Зарегистрироваться /

Экранизация по-свойски

Как обустроить кинотеатр на дому

Обычный телевизор позволяет испытать от фильма удовольствие, но не потрясение. Дабы сполна насладиться всем происходящим на экране, нужен домашний кинотеатр или, говоря языком специалистов, аудиовидеокомплекс. К тому же заметим, что главное качество данного комплекса — универсальность. Хотя он предназначен прежде всего для просмотра фильмов, его легко можно превратить, например, в спортивную арену, если вы не пропускаете ни одного футбольного матча. Или, скажем, в океанариум, когда любите показывать друзьям отснятые во время отпуска сюжеты о подводном мире…

Как утверждают знатоки, домашний кинотеатр (home cinema) — это не только сложная аппаратура, но также соответствующий интерьер. Впрочем, начнем все-таки с аппаратуры.

Видит око...

«Создать себе кинотеатр в настоящее время можно на базе обычного кинескопного телевизора, жидкокристаллической либо плазменной панели, видеопроектора», — говорит консультант дизайн-салона «Stil Haus» Юрий Бондарев.

Хорошо всем известные телевизоры с кинескопом (электронно-лучевой трубкой) позволяют получить «картинку» достаточно высокого качества. Особенно большой спрос нынче на модели с диагональю экрана 29 дюймов и 100-герцевой разверткой изображения, благодаря которой практически не видно мерцания экрана. Вместе с тем следует иметь в виду, что на большом экране более заметны традиционные дефекты кинескопа — геометрические искажения «картинки» и радужные контуры по ее краям. Важной характеристикой телевизоров является также угол обзора экрана. Ибо чем шире экран, тем удобнее смотреть.

Основные достоинства жидкокристаллических (ЖК) и плазменных панелей — высокая четкость и детализация изображения, отсутствие искажений «картинки». Кроме того, такие экраны отличаются небольшой толщиной и массой, долговечностью. В продаже есть ЖК-панели с диагональю 46-дюймов. «Плазма» бывает еще больше, хотя по соотношению «цена-качество» оптимальной считается диагональ 42 дюйма. А в принципе, многие эксперты придерживаются мнения, что общее впечатление от просмотра фильма зависит не столько от размеров экрана, сколько от качества «картинки». Потому для home cinema вполне подходят как 42-дюймовая плазменная панель, так и жидкокристаллический монитор с диагональю 15 дюймов.

У современных видеопроекторов мало общего с их громоздкими и шумными «предками», которыми народ на Западе увлекался в 70-е годы прошлого века. Главным плюсом аппаратов нового поколения является то, что они компактны, тихо работают и при этом дают возможность получать «картинку» действительно большого размера (до нескольких метров по диагонали). Но, увы, с увеличением формата «картинки» ее качество, как правило, ухудшается.

Различают три основных типа видеопроекторов: это устройства, оснащенные электронно-лучевыми трубками, а также LCD- и DLP-проекторы. Первые используют для проецирования изображения комплект из трех электронно-лучевых трубок и дают самую качественную «картинку». В приборах двух других типов применяется технология разложения светового потока на лучи красного, зеленого и синего цветов, из которых потом формируется изображение.

Во весь звук

У приличного home cinema качество звука должно соответствовать качеству изображения. Это достигается за счет включения в домашний аудиовидеокомплекс современных акустических систем. «Новейшие форматы озвучивания фильмов, — отмечает Юрий Бондарев, — позволяют создавать многоканальный звук таким образом, что каждый канал обрабатывается по отдельности, а в итоге создается «эффект присутствия», когда слушатель полностью погружается в звуковое поле». Еще не так давно верхом совершенства считался формат передачи звука сразу на пять колонок и сабвуфер. Сегодня же «стандартом качества» является семиканальный звук, который формируется с помощью семи колонок: пары фронтальных, одной центральной, а также двух пар боковых и тыловых (плюс сабвуфер). Есть ли необходимость в использовании столь сложной акустики? Оказывается, да. Потому что, как выяснили ученые, человек очень тонко реагирует на звуки, которые раздаются у него за спиной. Оно и понятно, ведь именно уши, а не глаза отвечают за обеспечение нашей безопасности с тыла. Между тем раньше фирмы-производители акустических систем в большей или меньшей степени игнорировали тыловые колонки, которые обычно были классом ниже своих фронтальных «коллег». Теперь же акустический тыл полностью «уравнен в правах» с фронтом, а цифровые форматы передачи семиканального звука (Dolby Digital и др.) приобретают все большее распространение. Чему, кстати, в немалой степени способствует все возрастающая популярность DVD.

«Для воспроизведения изображения и звука в home cinema применяют DVD- и кассетные видеопроигрыватели. Безусловно, лучший результат дают DVD-плейеры, поскольку диски DVD, не отличающиеся по размеру от обычных компакт-дисков, способны уместить от 133 до 512 минут высококачественной видеозаписи с многоканальным цифровым звуком, — рассказывает Юрий Бондарев. — А настоящим «сердцем» домашнего кинотеатра можно назвать ресивер — процессор, который расшифровывает цифровые сигналы с диска, усиливает их и «раскладывает» по отдельным каналам, чтобы создать объемное звуковое поле».

Что предпочесть?

По словам специалистов, при покупке домашнего кинотеатра потребители обращают внимание на его стоимость, технические возможности, дизайн.

По цене аудиовидеокомплексы делят на три категории. К нижней ценовой группе относятся «бюджетные» мини-кинотеатры стоимостью до $600. Они для тех, кто готов довольствоваться малым. За аппаратуру «среднего» класса придется выложить от $600 до $1500. Ну, а самые «навороченные» комплексы, предназначенные для тех, кому никаких денег не жалко на дорогую «игрушку», могут стоить и несколько сот тысяч долларов.

Самые доступные home cinema состоят из обычных телевизоров, дополненных малогабаритными акустическими системами. Более дорогие кинотеатры включают в себя плазменные либо ЖК-панели, а также более мощную акустику . Домашние кинотеатры стоимостью свыше $1500 комплектуются «плазмой» или видеопроектором, одноканальными усилителями, элитарным процессором и сабвуфером, большими напольными колонками.

«Выбрать лучшее из лучших — сложная задача, — утверждает Юрий Бондарев. — Истинные киноманы чаще всего собирают «крутые» аудиовидеокомплексы из техники разных фирм, в то время как все компоненты более дешевых массовых моделей изготовлены одним производителем». Однако, как указывают эксперты, при индивидуальной сборке большое значение имеет не только качество отдельных составляющих, но и умение объединить их в одно целое. Потому здесь многое зависит от квалификации и опыта специалиста, который осуществляет сборку.

Чтобы колонки и прочие «ящики», входящие в состав home cinema, органично вписывались в обстановку жилища, их стараются делать как можно менее заметными либо наоборот, придают приборам оригинальные формы. При этом производители домашних кинотеатров ориентируются на вкусы разных категорий потребителей и предлагают аппаратуру как в «классическом» исполнении — крупногабаритную, внешне подчеркнуто «грубую», так и небольшие элегантные «штучки»с минимумом швов, соединений и кнопок.

В приятном окружении

При обустройстве домашнего кинотеатра очень важно правильно интегрировать его в конкретное помещение. Тут возможны два варианта: для home cinema выделяют отдельную комнату или же, что бывает значительно чаще, кино смотрят прямо в гостиной. В первом случае интерьер конструируют специально под аудиовидеокомплекс (и в этом есть смысл, когда человек приобретает дорогостоящий кинотеатр выcокого уровня), во втором — технику обычно встраивают в уже существующую обстановку. Но как бы там ни было, эксперты настоятельно рекомендуют заранее подумать о том, что и куда ставить, желательно еще на стадии ремонта. Это позволит оптимально разместить компоненты домашнего кинотеатра, скрытно проложить провода от усилителей к колонкам, от источников питания к усилителям и т. д.

Особых ограничений по площади для помещений под «кинозал» нет. Есть разумные пределы — минимальный (15-20 кв. м) и максимальный (около 150 «квадратов»). В зависимости от того, какую площадь необходимо «озвучить», определяется мощность усилителей. Если у вас, к примеру, квартира типа «студио» в 80 кв. м., но реально там нужно «озвучить» зону в 30 кв. м, то вам вполне хватит ресивера мощностью 100-120 Вт на канал. А чтоб избежать возможного звукового дискомфорта, следует учитывать геометрию помещения и материал стен, пола, потолка. Так, скажем, очень сложно оборудовать кинотеатр в квадратной комнате. Гораздо проще добиться хорошего результата в комнате с непараллельными плоскостями стен и ступенчатым полом, значительно облегчают задачу также высокие потолки. Ухудшить акустику в помещении запросто могут и, например, модные нынче ламинированные полы или легкие межкомнатные перегородки... Потому никогда не помешает хотя бы минимальная акустическая обработка домашнего «кинозала»: на пол стелют пушистый ковер, стены оклеивают специальными звукопоглощающими обоями или обшивают минераловатными панелями, устраивают «акустические» потолки... Но здесь важно сделать все грамотно, не перестараться, ибо помещение должно быть ни слишком «звонким», ни чрезмерно «заглушенным». Желательно также предусмотреть систему кондиционирования и вентиляции, особенно когда у вас дома установлена, к примеру, большая плазменная панель, которая сильно разогревается в процессе работы.

Удовольствие от просмотра фильма во многом будет зависеть и от того, насколько правильно размещены компоненты home cinema. Ибо если, например, яркость «плазмы» настолько велика, что такой экран практически не требует затемнения комнаты даже днем, то, скажем, «картинку» видеопроектора посторонний свет делает блеклой.

Колонки тоже располагаются в определенном порядке. Фронтальные ставят по обе стороны экрана на равном удалении от него и ориентируют их под углом 45 градусов по оси, направленной непосредственно на места для зрителей.

Центральная колонка должна находиться либо под экраном, либо над ним в одной плоскости, дабы четко локализовать диалоги. Тыловые колонки размещают позади зрителей на расстоянии 1-2 м от них таким образом, чтобы правая тыловая колонка была направлена точно на левую фронтальную, а левая тыловая — на правую фронтальную. В итоге получится полукруг, создающий однородное звуковое поле, в каждой точке которого уровень звука и его частота будут приблизительно одинаковыми.

Сабвуфер, если он ненаправленный (когда его динамик смотрит в пол), можно ставить в любом месте. А вот направленный сабвуфер, у которого динамик вынесен на переднюю панель, ставят слева или справа от фронтальной колонки, чтобы звуковые волны не «гасились» мебелью.

Кстати, о мебели. Иногда она помогает создать в жилой комнате более-менее приемлемую акустику, ослабляя «вредные» звуковые волны. Но, в принципе, в помещении, где находится home cinema, не надо много мебели (разумеется, это не касается специально спроектированных для домашних «кинозалов»кресел и диванов). Стекло там вообще «не в тему»: посуду с полок, серванты и шкафы со стеклянными дверцами однозначно следует убрать. Окна во время киносеансов рекомендуется завешивать тяжелыми плотными шторами.

Впрочем, при необходимости вещи, которые мешают смотреть кино, можно и убирать в специально созданные ниши. Нередко прячут также составляющие самого кинотеатра: колонки замуровывают в стены, усилители, ресиверы скрывают за декоративными панелями, встраивают в тумбы... Кабели, которые нельзя проложить под ковром, помещают в монтажные короба подходящего цвета. Хотя порой такая маскировка вообще не нужна, ведь дорогущий кабель, например, от Audio Quest — это своеобразная престижная «фишка»...

Но даже если несмотря на все усилия, установить home cinema «по науке» не удается, добиться удовлетворительного качества звучания можно, грамотно настроив акустическую систему (между прочим, сейчас даже у многих «бюджетных» моделей домашних кинотеатров есть функция регулировки параметров звука).

Теги