Зарегистрироваться /

Андрей Демыденко: "Я учился на архитектора..."

У известного поэта Андрея Демыденко просторная квартира на Крещатике. Но он предпочитает проводить время в своем загородном доме, который лично проектировал…

«Поселиться в центре помог Президент…»

— Заиметь приличные апартаменты в самом что ни есть центре столицы не так-то просто. Признайтесь, как Вам это удалось?
Купить квартиру по сносной цене мне удалось во многом благодаря первому Президенту страны. При его содействии десять лет назад мы поселились на Крещатике.
— Нравится здесь?
 Конечно, сначала получал огромное удовольствие от того, что живу на главной улице Киева. Однако потом…
— И что же произошло потом?
— Помню, когда несколько лет назад меня спрашивали, есть ли у меня дача, я отвечал: «А зачем? У меня отличная квартира». Но когда построил собственный дом и в полной мере ощутил всю прелесть жизни за городом, то понял, что больше на асфальте жить не смогу... Ведь в квартире практически невозможно отвлечься от ежедневной суеты. А стоит только выехать за городскую черту, усталости как не бывало…
— Значит, центр столицы Вас разочаровал?
— Ну, это сильно сказано. Просто сколько здесь живу, все никак не получается пройтись неспеша по тротуару, полюбоваться домами, расслабиться. Только вышел из подъезда, вскочил в машину и умчался по делам… Тем не менее, что ни говори, иметь жилье на Крещатике удобно.
— А как Вам новые дома, которые сейчас растут в центре, словно грибы после дождя?
— Говорят, что за последние годы Киев стал современнее, однако мне кажется, не лучше – город теряет лицо… Может это кому-то и нравится, но лично я категорически против той монотонной, безликой архитектуры, которая постепенно заполняет центр. Скоро тут нечем будет дышать – громадины новых зданий задавят все.
Поймите меня правильно: если женщины станут пользоваться одинаковыми духами, пусть даже самыми лучшими, это вряд ли понравится мужчинам. Так и у каждого города должна быть своя «изюминка»...
— Возле Вашего дома расположен симпатичный скверик. Насколько мне известно, это Вы спасли его от уничтожения...
— Так вышло, что мне пришлось выступить против хозяев банка, который раньше занимал два нижних этажа нашего дома. Бизнесмены хотели устроить на месте скверика автостоянку. Но, к счастью, им не удалось осуществить свои планы. Правда, я нажил в их лице персональных врагов…
Теперь банка нет, а скверик остался как подарок мне и людям, живущим в нашем районе. Там всегда много народу, и что интересно, никто не орет по вечерам, деревья не ломает…

«Пианино — мой талисман…»

— Квартира у Вас обустроена со вкусом. Приглашали профессионального дизайнера?
— Своими силами обошлись. И вовсе не потому, что не доверяем специалистам. Между прочим, когда мы делали ремонт, то приглашали людей, которые разбираются в дизайне. Но не столько для того, чтоб они нам что-то подсказали, сколько чтоб убедиться в собственной правоте и уточнить кой-какие детали… И вообще я никогда не стремился подстраиваться под вкусы других, так как убежден в том, что даже, казалось бы, образцовые проекты необходимо подстраивать под себя...
— Оно, конечно, правильно. Но, согласитесь, не всегда получается…
— Действительно, вопиющей безвкусицы сегодня предостаточно. Однако я же все-таки дипломированный архитектор. Поэтому когда мы с женой думали, какую цветовую гамму выбрать, Ирина мне сказала: «Ты же эксперт, вот и решай». Так мы и остановились на белом, потому что данный цвет визуально расширяет пространство, вдохновляет, создает особую торжественность…
— Тут столько арок и округлостей… Ваша идея?
— Мне по душе замковая архитектура. В ней чувствуется основательность и величественная строгость… Но при этом я считаю, что аркам прежде всего надлежит нести функциональную нагрузку. У нас, например, арка соединяет холл со столовой…
— Вообще весь интерьер выдержан с строгих формах…
— Классика вечна. Тем не менее, иногда хочется внести в нее фрагменты современности. Мы вот в квартире расширили оконные проемы, чтоб комнаты пронизывал солнечный свет.
— И у каждой комнаты свой стиль…
— А в зависимости от стиля выбирали отделку… Между прочим, я никогда не доверял мастерам покупать обои. Всегда сам это делал.
— Высокие потолки Вы использовали весьма рационально…
— Безусловно, высокие потолки – это большой плюс. Благодаря им в доме дышится легко. К тому же мне удалось спланировать свой кабинет в двух уровнях.
Здесь нет обоев, зато целых шесть арок — это впечатляет, да и стены как бы раздвигаются. Тут нашлось место для моего любимого пианино. Кстати, на нем играли и хорошие композиторы, с которыми я написал немало песен — «Хрустальные цепи», «Місячне колесо», «Висока душі криниця»… Пианино, может, и не совсем вписывается в рабочую обстановку, но оно — мой талисман…
Еще украсил кабинет портретами дорогих мне людей: жены, родителей. А вот портрет Олеся Гончара, с ним мы дружили…
— Однако, как я посмотрю, «вещизмом» Вы явно не страдаете…
— Это точно. И в квартире, и в загородном доме у нас лишь необходимый минимум вещей. Стараемся приобретать только функциональную мебель, и ставим ее так, чтоб не мешала. К тому же почти везде зеркальные поверхности – это тоже хороший элемент интерьера. Особенно, если на зеркальных стенах отражаются деревья, цветы во дворе...
— Во время ремонта стены передвигали?
— Нет, стен мы не трогали. Но с помощью тех дизайнерских приемов, о которых я говорил, квартиру изменили до неузнаваемости.

«Наши строители напрягаться не привыкли...»

— Вы упомянули, что имеете диплом архитектора, а занимаетесь совсем другим…
— Действительно, в свое время мне довелось учиться в Киевском инженерно-строительном институте. Но пошел туда не потому, что мечтал стать зодчим, а по совету родителей. В школе я был круглым отличником, хорошо рисовал, вот они и решили, что профессия архитектора как раз для меня.
Между тем, еще в седьмом классе я опубликовал в газете свои первые стихи и собирался стать журналистом. Однако сперва не вышло…
— После окончания института работали по специальности?
— А как же, четыре года. Ну, а затем с отличием окончил факультет журналистики университета имени Шевченко и полностью посвятил себя любимому делу. Впрочем, годы, проведенные в КИСИ, я не считаю потерянными. Думаю, первое мое образование очень помогло моему творчеству, ведь архитектура систематизирует мышление и воспитывает художественный вкус…
— Свой загородный дом, небось, сами проектировали?
— Угадали. Но сначала внимательно изучил специальную литературу. А когда ничего подходящего для себя не нашел, сел и придумал проект... Правда, после того, как выгнали коробку, пришлось обратиться в один солидный институт, чтоб помогли спроектировать крышу. Ребята обещали постараться, все красиво сделать. Однако, увидев результат их трудов, я сбегал в гастроном, накрыл «поляну», а потом… порвал проект и попросил не обижаться…
— Что же было после этого?
— Взял книжки, купил много картона, долго макетировал. Родственники и друзья меня отговаривали, твердили: «Андрей Петрович, что ты делаешь? Угробишь дом…».
Но когда макет был готов, всем очень понравилось.
— Еще как-то приходилось применять навыки, полученные в КИСИ?
— Много раз. Сами знаете, наши строители особо напрягаться не привыкли. Делают все очень медленно и дорого. Когда нанимал рабочих, прорабов, те все время жаловались, что много с них требую. Поэтому, намучившись с ними, в конце концов я лично устранял недоделки.

«Даже альпийскую горку сделал сам...»

— Обустройством территории возле дома тоже сами занимались или обращались в специализированную фирму?
— О, то была отдельная история… Обошел несколько фирм и был шокирован теми суммами, которые они запрашивают, а также уровнем их обслуживания, обратно пропорциональным их расценкам. Например, один уважаемый ландшафтный архитектор приехал ко мне и, едва взглянув на наши владения, сразу начал предлагать высадить какие-то деревья и кусты, а потом сказал, чтоб я через неделю забрал готовый проект… Откровенно говоря, такой подход к делу меня сразил наповал. Говорю ему: «Вы даже не знаете моих вкусов и что я хочу». Услышав такое, «мэтр» почему-то обиделся… На том и разошлись.
— И каким же образом Вы решили данную проблему?
— Опять же обошлись своими силами. Вместе с Ириной сели и спланировали такой ландшафт, какой хотели. И я взялся за его осуществление. Даже альпийскую горку сделал своими руками. И, знаете, настолько удачно получилось, что когда позвал специалиста из отдела редчайших растений ботсада посадить клематисы, он никак не мог поверить, что я действительно сам делал горку. Утверждал, что так профессионально могут работать лишь специалисты с большим опытом. Мне было очень приятно это слышать…
— А как Вы нашли земельный участок?
— Совершенно случайно. Видимо, это судьба. Однажды приехал к знакомому в гости, и так мне там местность понравилась, что как бы между прочим поинтересовался, не продается ли здесь земля. Мне сказали, что как раз продается старенький домик. Пошел поглядеть на него и увидел покосившуюся избушку и невероятной красоты природу вокруг… Долго потом обхаживал бабушку, которая жила в том доме, чтобы мне его продала. Лишь через полгода договорились...
— Зеленые насаждения любите?
— Конечно. У нас много сортов вечнозеленых деревьев. Под окнами посадил чернобривцы, чтобы душа радовалась… Вдоль дорожек декоративные деревья, а дальше яблони, груши, сливы, абрикосы, персики…
Кстати, сад мне заложил певец Дмитрий Гнатюк. Он самолично садил каждое дерево и пел «Многие лета». Своим пением он взывал к Всевышнему, потому-то ни одно дерево не пропало, а сейчас вот плодоносить начинают…
— Кто же ухаживает за садом?
— До недавнего времени я один управлялся. Теперь не успеваю, потому мне помогает садовник. Больше всего хлопот с газонами. Им надо постоянно уделять внимание…
— Водоем какой-нибудь есть возле дома?
— Небольшая тихая речушка течет совсем рядом. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы довести ее до нормального состояния, расчистить берега…
— Откуда у Вас такая любовь к земле?
— От родителей. Я горжусь тем, что являюсь крестьянским сыном. Ведь большинство творческих людей выросли в селе, где люди ближе к природе, и с детства учатся чувствовать красоту окружающего мира…
С пяти лет я уже работал: мама брала с собой в поле «на нормы». И эта привычка к труду, наверное, дала мне возможность реализоваться. К сожалению, наше село нынче очень бедствует. Но даже теперь там есть чистый воздух и человеческая порядочность. Городской житель не такой. Слишком уж на него давит жесткая урбанизированная среда…
— Помните отчий дом?
— Разумеется. Это самое дорогое место для меня. Там была одна большая комната, разделенная перегородкой на две части. В одной жил дедушка с семьей, в другой — мы с родителями.
Между прочим, если хотите знать, после войны наш дом забрали под школу. Так мой отец, чтоб его вернуть, писал письма на имя Сталина. И, представьте себе, дом таки вернули. Невероятно, но это факт…
— За городом всегда хорошо. А есть ли у Вас любимое время года?
— Больше всего люблю весну и осень, даже больше осень с ее яркими красками. Когда смотришь на эту дивную красоту, с особой силой ощущаешь быстротечность времени. Недавно я написал об осени:
Вдовіє ліс, мертвіють броди.
У вирі мчать пташині оди,
Природа сповнена зажурених таїн…
Воистину осень – чудо природы. Человеку надо побольше общаться с природой, ведь она воодушевляет...
— Когда у Вас обычно рождаются стихи?
— Для этого необходимо сильное потрясение, состояние душевного волнения… У меня такое часто бывает, когда оказываюсь наедине с природой.
— Знаю, Вы очень критично относитесь к своему творчеству…
— Повышенная требовательность к себе и к тому, что я делаю, — это и хорошо, и плохо. Хорошо для дела, но иногда плохо для тех, кто рядом со мной. Так, например, я никогда не приглашу для участия в концерте артиста, если он не вписывается в программу, каким бы этот человек ни был мне другом. Потому что я твердо убежден: всегда в первую очередь надо думать о программе, о зрителях. И друзья меня понимают…

Теги