Зарегистрироваться /

Владимир Шевченко: "Стараюсь не испортить Киев..."

Что нынче волнует архитекторов

Дабы лучше понять, каким должно быть современное жилье, он ездил работать за границу. А теперь, вернувшись на родину, проектирует дома, которые приносят удовольствие и ему самому, и людям, которые в них живут…

Киев застраивают «муравейниками»

— Владимир Георгиевич, над какими проектами Вы сейчас трудитесь?

— В основном это жилые комплексы в разных районах города. Но не только. Так, мы выиграли конкурс на лучший проект реконструкции и расширения Национального художественного музея Украины. Продолжаем работу и над проектом реконструкции исторического квартала на Крещатике — от улицы Богдана Хмельницкого до бульвара Тараса Шевченко. Если помните, по этому кварталу в свое время тоже проводился конкурс, но тогда не нашлось инвестора, а сейчас появился интерес… Также проектируем торгово-развлекательные комплексы.

— А что Вам нравится проектировать больше всего?

— Наверное, проектировать престижные деловые или развлекательные комплексы для архитектора более выигрышно, поскольку там много пространства, есть где проявить себя. Но мне по душе тема жилья — она вечная и, в принципе, очень емкая. Мне хочется создать что-то такое, чего еще не делал никто другой, показать свое видение современного жилища. Сделать это непросто в условиях, когда в квартире заранее все предусмотрено: 80-120 метров общей площади, четыре окна и балкон. Потому, на мой взгляд, те люди, которые умеют создавать хорошие проекты жилых домов, могут и все остальное. Впрочем, многое зависит от того, как сам архитектор относится к своей работе. Одно дело, когда он просто проектирует энное количество квадратных метров, и совсем другое — если стремится сотворить качественный архитектурный объект. Мы стараемся создать нормальные условия жизни для людей, дать инвесторам возможность заработать и в то же время не испортить Киев. Ведь не секрет, что нынешний бурный рост жилищного строительства приводит к печальным последствиям.

— А точнее?

— Город застраивается гигантскими жилыми «муравейниками». Люди охотно покупают там квартиры на волне ажиотажного спроса на недвижимость, когда ежегодно цена квадратного метра возрастает на 20-30%. Создается впечатление, что серое, неинтересное жилье, которое раньше строилось на Левом берегу, притупило остроту восприятия и вкус архитекторов, и они стали возводить такие же коробки в центре города. Но как только рынок насытится, а это произойдет довольно скоро, возводить подобные комплексы станет невыгодно. Проблема здесь в том, что от уже построенных «монстров», изменивших облик столицы не в лучшую сторону, никуда не деться. Вот если б они возводились как доходные дома в начале прошлого века и принадлежали одному собственнику, никакой трагедии не было бы: лет через 20 их попросту снесли бы, дабы построить что-то лучшее. А так в каждом из этих домов живет от ста до пятисот владельцев квартир, которых никак не выселишь…

— Можно ли было избежать засилья жилых «муравейников»?

— Сложно сказать. Однако сейчас нужно показывать, что такое хорошая архитектура, которая устраивает и заказчиков, и горожан. Не надо идти на сомнительные эксперименты в центре города, тем более не стоит портить Киев явно спекулятивными объектами.

У нас жилье дороже, чем в Будапеште и Праге

— Вы согласны с тем, что по-настоящему элитное жилье можно строить только в центре?

— У застройщиков есть принцип: «Залог успеха строительства – это место, место и еще раз место». Однако не следует возводить данный принцип в абсолют. И то, что у нас на каждом шагу рекламируют как «элитное жилье», далеко не всегда таковым является. На самом деле, по-настоящему элитного жилья в Киеве не так много.

Значит, оно все-таки есть…

— Да. Вот, к примеру, реконструированный дом на площади Богдана Хмельницкого, рядом с Софией. Или небольшой дом, построенный на улице Золотоворотской.

Главное достоинство этих зданий – небольшое количество квартир, что позволяет их жильцам совместно эксплуатировать дома, благоустраивать территорию и т. д. Пожалуй, к «элитным» еще можно отнести дом, который сейчас возводится фактически в Мариинском парке... А вообще само понятие «элитного» жилья у нас искажено. Скажем, в Москве в домах «премиум-класса» обязательно есть благоустроенный двор, прекрасные холлы, бассейны и прочее, не говоря уж о центральном кондиционировании. Мы к этому еще не доросли… Если так пойдет и дальше, в центре Киева будет такой же пейзаж, как на Позняках или Троещине. И тогда вполне возможно, что застройщики уйдут, например, на Левый берег, и там появятся действительно элитные районы.

— Вы утверждаете это, основываясь на опыте российской столицы?

— В Москве на самом деле есть целые элитные кварталы, расположенные вдали от центра, а то и вовсе за чертой города — это довольно большие территории, где есть открытые бассейны, теннисные корты и т.д.

— Как скоро мы к этому придем?

— Мы уже проектируем нечто подобное. Это будет самодостаточный квартал с развитой инфраструктурой – от супермаркета до дискотек, клубов, кафе… Внутри квартала предусмотрена пешеходная зона, поблизости парк с фонтанами. Там не будет громадных многоэтажек, тем не менее, нам удалось добиться плотности застройки большей, нежели в спальных массивах, где сооружаются высоченные «башни».

— Один квартал проблемы не решает…

— Потому что у нас нет серьезной стратегии развития рынка жилья. Ни городские власти, ни инвесторы не занимаются данным вопросом. Даже элементарной классификации жилых домов до сих пор не разработали. В Москве хотя бы пытаются установить правила игры на этом рынке. Между прочим, там не бывает такого, что человек приобрел за большие деньги апартаменты с видом на храм Христа Спасителя, а через полгода перед его окнами начинают строить «высотку». Зато для нас это в порядке вещей...

— Кто, по-Вашему, должен выполнять контролирующие функции?

— Необходимо создать целую систему, которая бы включала в себя и административный контроль со стороны властей, и общественные организации, и, естественно, объединения компаний-застройщиков.

— Вы упомянули об ажиотажном спросе на недвижимость, который, как известно, порождает спекуляции на рынке жилья. А какой уровень рентабельности считается нормальным в мире?

— У нас порой бывает, что инвестор получает до 200% чистой прибыли. В Европе нормальный уровень рентабельности — до 25%. В Киеве новое жилье стоит больше, чем в Будапеште или Праге, где квадратный метр в среднем стоит $600-800 и никто не заплатит 100-150 тысяч долларов за квартиру с видом на соседний балкон, расположенную на двадцатом этаже гигантской «свечки»…

Условия зодчим диктуют инвесторы

— Давайте вернемся к Вашему творчеству. Какое из своих творений Вы могли бы назвать любимым?

— Трудно сказать. Мои работы – как дети. Пока «ребенок» маленький, носишься с ним, лелеешь его, а потом он «вырастает» и живет собственной жизнью… Сложно выделить лучшее. Хотя, конечно, что-то получилось более удачным… Но, по крайней мере, мне нечего стыдиться. Есть среди моих работ и высотные дома. Так, я проектировал первые жилые «свечки» в 25-26 этажей на бульваре Леси Украинки. Что самое интересное, они не вызвали принципиальных возражений даже в управлении охраны памятников, чем я, признаться, был приятно удивлен… Новые объекты, безусловно, захватывают, так как появляется возможность осуществить новые идеи, но старые объекты я не бросаю на произвол судьбы. Еще в 1984 году мне довелось проектировать и строить гостиницу «Салют», и до сих пор у меня прекрасные отношения с заказчиками, недавно помогал им с перепланировкой, обновлением интерьеров.

— Вы довольны тем, как сегодня строители воплощают в жизнь Ваши проекты?

— Порой творческая мысль опережает строительные технологии. Увы, в технологическом плане наши строители отстали от Запада. Лет пять назад мы сделали хорошее дело с компанией «Познякижилбуд», когда начали интенсивно развивать монолитное строительство, возводя добротное современное жилье на Печерске, улице Дмитриевской, а также на Левом берегу. Это «подстегнуло» другие строительные компании: тот же «Киевгорстрой», который поначалу не хотел работать с монолитом, просто вынужден был включиться в процесс, дабы не потерять клиентов. Таким образом, был сделан огромный шаг вперед, и сейчас ждем следующего технологического прорыва…

— Что из построенного в Киеве за последние годы Вам особенно нравится?

— Оценка результатов работы архитектора всегда субъективна: одному нравится, другому нет. К тому же мы имеем право на ошибку, не саперы ведь... Тем не менее, меня, честно говоря, пугают проекты вроде того, что рассматривался недавно на градостроительном совете — громадный жилой дом в 25 этажей и длиной в полкилометра предлагают соорудить на Печерске. Страшно даже представить, во что превратится этот район, если там появятся такие «шедевры». Увы, сегодня приходится констатировать, что и строителей, и инвесторов прежде всего интересуют пресловутые квадратные метры, а отнюдь не качество проектов. Потому-то наши проектировщики получают деньги за метры, независимо от их качества. Даже Госстрой ввел такие расценки…

— Кто сейчас диктует моду в архитектуре?

— К сожалению, по большому счету архитектуры у нас практически нет — есть одно коммерческое строительство… Однако и инвесторы, и киевляне обвиняют в этом архитекторов, хотя именно бизнесмены вынуждают нас застраивать город объектами, которые потом сами же и ругают. К примеру, начали массово возводить коттеджи в поселке «Золотые Ворота» и что же? Когда там построили первые двадцать домов посреди живописных лужаек, — было все прекрасно. Но теперь появилась еще сотня комфортабельных «хатынок», и человек из окна своего дома, купленного за миллион долларов, видит только стены соседних домов. Вся прелесть жизни на природе, естественно, пропала… То же самое происходит и с многими квартирами в центре города: сейчас квадратный метр в них стоит $3-4 тысячи, но когда рядом вырастут многоэтажные «башни», цена этой недвижимости сильно упадет.

— А как бы Вы сами назвали свой творческий стиль?

— «Вечный поиск»… В советское время у нас не было «стиля», зато была реализация пятилетних планов и «товарищи наверху» определяли, как нам работать. По сути, тогда прервалась преемственность в развитии нашей архитектуры. Теперь же мы, каждый по-своему, наверстываем упущенное, пытаемся найти какой-то стиль, созвучный нашей ментальности и подходящий для нашего города. Вот мы с Яношем Вигом спроектировали жилой «дом-волну» с элементами барокко на улице Старонаводницкой. И, как оказалось, в коммерческом строительстве при желании можно сочетать архитектурно-эстетическую ценность и экономическую выгоду…

Даже конкурс провести не умеем

— Коль Вы регулярно принимаете участие в архитектурных конкурсах, которые проводятся в столице, оцените, пожалуйста, их общий уровень…

— Действительно, наша мастерская всегда участвует в конкурсах. Но, к сожалению, их организация оставляет желать лучшего. И это несмотря на то, что есть европейский меморандум, в котором четко определены условия проведения конкурсов. Раньше говорили, что социалистическое соревнование дает толчок развитию производства, повышает качество работы. Собственно, для того же существуют и архитектурные конкурсы. Только проводить их на высоком уровне у нас не хотят, потому что это долго и дорого.

— Конкуренция среди столичных архитекторов большая?

— Какая там конкуренция! Работы столько, что приходится отдавать заказы знакомым. В Киеве уже проектируют все кому не лень, потому что здесь в строительство вкладываются большие деньги. Но постепенно подтягиваются и регионы. В Одессе, например, начинается строительство крупных жилых комплексов на берегу моря, вдоль Французского бульвара тоже полным ходом идет строительство…

— Не приводит ли отсутствие конкуренции к снижению и так не слишком высокого качества проектов?

— Конечно, приводит. Вот, скажем, в Германии на каждый объект претендуют несколько мастерских. Это нормально, потому что заказчик имеет возможность из всех представленных вариантов выбрать лучший. А у нас, как правило, что принес, то и строится…

— В Вашей мастерской работает много молодежи. Каков ее профессиональный уровень?

— Молодежь у нас хорошая, но многое зависит от того, как человек относится к своей профессии. Я знаю многих когда-то перспективных ребят, которые хотели только одного — денег побольше заработать, а в результате отошли от архитектуры. Но есть молодые люди, стремящиеся работать, расти в творческом плане. Таким, безусловно, стараюсь помочь.

— А что важнее для начинающего архитектора: талант или все-таки школа?

— Школа важна для того, чтоб выявить талант. А талант необходим, чтобы с помощью приобретенных базовых знаний создать что-то стоящее. Кроме того, начинающему архитектору надо быть готовым к тому, чтобы пережить тот период, когда он еще не имеет достаточно опыта и у него не все получается.

— Какую еще профессиональную вершину Вы хотели бы покорить?

— Каждый новый проект – это новая вершина…

Из досье «СТОличной недвижимости»: Шевченко Владимир Георгиевич родился в 1952 году. После окончания архитектурного факультета Киевского художественного института был направлен на работу в «Киевпроект». Завершил свою карьеру в этом институте в должности руководителя мастерской, где велись проектные разработки по застройке трети городских территорий. В начале 1990-х уехал по контракту в Германию. Возвратившись в Киев, работал в немецкой консалтинговой фирме, не оставляя, впрочем, архитектурную практику. В настоящее время возглавляет созданную 14 лет назад персональную творческую мастерскую.

Теги