Зарегистрироваться /

Юрий Борисов: "В Украине еще мало знают о дизайне..."

Что волнует людей, создающих красивые вещи

Нелегко сегодня отечественным дизайнерам, ведь им приходится буквально на ходу перестраиваться, быстро впитывать незнакомый опыт, чтоб адаптироваться к новым реалиям. О том, как это у них получается, корреспонденту «СТОличной недвижимости» рассказал председатель Союза дизайнеров Украины Юрий
Борисов
.

«НАС ПОКА НЕ ПРИЗНАЮТ…»

— Юрий Борисович, когда была создана ваша организация?

— В далеком уже 1987 году. У ее истоков стояли творческие люди, которые занимались в основном промышленным дизайном и работали в профильных научно-исследовательских институтах. С тех пор много чего изменилось, но главная задача, стоящая перед Союзом дизайнеров, осталась прежней — объединить профессионалов для того, чтобы отстаивать, если хотите, престиж самой профессии. Ибо, к сожалению, в Украине еще мало кто понимает, что такое дизайн. Это касается и государственных органов. Ведь сегодня ситуация такова, что профессии «дизайнер» нет в официальном классификаторе профессий. Потому, скажем, работники налоговой службы до сих пор ломают головы над тем, куда нас отнести, и пока относят к «другим» видам деятельности… Удивительный парадокс получается, не правда ли? Такого больше нигде нет в цивилизованном мире, поскольку в других странах дизайн является одним из приоритетных направлений искусства. Посудите сами, что такое дизайн? Это же, по сути, все окружающие нас вещи — как говорится, от граблей до кораблей…

Несмотря ни на что, современный украинский дизайн потихоньку развивается…

— Конечно. Сейчас в данной сфере трудится множество специалистов, от модельеров одежды до дизайнеров интерьера. А результаты их творческих поисков используются не только в промышленности. Само слово «дизайн» сегодня настолько популярно, что у многих ассоциируется с определенной гарантией качества. Не зря же в последнее время возникли такие направления, как, например, «дизайн кулинарных изделий»… Мы с этим боремся по мере сил, чтобы не допустить полной профанации нашей профессии.

— А какие первоочередные вопросы вы сейчас решаете?

— Недавно я побывал в Орловской области России, где проходил фестиваль «Интердизайн», в котором, кроме россиян, принимали участие дизайнеры из Украины, Молдовы, Латвии, Армении, Казахстана… Так вот хотелось бы отметить, что наши соседи поддерживают своих дизайнеров на государственном уровне. Мы тоже должны воспитывать свою власть и общество в целом.

— Что вы под этим подразумеваете?

— Будем активнее влиять на государственных чиновников, формировать общественное мнение с тем, чтобы популяризировать свою профессию – проводить выставки, профессиональные конкурсы и т. д. Во всем мире дизайнер – одна из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий, а в Украине не существует даже национальной программы развития дизайна. Между тем, посмотрите на Запад: экономика Италии своим процветанием во многом обязана именно дизайну – эта страна является признанным законодателем мод не только в одежде или обуви, но и на рынке мебели, сантехники… Или еще один показательный пример – Китай, зарабатывающий на производстве мягких игрушек почти столько же, сколько Россия на продаже нефти. А что такое мягкие игрушки? Это воплощенная в промышленных масштабах дизайнерская идея. Английская королева взяла образование дизайнеров под свой патронат, в Японии основы дизайна преподают в школах, у нашего же государства пока до этого не доходят руки…

— Сколько членов объединяет Союз дизайнеров Украины?

— Свыше тысячи. В принципе, не очень много, но и не так мало. Посмотрите на другие творческие союзы — Союз художников или Союз писателей. Они были созданы в советские времена и фактически управлялись государством, которое выделяло членам этих организаций премии, стипендии, награждало почетными званиями. А взамен художники и писатели восхваляли и пропагандировали государственную политику. Наша организация отличается от других творческих союзов. Дизайнеры, создававшие красивые вещи, никогда не были «бойцами идеологического фронта», и власти просто не обращали на них внимания. Собственно, как я уже говорил, такое отношение к нам сохранилось до сих пор... Однако мы ищем новые формы работы и стремимся стать своеобразным профсоюзом, отстаивающим интересы своих членов.

— Вы поддерживаете отношения с «родственными» организациями за рубежом?

— Мы являемся членами Международной ассоциации дизайнеров. Правда, тесных двухсторонних контактов с зарубежными коллегами пока нет, но мы уже прорабатываем варианты такого сотрудничества. А сейчас для начала хотим создать свой сайт и газету...

— Члены Союза — это преимущественно практики или теоретики?

— В общем-то мы объединяем практиков, но среди наших членов есть и дизайнеры, занимающиеся преподавательской деятельностью. Однако назвать этих людей чистыми теоретиками тоже нельзя. Одним преподаванием нынче заработать на жизнь невозможно, потому они тоже постоянно практикуют...

— У вас есть отделения в регионах?

— На сегодняшний день у Союза есть шестнадцать региональных отделений. Самые мощные и авторитетные находятся в Харькове, Львове и Крыму. Кстати, все они пользуются широкой автономией. К примеру, сами устанавливают размер членских взносов.

И где же взносы самые высокие?

— В Крыму.

Интересно, почему?

— Видимо потому, что тамошние дизайнеры самые обеспеченные. Впрочем, это и не удивительно: сейчас на полуострове активно ведется строительство, и соответственно, у дизайнеров много работы…

«ЛУЧШИЕ ИНТЕРЬЕРЫ НЕ ПОПАДАЮТ НА СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛОВ…

— Дизайнеры какого профиля у нас наиболее востребованы на сегодняшний день?

— Самый популярный сейчас, безусловно, графический дизайн, то есть все, что касается рекламы, упаковки, полиграфии... Бурно развивается в последнее время такое новое для нашей страны направление, как веб-дизайн. Ну, а на почетном третьем месте находится дизайн интерьера. Замечу, данная специализация является самой массовой.

— Чем это можно объяснить?

— Во-первых, в большинстве отечественных вузов дизайн преподают архитекторы, а во-вторых, сейчас довольно распространенной становится западная практика разделения труда, когда над одним интерьером работает несколько человек, при этом один занимается исключительно текстилем, второй – световыми решениями, третий – подбором мебели...

Однако если, например, в области дизайна одежды работают десятки людей, и все они на виду — мы видим их творчество на конкурсах, показах мод и т. д., то работы «интерьерщиков», как правило, почти не известны широкой публике, поскольку некоторые заказчики запрещают фотографировать свои дома и квартиры. Часто приходится сталкиваться с тем, что люди говорят: «Я тебе заплатил, ты сделал свою работу, а теперь забудь о ней»...

— Нынче в дизайнеры часто идут люди без специальной подготовки, мотивируя это тем, что главное здесь — иметь талант...

— Я убежден в том, что художнику классическое образование просто необходимо, без этого он вряд ли сможет в полной мере развить свой талант. Так, скажем, в Украине есть целая плеяда художников-самоучек. Можно долго спорить о том, хорошо это или плохо, но, безусловно, даже неспециалист сможет отличить их картины от полотен профессионалов.

— А где можно освоить профессию дизайнера?

— Если хотите знать, в Украине свыше шестидесяти учебных заведений готовят дизайнеров. Но уровень специалистов, которых они выпускают, часто оставляет желать лучшего... Я даже написал по этому поводу статью: «Позитивные черты профанации в образовании дизайнеров». Тем не менее, на мой взгляд, такая профанация в некоторой степени даже полезна, потому что люди, изучавшие основы дизайна, если и не станут настоящими профессионалами, то хотя бы научатся воспринимать и ценить красоту...

Самая старая и мощная отечественная школа, которая готовит дизайнеров, находится в Харькове, там работают ведущие специалисты. Есть еще академия во Львове. Факультет графического дизайна имеется в столичной Художественной академии. Можно вспомнить также киевские национальный университет технологий и дизайна, институт прикладного искусства и дизайна...

— Популярны ли среди украинских дизайнеров обучение и стажировки за границей?

— Получить хорошее дизайнерское образование за рубежом — весьма дорогое удовольствие, и лично я еще не встречал специалистов с иностранными дипломами. А вот что касается «открытости» украинского дизайна, то этого у нас хоть отбавляй. Немало наших специалистов в настоящее время успешно работает в других странах. К примеру, много талантливых харьковских ребят трудится в России — в Питере, Москве... Некоторые перебрались еще дальше — в Голландию, Германию, Великобританию... К таким печальным последствиям приводит отсутствие внимания к молодым дизайнерам со стороны нашего государства и бизнеса. А те же итальянцы с немцами регулярно устраивают в Харькове конкурсы, а победителей забирают к себе на стажировку, зарабатывают приличные деньги на наших идеях. Разумеется, такие конкурсы полезны и для нас, ведь где бы ни работали украинские дизайнеры, они своим творчеством поднимают престиж страны. Но, безусловно, обидно, что теряем «светлые головы»...

— Мне приходилось слышать, что для обустройства престижных дорогих интерьеров украинцы часто приглашают иностранных дизайнеров. Это правда?

— Полагаю, это надуманная проблема. Так, иногда богатые люди из провинции приезжают в Киев для того, чтобы заказать «крутой» проект интерьера у столичных дизайнеров. Но ведь выполняют этот проект, как правило, специалисты из провинции, которые просто живут и работают в Киеве... Сегодня рынок дизайнерских услуг в Украине достаточно большой, здесь существует значительный разброс цен — кто-то берет за проект пять долларов за квадратный метр, а есть и такие, которые потребуют за такую же работу в десятки раз больше... Одним словом, в сфере ценообразования наблюдается полный хаос, и, кстати, одна из задач нашего союза состоит в том, чтобы создать нормальные «правила игры». Неплохо было бы, если б заказчики обращались в поисках дизайнера к нам, а Союз, в свою очередь, будет гарантировать качество дизайнерских услуг.

— Некоторые профессиональные союзы идут по пути сертификации своих членов, стараясь таким образом обеспечить их профессионализм. Хотелось бы узнать ваше мнение на сей счет...

— Думаю, это оптимальная схема. Лицензирование нам необходимо. Дело в том, что многими отечественными дизайнерскими фирмами руководят не дизайнеры, а предприниматели. Многие из них буквально за копейки нанимают молодых неопытных ребят и, нещадно их эксплуатируя, зарабатывают свои деньги... Кроме того, сегодня довольно остро стоит проблема демпинга: солидные профессионалы отказываются работать за копейки, а ремесленников, которые просто тиражируют одно и то же, устроит даже мизерная сумма. И неискушенные заказчики, стремясь сэкономить, попадаются на эту удочку...

«МЫ ВЫНУЖДЕНЫ СЛЕДОВАТЬ ЗА ЗАПАДОМ…»

— Насколько сильна конкуренция на рынке дизайнерских услуг?

— Конкуренция, конечно же, есть. Но если на Западе, скажем, на тысячу человек приходится примерно полторы сотни дизайнеров, то у нас этот показатель на порядок меньше, так что рынок еще не насыщен профессиональными кадрами.

— А есть ли сегодня среди украинских дизайнеров свои «звезды»?

— Вообще-то я мог бы назвать несколько имен, которые чаще других «светятся» в глянцевых журналах, но не стану этого делать. Видите ли, у меня, как и у каждого человека, есть свои вкусы и предпочтения, которые я не хочу навязывать другим... Однако следует сказать, что, в отличие, скажем, от модельеров, среди дизайнеров интерьера какой-то четкой градации нет. Поскольку многие из них работают «в подполье», то большинство действительно интересных проектов на страницы тех же журналов просто не попадает. А презентаций, выставок и конкурсов, которые бы позволили объективно определить лучших, явно не хватает...

— В какой степени подвержен украинский дизайн веяниям зарубежной моды?

— Как известно, мы живем в эпоху глобализации, поэтому современный дизайн не может быть национальным. И как только где-то создают новый строительный материал или технологию, их тут же начинают использовать дизайнеры всего мира. К примеру, в моду вошли французские подвесные потолки, и очень скоро они появились в американских, японских, украинских интерьерах. Точно так же, скажем, стиль «хай-тек» в любом случае сохраняет все свои характерные особенности... Безусловно, украинские дизайнеры часто «слизывают» свои идеи с западных каталогов. Но их можно понять: придумать что-то концептуально новое достаточно сложно, а кроме того, разнообразные новинки поступают к нам из-за рубежа... К тому же, еще раз повторюсь, бизнесмены, которые руководят дизайнерскими бюро, не горят желанием вкладывать деньги в настоящее творчество.

— Значит, говорить о каких-то особенностях национального дизайна сегодня нет смысла?

— Я считаю, не нужно стремиться к поиску национальных особенностей в дизайне, нужно просто делать хороший, качественный продукт...

— В каком стиле предпочитают сегодня оформлять домашние интерьеры обеспеченные украинцы?

— Поскольку каких-то социологических исследований на данную тему у нас никто не проводил, отследить все тенденции нет возможности. Но то, что я обычно вижу в богатых домах, — это главным образом помпезная «псевдоклассика», представляющая собой «коктейль» из массивной дорогой мебели, позолоты и пурпурных бархатных гардин...

— А с какими трудностями в основном приходится сталкиваться дизайнерам?

— Самая большая сложность — наладить контакт с заказчиком. Ведь часто обладатели тугих кошельков считают себя вправе диктовать дизайнеру свои условия. Ну, а вторая наша серьезная проблема — недостаток информации и общения... Однако есть и некоторые позитивные сдвиги: многие фирмы, которые производят мебель и аксессуары, уже рассматривают дизайнеров как полноправных партнеров. Собственно, так и должно быть. Это означает, что мы постепенно растем, приближаемся к мировым стандартам.

Из досье «СТОличной недвижимости»: Борисов Юрий Борисович родился в 1961 году. Окончил Львовский институт декоративно-прикладного искусства и аспирантуру Московского высшего художественно-промышленного училища им. Строганова. По специальности художник интерьера. Кандидат искусствоведческих наук. В 1999 г. организовал кафедру дизайна в Черкасском технологическом университете. Преподавал в Киевском институте рекламы. В сентябре 2004 года избран председателем Союза дизайнеров Украины.

Теги