В отличие от многих своих коллег-скульпторов, перебивающихся случайными заработками и сетующих на судьбу, Пинчук своей жизнью вполне доволен. Ведь ему прекрасно удается сочетать творчество и коммерческий успех. Наглядным подтверждением этого служат двухуровневые апартаменты мастера, расположенные в новом доме на Краснозвездном проспекте.
Когда попадаешь сюда впервые, с непривычки теряешься среди просторных комнат с высоченными потолками, заполненных многочисленными картинами и причудливыми изваяниями фантастических существ. Сразу возникает ощущение какой-то сказочной торжественности, которое усиливает сверкающий мраморный пол в большой гостиной…
«Жилище должно служить людям, которые в нем живут, а не наоборот…»
– Олег, что для Вас значит свой дом?
– Это место, где я живу и работаю… Тут моя семья, сюда приходят мои друзья, деловые партнеры. Таким образом, моя квартира является многоплановой и многофункциональной, что меня, кстати, полностью устраивает. Потому что могу, проснувшись, спокойно поработать, а если устану — пойду отдохну на диване... Мне не приходится тратить драгоценное время на дорогу в мастерскую и обратно, нет необходимости выходить из дому в дождь и стужу. Здесь я волен делать все, что хочется.
– Довольно большой метраж у Вашего «гнездышка»…
– Чуть больше 400 «квадратов».
– Жилище было таким изначально или Вы объединили в одно целое несколько квартир?
– Приобрел три квартиры еще когда дом только строился. Затем, поразмыслив, прикупил и четвертую квартиру — под мастерскую…
– Перепланировкой кто занимался?
– Архитектор, который проектировал наш дом.
– Между Вами и архитектором не было разногласий относительно того, что и как надо делать?
– У нас было полное взаимопонимание. Все-таки мы с архитектором давние знакомые, когда-то вместе учились в Академии изобразительного искусства… Поэтому он предлагал мне различные варианты решений, а я уже старался эти решения согласовать с дизайном интерьера.
Посмотрите, тут везде минимум декора, совершенно нет сложных форм и прочих «наворотов». Это сделано специально, ибо, по сути, декором являются скульптуры и картины. Причем они размещены так, что органично вписываются в обстановку и совершенно не мешают друг другу. Каждая вещь на своем месте.
– Вы, я вижу, предпочитаете спокойные пастельные тона…
– Они не «напрягают», к тому же позволяют создать отличный фон для произведений искусства, которые в данном случае сразу привлекают к себе внимание.
– Приходилось ли Вам кардинально менять свои «перестроечные» планы непосредственно в процессе ремонта?
– К счастью, нет. В основном менялись объемы, и то незначительно. И это нормально, потому что одно дело чертежи, а другое – реальные стены и перекрытия...
– Ваша жена помогала Вам советами?
– Все делалось с ее согласия и при ее участии.
– Споров при этом не возникало?
– Нет, ибо я твердо придерживаюсь мнения, что жене нужно всегда уступать. Потому что она практик и, безусловно, лучше знает, какой надлежит быть комнате для сушки белья, где нужно поставить холодильник или плиту на кухне…
– А сейчас нет желания что-либо изменить?
– Собираюсь обновить интерьер некоторых комнат: отдельные детали кое-где уже устарели. Кроме того, есть еще терраса, которую необходимо достроить. Также хочу сделать себе тренажерный зал… Одним словом, есть над чем работать. Но заниматься всем этим начну не раньше весны.
– Интересно, что для Вас самое главное в доме?
– Прежде всего уют и согласие в семье. В общем, приятная во всех отношениях внутренняя атмосфера. Причем здесь мелочей не существует. Так, в равной степени важно и чтобы воры сюда не смогли забраться, и чтобы зимой тепло было, а летом прохладно. Даже количество туалетов в доме имеет большое значение… Согласитесь, жилище всегда должно служить людям, которые в нем живут, а не наоборот.
– Какую домашнюю работу Вы любите делать больше всего?
– Если честно, больше всего люблю хорошо покушать и поспать — такая вот у меня «домашняя работа»... Потому что если человек голоден и не выспался, то он ничего толком не сможет сделать.
– Хозяйственными делами сами занимаетесь?
– Ну что Вы, сами мы бы просто «загнулись»… Поэтому у нас есть домработница и няня.
«По натуре я консерватор…»
– Верите, что у жилища может быть плохая или хорошая аура?
– Конечно, как же иначе? У нас, к примеру, очень хорошая аура. Я сделал все для того, чтобы ее создать, даже замуровал себе в стены двенадцать кирпичей из руин Михайловского собора, которые нашел на свалке...
– А какие киевские здания Вам нравятся?
– Думаю, не буду оригинальным, если скажу, что мне очень нравятся Андреевская церковь, Печерская Лавра, София… Раньше, в 1970-е годы, мне очень нравилось бродить тихими улочками старого Подола. Жаль, что теперь многих из них практически нет. А то, что осталось (к примеру, знаменитый Андреевский спуск), — далеко не вершина с точки зрения архитектуры. В Киеве, по моему мнению, были улицы и поинтересней. Обидно, что эти уникальные образцы городской застройки XIX века по-варварски уничтожили…
– Вы часто в жизни меняли квартиры?
– Вообще-то я по натуре консерватор. Не люблю ничего менять. А то, что у меня есть, всячески стараюсь сохранить. В принципе, вот это у меня первое собственное жилище. Купил его по возвращении из Швейцарии…
– А что Вы делали за границей?
– Учился три года в аспирантуре Высшей школы визуальных искусств в Женеве (это одно из лучших художественных учебных заведений Европы). Мне даже предлагали работать там преподавателем…
– Почему ж не остались?
– Хотелось ваять самому, а не учить других. Потому вернулся на родину и ничуть об этом не жалею…
– Насколько Ваш быт в Швейцарии отличался от того, что у Вас есть здесь?
– Там у меня были хорошие жилищные условия, и я практически ни в чем себе не отказывал. Здесь, в общем, то же самое… Пожалуй, разница лишь в том, что в Украине я стал есть больше сала тогда как в Швейцарии ел больше фруктов.
– Насчет собственного особнячка нет никаких планов?
– Отчего же, планы есть. Но говорить о них еще рано. Пока только начал изучать специализированные журналы с проектами домов. Пытаюсь выяснить для себя, чего именно я хочу… Не определился еще и с местом для дома. Считаю, с этим не стоит торопиться. Сперва надо все обдумать как следует.
«Мои работы чем-то похожи на меня…»
– Насколько Ваши творения отражают Ваш внутренний мир?
– Они, можно сказать, такие же, как и я. И меня радует, что, меняя какие-то образы, я не изменяю себе. Стиль остается. Его узнают, причем не только эксперты-искусствоведы. Бывает, ко мне прямо на улице подходят люди и говорят: «Вы Пинчук? Мы видели ваши скульптуры, нам очень понравилось…» Сейчас, правда, появилось много «спецов», которые работают «под Пинчука». Иногда даже казусы неприятные случаются: приходишь, например, на какую-нибудь вечеринку, а хозяева начинают хвастаться «моими» работами, которые на самом деле ко мне не имеют никакого отношения…
– Важна ли для Вас реакция других людей на Ваши работы?
– Для меня главное, чтобы позитива было больше, чем негатива. Естественно, мои работы не всем нравятся, но ведь искусство должно выполнять не только эстетические функции, оно должно провоцировать. И если мои творения вдруг начнут нравиться всем подряд, для меня как художника это будет означать полный крах…
– А какие провокации Вы считаете неприемлемыми для себя?
– Никогда нельзя отступать от своих принципов в творчестве, наоборот, их надо отстаивать до конца. Как-то мне довелось читать в двух разных журналах две разные статьи одного и того же автора, которые вышли в одно время и по тому же поводу. Так вот, в одном случае это было «воспевание таланта», а во втором – «полный разгром». Это заслуживает только презрения…
– Вы создали целый фантасмагорический мир необычных чудищ. Откуда это?
– О, это дань традициям — древней языческой культуре, а также египетской, греческой мифологии...
– Часто проводите выставки своих работ?
– Слава Богу, регулярно… У нас с моим другом Сергеем Поярковым планы совместных выставок расписаны на много лет вперед. Так что мы занимаемся выставочной деятельностью вполне профессионально.
– Почему Вы решили объединить усилия именно с Поярковым?
– Во-первых, как говорится, «гуртом і батька легше бити». Ни у меня, ни у Пояркова нет команды, которая бы занималась организацией выставок. А это большой объем работы — договоренности, поиск спонсоров, подготовка документов, реклама, транспортировка… Собственно, выставка – это лишь вершина громадного айсберга.
А во-вторых, совместные выставки порождают определенную конкуренцию, которая не дает расслабиться и почивать на лаврах. Когда, скажем, Поярков выпустит один каталог, то мне хочется выпустить два, если Сергей выпустит три, то я постараюсь сделать четыре… Но это нормальная, здоровая конкуренция. Без «камня за пазухой».
– В ближайшее время где будете выставляться?
– В музее на территории Киево-Печерской лавры, потом будут выставки за рубежом (в Третьяковской галерее, Эрмитаже) и т. д.
– Где сейчас больше Ваших работ — в Украине или за границей?
– К сожалению, подавляющее большинство моих работ уезжает в другие страны. Но я верю, что со временем эта тенденция изменится…
– Интересно, у Вас и Сергея есть общие покупатели?
– Если кто-то из моих клиентов проявляет интерес к работам Сергея, то я не вижу в этом ничего плохого. Поярков думает точно так же. Потому у многих моих покупателей есть работы Пояркова, а у покупателей Пояркова – мои.
– А Вы сами приобретаете произведения других художников?
– Да, и довольно часто. Причем не только творения именитых мастеров. По мере сил поддерживаю материально талантливую молодежь. У меня дома немало таких работ, их видят и мои клиенты… Получается, если я купил у кого-то картину, то это уже реальный шаг к признанию ее автора.
– Для Вас период становления был тяжелым?
– Ну, по большому счету, для меня этот период еще не закончился. Полагаю, своей вершины я еще не достиг…
– В чем же, по-Вашему, секрет Вашего успеха?
– Я глубоко убежден, что в жизни практически все зависит от самого человека, его характера, отношения к работе. Конечно, и талант имеет значение, но главное — всегда идти вперед. Несмотря ни на что. Госпожа Удача, как известно, любит настойчивых.
- 1808 просмотров