией домов. Ускорить процесс новоселы могут за счет собственных инвестиций в развитие телефонной сети, но такое случается нечасто. Как правило, люди предпочитают подождать, пока оператор сам придет в их дом.

Отдельная тема - коттеджные городки, которых в окрестностях Киева появляется все больше. К каждому из них подводить телефонную связь нужно в индивидуальном порядке, и не все операторы идут на это, если поселок небольшой. С крупными городками значительно проще: поскольку клиентов там достаточно, со связью проблем обычно не возникает.

Есть перспектива

Операторы называют несколько проблем, усложняющих процесс тотальной телефонизации столицы и ее окрестностей. Так, Арсений Матвеев основной проблемой частных компаний считает сложности с реализацией проектов создания новых телефонных сетей посредством прокладки кабельных линий.

— Не секрет, что трасса прокладки кабеля не находится в наших руках. И проводить земляные работы в городе очень сложно, поскольку это требует многочисленных согласований. Мы придерживаемся всех процедур, играем по правилам. Но в целом подключение сети – процедура длительная, дорогая и наполовину зависящая от субъективных факторов, — поясняет эксперт.

Игорь Овсянников главную проблему видит в том, что рынок фиксированной связи еще не в полной мере сформирован, а потребители имеют слабое представление о новых возможностях телекоммуникационных услуг. Ведь уже сейчас компании, подключая дом, могут предоставить жильцам сервисы корпоративного уровня, позволяющие дистанционно участвовать в работе офиса (видеоконференц-связь, сокращенный набор офисных телефонных номеров из дома, защищенное подключение к локальной сети офиса и пр.). Другой проблемой, касающейся непосредственно абонентов, он называет практику эксклюзивного обслуживания объекта одним оператором:

— В этом случае, жильцы не могут подключиться к другому оператору, даже если их не устраивает уровень сервиса, цена или качество. Потому интересоваться этим вопросом целесообразно заранее, еще на этапе покупки жилья. Что касается владельцев объектов, а также строительных и эксплуатационных организаций, то им стоит более внимательно подходить к выбору партнеров в области телекоммуникаций, ориентируясь на компании с положительной репутацией и реальными возможностями предоставить качественную связь.

Серьезным препятствием, мешающим эффективной телефонизации квартир, Игорь Сиротенко считает нежелание застройщиков сотрудничать с телефонными компаниями в части прокладки внутридомовой сети:

— По строительным нормам нужно строить внутридомовую кабельную сеть для телефонизации. В последнее время застройщики стараются этого не делать, потому что им так дешевле. Более того, нередко они предлагают операторам, желающим телефонизировать многоэтажку, поделиться с ними доходами от установки этих телефонов. Конечно же, это невыгодно и неудобно в первую очередь для самих жильцов.

Впрочем, несмотря ни на что, будущее фиксированной телефонной связи для физлиц все операторы рисуют в светлых красках. Так, Игорь Овсянников заметной тенденцией считает стремление операторов и провайдеров предоставлять все услуги из одних рук:

— Многие телекоммуникационные компании не только оказывают услуги телефонии и доступа к интернету, но и готовятся запускать кабельное ТВ, видео по запросу и прочие мультимедийные сервисы. Дальнейшее внедрение идей использования современных технологий, скорее всего, будет проходить в тесном сотрудничестве с областями управления бытовыми инженерными системами: охранными, климатическими, энергосберегающими. Здесь открываются широкие возможности, например, для удаленного видеонаблюдения…

В цифровом выражении готов выразить будущее рынка Игорь Сиротенко:

— Сегодня в Украине установлено 12 млн. телефонов, из которых около 11 млн. телефонов стоят у физлиц. В Украине всего 17 млн. домохозяйств, так что можно сказать, что в 2/3 домохозяйств телефон есть, а оставшаяся треть – тот потенциал, на котором операторы фиксированной связи могут заработать. Но, безусловно, будет использован не весь, а лишь его часть, потому что проникновение мобильной связи играет свою роль. Сколько телефонов установят – сложно сказать. Например, «Укртелеком» каждый год устанавливал 400 тыс. номеров по всей Украине, сейчас — около 300 тысяч.

В любом случае, убеждены эксперты, объем услуг фиксированной связи еще долго будет сохраняться на достаточно высоком уровне. Голосовое общение все больше будет «уходить» в мобильную связь, а передача данных, интернет, цифровое телевидение станет уделом высококачественной фиксированной связи.

Теги