Зарегистрироваться /

Валерий Омельчук: «Нельзя экономить на «молодежных» кредитах…»

Фонд содействия молодежному жилищному строительству был создан специально для того, чтобы помочь новому поколению в решении пресловутого «квартирного вопроса». Сегодня на учете в региональных отделениях этого государственного учреждения состоит около 150 тысяч человек. О том, на что может рассчитывать в ближайшее время нуждающаяся в улучшении жилищных условий молодежь, корреспонденту «СТОличной недвижимости» рассказал председатель правления Фонда Валерий Омельчук.

«С киевской властью будем дружить…»

— В последнее время Фонд часто критикуют. В чем конкретно вас обвиняют и что можете сказать в свое оправдание?

— Все претензии в наш адрес формулируются как «нецелевое и неэффективное использование средств». Однако мне незачем оправдываться: сама система работы Фонда не позволяет использовать средства не по назначению. Ведь каждая молодая семья, которая получает кредит для приобретения жилья на первичном либо на вторичном рынке, подписывает с нами кредитный договор. Там согласно методике, утвержденной Кабинетом Министров, определен и указан размер кредита, местонахождение жилья (конкретный адрес), его площадь. В результате сами заемщики становятся в некотором роде контролерами, следя за исполнением Фондом его обязательств. Поэтому все утверждения насчет нецелевого использования средств — не более чем слова… Относительно эффективности могу сказать, что есть подтвержденные Министерством финансов соответствующие показатели по бюджетным программам. И наши показатели очень высоки.

— А чем объясните довольно непростые отношения Фонда с киевской властью?

— Дело в том, что в столице чрезвычайно сложно получить землю для строительства домов по программе нашего фонда. По этой причине на сегодняшний день мы не являемся собственниками каких-либо земельных участков в Киеве и вынуждены работать лишь совместно с другими застройщиками… Кроме того, городская власть имеет свою отдельную программу обеспечения молодежи жильем, которая функционирует по-другому, нежели государственная программа, осуществляемая Фондом. Так, средства, что выделяются в столичном бюджете для строительства «молодежного» жилья, направляются исключительно на объекты, определенные городской властью. При этом получатели льготных кредитов отбираются по районам из числа лиц, состоящих на квартучете, по довольно запутанной процедуре. Мы же финансируем строительство и покупку жилья в Киеве молодыми семьями за счет средств из госбюджета, а механизм регистрации и отбора заемщиков у нас максимально прозрачен и всем понятен.

— Вы что-то делаете для того, чтоб активизировать сотрудничество со столичным руководством?

— Вообще-то речь об этом шла еще во время одной из первых моих встреч с новым министром по делам молодежи и спорта Юрием Павленко, который раньше обсуждал данный вопрос с киевским мэром, а также лично присутствовал на заседаниях коллегии горадминистрации. И теперь по результатам достигнутых договоренностей я могу сказать, что сотрудничество между Фондом и городской властью будет развиваться.

— Как, по Вашему мнению, изменится деятельность Фонда, когда он войдет в состав Министерства по делам молодежи?

—Тут многое будет зависеть от того, как именно Фонд «войдет в состав», каким будет его статус в результате реформирования Кабинета Министров и центральных органов государственного управления. По моему мнению, правильно было бы оставить Фонду его нынешний статус государственного специализированного финансового учреждения. А кому оно будет подчинено – в принципе, не так уж важно. Раньше это был Кабинет Министров, вскоре, возможно, нашу работу будет координировать министр… Главное, чтобы те полномочия, которыми наделен Фонд, были сохранены и даже расширены. Тогда мы сможем увеличивать объемы кредитования молодых семей.

Ну, а самый худший для нас вариант – придание Фонду статуса обычного департамента в структуре министерства. Но, еще раз повторяю, подобный шаг я считаю в корне неверным, поскольку это может привести к значительному сокращению объемов финансирования и сворачиванию кредитных программ…

«Чем больше средств сможем привлечь, тем лучше…»

— Кроме программы частичной компенсации процентов по жилищным кредитам для молодежи, вы собираетесь внедрять какие-то новые формы взаимодействия с коммерческими банками?

— Пока что это единственная наша совместная программа. Но уже в нынешнем году мы хотим существенно расширить и усовершенствовать данную программу (соответствующие изменения в нормативные документы разработаны). Речь идет о том, чтобы поделить наших заемщиков на категории. И для каждой категории будет предусмотрен разный объем компенсации процентов по кредиту. Скажем, многодетным семьям мы планируем предоставлять компенсацию в размере двойной учетной ставки Нацбанка (на сегодняшний день это 18 % годовых в гривнях), но не более процентной ставки по кредиту. И если, например, такая семья получит жилищный кредит под 18 %, то, по сути, для нее он будет беспроцентным.

— А сейчас Фонд руководствуется какими-то приоритетами при выдаче льготных кредитов?

— Да. При получении кредитов преимущество имеют многодетные семьи, кредиты которым выдаются вне очереди, а также молодые ученые. Такую постановку вопроса я считаю очень правильной. И многодетные семьи, и молодые ученые для каждого уважающего себя государства должны быть на первом месте.

С детьми понятно, но почему еще и ученые?

— Если не остановить сейчас процесс «утечки мозгов», то завтра у страны не будет никаких перспектив. К сожалению, многие молодые научные таланты, получив в Украине хорошее образование, уезжают на работу за рубеж по одной простой причине – здесь они не могут заработать себе на жилье.

— Чем, по-Вашему, обусловлена заинтересованность коммерческих банков в сотрудничестве с Фондом?

— Заинтересованность со стороны банков, действительно, очень большая. Это и не удивительно: мы делаем более доступными их кредиты. Есть немало молодых семей, которые не могут себе позволить взять в банке кредит под
18 % годовых, а вот под 9% — смогут. Кроме того, поскольку государство берет на себя часть бремени по погашению процентов по «молодежным» кредитам, риск невозврата денег
существенно снижается...

Кстати, насчет рисков. Насколько мне известно, в региональных отделениях фонда очень дотошно проверяют потенциальных заемщиков…

— Поймите, мы не можем выдавать кредиты тем, кто не в состоянии их вернуть. Чтобы молодая семья могла претендовать на наш кредит, ее среднемесячный доход должен, как минимум, вдвое превышать размер выплат по кредиту.

— Не собираетесь еще поднимать возрастной ценз для получателей льготных кредитов?

— Ну, возрастной ценз мы уже трижды поднимали: сначала он был 28 лет, потом стал 30 лет, а в 2004 году возрастной ценз был поднят до 35 лет. Продолжать дальше в том же духе лично я не вижу никакого смысла. Здесь есть другая сторона вопроса – нужно внедрять специальные программы жилищного кредитования не только для молодежи, но и для других категорий граждан. И в отдельных регионах, пока в порядке эксперимента, мы уже осуществляем подобные программы. Выглядит это следующим образом: в городском бюджете, скажем, Николаева, закладывают определенные средства, и местные органы власти принимают решение направить эти деньги на жилищное кредитование молодежи, а также семей с двумя детьми, где возраст родителей не превышает 45 лет… Полагаю, это весьма перспективное направление нашей работы.

А думаете ли вы над тем, как облегчить молодежи доступ к вашим кредитам?

— Доступность наших кредитов напрямую зависит от объемов финансирования: чем больше средств будет выделяться из государственного бюджета, чем больше Фонд сможет привлечь внебюджетных средств, тем легче будет получить кредит…

— Сегодня многие эксперты довольно скептично воспринимают Ваши заявления насчет привлечения Фондом внебюджетных средств путем выпуска ценных бумаг…

— Ну что тут сказать… Когда мы только начинали налаживать связи с коммерческими банками, тоже было немало скептиков. Однако прошлогодние результаты говорят сами за себя: мы привлекли свыше ста миллионов гривен кредитных ресурсов коммерческих банков. Это позволило приобрести собственную крышу над головой свыше 1100 молодых семей. И сейчас мы имеем позитивную динамику роста.

Что касается привлечения дополнительных ресурсов под облигации, то здесь моя уверенность в успехе основана на анализе рынка ценных бумаг. В настоящее время существует большой спрос на облигации государственного займа, которые выпускает Минфин, а также на облигации государственных предприятий. Государственные ценные бумаги инвесторы покупают охотно...

«Хотим предоставлять заемщикам жилье по себестоимости…»

— В связи с чем возникла необходимость создания в структуре Фонда предприятия для выполнения функций заказчика строительства жилья?

— Мы стремимся уменьшить стоимость строительства жилья для молодежи. На сегодняшний день это одна из самых серьезных наших проблем. Потому что существует утвержденная Кабинетом Министров методика, по которой рассчитывается максимальная сумма кредита для наших заемщиков. Например, для семьи из трех человек в Киеве эта сумма составляет около 180 тысяч гривен. Тут все просто: берем по 21 кв. м на каждого члена семьи плюс 20 кв. м на семью (83 кв. м) и умножаем на нормативную стоимость квадратного метра, которую нам дает Госстрой. Данный норматив сегодня равен почти 2200 грн. Вот вам и выходит максимальная сумма. В регионах, как правило, такой механизм работает нормально. А вот в Киеве… Рыночная стоимость жилья в столице значительно выше, чем в регионах. Найти здесь что-то дешевле 3-3,5 тыс. грн. за «квадрат» просто невозможно. И, конечно же, продавать Фонду жилье по цене 2,2 тыс. грн./ кв. м никто не будет. Потому нашим киевским заемщикам приходится доплачивать строителям колоссальные суммы, что вызывает негодование у многих молодых людей, которые чувствуют себя обманутыми... Если же в структуре Фонда будет единый заказчик, которому будут отводиться земельные участки специально под строительство «молодежного» жилья, то молодые семьи смогут покупать его по собестоимости, то есть по 2200 гривен за кв. м.

— С некоторых пор Фонд стал проявлять интерес к вторичному рынку жилья. Насколько это серьезно?

— Для нас на первом месте – инвестиции в строительство нового жилья. Я убежден, что данное направление является стратегически правильным. Потому что эти инвестиции идут в реальный сектор экономики, способствуя созданию новых рабочих мест, развитию индустрии стройматериалов. Предприятия платят налоги, которые затем попадают в госбюджет и оттуда снова поступают нам. Получается замкнутый цикл, и государство только выигрывает… На вторичном же рынке есть много теневых схем, позволяющих использовать бюджетные деньги для реализации спекулятивных сделок. Потому для нас установлена квота – Фонд вправе направлять на покупку жилья на вторичном рынке не более 10% средств, выделенных из госбюджета. Разумеется, если это экономически оправдано (сегодня есть регионы, где купить жилье на вторичном рынке намного выгоднее, чем построить новое).

— Утвердив новый государственный бюджет на 2005 год, Верховная Рада значительно урезала ассигнования на программу содействия молодежному строительству. Что собираетесь предпринять в этой ситуации?

— В старом варианте бюджета Фонду было выделено 130 миллионов гривен. И с учетом привлеченных средств коммерческих банков, а также поступлений от размещения наших облигаций, мы планировали в этом году увеличить объемы жилищного кредитования молодых
семей в пять раз по сравнению с прошлым годом. Однако теперь ввиду уменьшения финансирования наши показатели, очевидно, ухудшатся. То есть объемы кредитования мы сможем увеличить в лучшем случае лишь в три-четыре раза… Лично я считаю, что этого нельзя было допустить. Впрочем, в новом бюджете вообще существенно урезаны государственные расходы на инвестиции в капитальное строительство.

Из досье «СТОличной недвижимости»: ОМЕЛЬЧУК Валерий Алексеевич родился в 1959 г. Окончил физический факультет Киевского университета им. Тараса Шевченко. В 1976 г. начал работать в структурах молодежных жилищных комплексов (МЖК). С 1995 г. возглавляет совет Всеукраинской ассоциации «Укрмолодьжитло». С 1999 г. — председатель правления Фонда содействия молодежному жилищному строительству. Заслуженный строитель Украины.

Теги