Зарегистрироваться /

Андрей Пашенько: «Надо уметь работать с инвесторами...»

Его называют одним из самых успешных архитекторов, проектирующих объекты коммерческой недвижимости. Но корреспондент «СТОличной недвижимости» говорила с Андреем Пашенько не только про гостиничные комплексы и торговые центры. Впрочем, и об этом тоже…

«Неправда, что наши архитекторы лучше всех знают, как надо строить в Киеве…»

— Какие из реализованных в последние годы проектов запомнились Вам больше всего?

— Прежде всего хотелось бы выделить гостиницу «Редисон», сдача в эксплуатацию которой намечена на нынешний год. Сегодня, это наш основной объект… Кроме того, мы завершили работу по целому ряду торговых центров. Некоторые из этих объектов проектировались в соответствии с жесткими требованиями заказчиков, при создании других нам давали возможность свободно творить. В результате, с моей точки зрения, вполне удачными получились торговый центр «Магеллан» на проспекте Академика Глушкова и «Альта-центр» на Московском проспекте. Работа над «Альта-центром» была особенно интересной, поскольку к данному объекту «приложили руку» специалисты из разных стран. Сначала мы подготовили проект, потом к работе подключились поляки, которые имеют опыт строительства подобных сооружений у себя на родине… Вообще над этим центром трудилась интернациональная команда из украинцев, поляков и прибалтов. В итоге получился хороший объект, сочетающий в себе достаточно простую архитектуру и красивое внутреннее пространство.

— Как я поняла, Вам нравится работать с иностранными коллегами…

— Безусловно. Я убежден, что крупные, знаковые объекты должны создаваться усилиями групп профессионалов, независимо от их национальности. Работа над тем же «Редисоном» меня привлекает еще и потому, что мы сотрудничаем с турецкими, итальянскими, австрийскими, бельгийскими специалистами… Как показывает практика, в тех случаях, когда заказчик пытается сэкономить на профессионалах и ведет строительство «по своему разумению», результат получается плачевным. А специалисты из-за рубежа, если их привлекают для работы над крупным проектом, никогда не «опускают планку»…

— Значит, Вы поддерживаете инициативу Киевглавархитектуры, ратующей за привлечение иностранных зодчих для реализации ряда важных для столицы объектов?

— Это абсолютно правильное решение. В свое время мы с Яношем Вигом начинали, наверное, один из первых серьезных международных проектов — «Макулан-центр». Кроме нас, над этим проектом работали два англичанина. И еще тогда я понял, что нельзя говорить, будто наши архитекторы лучше всех знают, как надо строить в Киеве. На самом деле, нам многому нужно учиться, и участие в совместных проектах полезно для нас... Вообще обмен опытом — абсолютно нормальная практика. Это дает бесценный опыт, который позволяет украинским архитекторам расти в профессиональном плане и создавать конкуренцию иностранным коллегам.

— А Вы сами не хотели бы поработать за рубежом?

— При проектировании «Макулана» я два месяца работал в Великобритании. Потом мне даже предлагали там остаться. Но мне это было неинтересно, поскольку хотелось творить самому, а не реализовывать чужие идеи… Сейчас же мы налаживаем связи с Китаем, другими странами Азии, так что, может быть, еще доведется и там потрудиться. Но это в перспективе…

— С кем из зарубежных зодчих Вы были бы не прочь поработать?

— Наверное, сейчас нет смысла называть конкретные фамилии. Как я уже говорил, у настоящего профессионала всегда есть чему поучиться, если сотрудничать с ним на равных.

«Мне нравится жилой комплекс «Введенский» на Печерской площади…»

— «Редисон» — «резонансный» проект. В чем его главные особенности?

— Эта гостиница — по сути, первый отель в Украине, принадлежащий известному западному бренду. Он строился по конкретному плану. С самого первого дня, еще на стадии разработки проекта заказчик контролировал все технические и прочие решения. Потому мы сразу знали, что именно от нас требуется.

«Редисон» относится к так называемым бизнес-отелям. Он будет иметь класс «4 звезды плюс», и каждый номер там спроектирован как своеобразный мини-офис, оборудованный факсом, ксероксом и т. д.

— А почему на возведение гостиницы ушло целых четыре года?

— Во-первых, инвестору пришлось отселять жильцов близлежащих домов. Во-вторых, от нас требовали сохранить стены исторического здания, подлежащего реконструкции под отель. Ну и, в-третьих, заказчик не спешил со сдачей в эксплуатацию объекта в ущерб качеству работ. Финансировали стройку «Европейский банк реконструкции и развития», «Райффайзенбанк», ряд инвесторов и, еще раз повторюсь, все делалось по четко отработанному плану. Так, по результатам тендера был определен генеральный подрядчик — итальянская фирма, реализовавшая около десятка престижных проектов в Москве. Итальянцы осуществляли технический надзор, а практически все работы, за исключением оформления интерьеров, выполняли украинские строители. Перед нами ставили задачу построить хороший отель, и чтобы ее выполнить, нам объективно нужно было именно столько времени — четыре года.

— Хотелось бы узнать о других Ваших творческих планах…

— Должен признаться, в нашей мастерской разрабатывается много интересных проектов. Один из самых интересных – проект бизнес-центра возле костела. Там предусмотрены отель «Холидей Инн», офисы и торговые площади — всего около 80 тысяч квадратных метров… Также началось строительство офисных центров на Ярославовом Валу, улице Студенческой…

— Андрей Васильевич, что из построенного в Киеве в 2004 году Вы как профессионал могли бы выделить?

— Лично мне очень нравится спроектированный Юрием Бородкиным жилой комплекс «Введенский» на Печерской площади. А так, пожалуй, и нечего особо выделить. По большому счету, в прошлом году было выполнено много качественных реконструкций, а вот достойных внимания новостроек мало… Зато нынешний год обещает стать годом завершения нескольких примечательных объектов. Кроме того, много хороших проектов еще находятся в стадии строительсва.

«В театр ходить не надо, ходите на Градсовет…»

— А насколько вообще сегодня интересна архитектурная жизнь столицы?

— О, по-моему, она очень интересна. Среди архитекторов уже появилась пословица: «В театр ходить не надо, ходите на Градсовет»… Действительно, сегодня архитектурная жизнь бурлит. В последние годы работать становится все интересней, появляется больше простора для творчества. В Киев приходят иностранные подрядчики, архитекторы... Кстати, когда мы говорим сейчас о «строительном буме», то нам отвечают: «Никакого бума еще нет. Вот когда он начнется, вы это сразу почувствуете».

— Вы много работали с опытными коллегами. Наблюдается ли нынче в отечественной архитектуре «конфликт поколений»?

— Полагаю, разница в возрасте в нашей работе не играет никакой роли. Каждый руководитель мастерской строит производственный процесс по-своему, это касается как творческой, так и организационной составляющей. И архитекторы проходят определенные стадии формирования, которые зависят от проектируемых объектов, заказчиков, достигнутых результатов… Я уважаю опытных мастеров, членов градостроительного совета. Они — признанные мастера своего дела, которые нас, молодых, научили всему... Поэтому явного конфликта между старшим поколением и новой генерацией архитекторов я, честно говоря, не вижу. В принципе, конфликты обычно возникают в том случае, когда на всех не хватает работы, а в Киеве сейчас работы предостаточно.

— Многие мэтры хорошо отзываются о Ваших работах. Вам льстят такие оценки?

— Все, что я делаю, стараюсь выполнить как можно лучше, чтоб не было стыдно за результат. И мне всегда интересно услышать мнения коллег. Они ценны тем, что позволяют увидеть достоинства и недостатки проекта как бы со стороны. Это очень важно, ибо когда сильно увлекаешься конкретной работой, можно допустить серьезные ошибки… Потому я абсолютно нормально воспринимаю оценки опытных людей, все их советы стараюсь «пропускать через себя». И конечно же, мне приятно, когда эти оценки позитивные...

— В настоящее время Вы проектируете только для Киева, или для других городов тоже?

— Начал активно развиваться Крым. Скоро будем проектировать три крымских объекта. Кроме того, нам заказывают много проектов для столичного пригорода.

— А кто ведет финансовые дела Вашей мастерской? И вообще, можно ли совмещать творчество с менеджментом?

— В нашей мастерской есть группа главных инженеров проектов, которые занимаются всеми оргвопросами. У нас есть четкое разделение обязанностей, что обусловлено разным уровнем постановки задач. Одни вопросы решают рядовые архитекторы, другие – главные специалисты. Я стараюсь, чтобы каждый сотрудник брал на себя ту ответственность, которая ему по плечу. Моя «правая рука» – супруга Светлана является главным архитектором мастерской. Я больше работаю с заказчиками. Наше творчество – командный продукт.

— Какими же качествами должен обладать архитектор, чтобы преуспеть в столице?

— Во-первых, не стоит забывать принцип: «Клиент всегда прав». Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что любой инвестор стремится занять весь отведенный ему земельный участок и построить там 100-этажный жилой дом… Поэтому, во-вторых. нужно уметь отстаивать свою позицию, которая продиктована техническими возможностями и целесообразностью.

Я думаю, что кроме таланта и профессионализма архитектору надо уметь общаться с людьми, которые вкладывают деньги в недвижимость. Ведь уровень подготовки инвесторов разный: один строит уже не первый дом, а другой только пришел в этот бизнес...

«Хочу себе построить дом…»

— Интересно, в каком доме Вы сами живете?

— Самое смешное, что своего жилья в Киеве у меня нет. Я прописан у тещи, а сам снимаю квартиру.

— А не собираетесь в ближайшее время улучшить жилищные условия?

— Боюсь, это произойдет не так скоро, как мне бы хотелось… Дело в том, что мы с женой имели неосторожность приобрести за городом земельный участок под застройку. И теперь почти все, что мы зарабатываем, уходит туда…

— Хочется быть поближе к природе?

— Да. Я считаю, что самая нормальная схема — работать в городе, а жить за его пределами. И кстати, по этому пути пошли многие киевляне. Уже никто не покупает огромные апартаменты в небоскребах. Люди, которые могут себе это позволить, теперь предпочитают иметь загородные дома. Причем не громадные «дворцы», а по-европейски компактные, красивые жилища...

— Наверное, у каждого творческого человека есть сокровенная «профессиональная» мечта. У Вас есть такая?

— Я благодарю Господа за то, что имею. И мечтаю достойно завершить все те объекты, над которыми работаю...

— Некоторые Ваши коллеги умудряются совмещать архитектуру с чиновничьей работой. Если б Вам предложили пойти по их стопам, согласились бы?

— Вопрос сложный… В принципе, на данном этапе моя работа меня вполне устраивает. А что будет дальше — посмотрим...

Из досье «СТОличной недвижимости»: Андрей Васильевич Пашенько родился в 1959 году. Окончив с отличием Киевский строительный техникум, поступил в КИСИ, из стен которого в 1984 году вышел дипломированным архитектором. 15 лет работал в «Киевпроекте» под руководством Яноша Вига. Ныне руководит персональной творческой мастерской.

Теги