Зарегистрироваться /

Приватная красота

Современное искусство в домашнем интерьере

«Приобщенность к искусству — удел великих» — говорили римляне. Сегодня же произведения искусства стали воистину предметами широкого потребления, призванными подчеркнуть индивидуальность наших жилищ. Причем в последнее время все реже встретишь в городской квартире милые сердцу наших мам и бабушек репродукции картин Васнецова, гипсовую Венеру или незатейливую чеканку. Зато все чаще там можно увидеть творения модных художников-авангардистов или портреты хозяев дома. И хотя подобные вещи не всем по карману, найти симпатичное полотно или скульптуру, которые могут стать яркой доминантой ваших апартаментов, вполне реально. Надо лишь знать, что и где искать…

Цветные радости

Период повального интереса к современной живописи на Западе пришелся на 80-е годы прошлого столетия. Тогда каждый уважающий себя европеец старался украсить свой дом работами немецких, итальянских и американских художников. В Украине в это время такое могли себе позволить немногие. Однако за последние годы ситуация изменилась, и украшать интерьер произведениями живописи вновь стало считаться хорошим тоном. Естественно, выбирая конкретную картину, большинство покупателей ориентируется прежде всего на свой вкус. Но опытные коллекционеры учитывают и то, насколько выгодно такое вложение капитала. Ведь произведения талантливых современных мастеров с годами растут в цене.

«Всегда есть спрос на тот или иной стиль живописи, ведь художник словно листает страницы истории, выражая в своих работах дух времени, — рассказывает директор галереи «Триптих» Татьяна Савченко. — Почему во всем мире на протяжении последних десятилетий самым востребованным жанром остается импрессионизм? Да потому, что после появления фотографии академический реализм в значительной степени потерял свою значимость. Современные художники передают на полотне скорее не натуру, а свои настроения и впечатления от увиденного». По всей видимости, европейцы раньше нас поняли красочный и чувственный язык украинской авангардной живописи. Потому как они охотно покупают полотна наших самобытных мастеров: что ни говори, а хорошая картина придает особый шарм любому интерьеру.

Кстати, выбор произведений искусства для своих жилищ большинство людей на Западе доверяет профессионалам — галеристам и дизайнерам, причем последние нередко сами выполняют эскизы полотен, которые они хотели бы разместить в интерьере. У нас подобная практика пока не прижилась. «На сегодняшний день в Украине существует несколько категорий потребителей произведений искусства. Одни покупают, как говорится, для души (к сожалению, таких меньшинство). Другие рассматривают картины, скульптуры и прочее как выгодное вложение денег. Ну, а третьи просто стремятся сделать оригинальный подарок коллегам по работе, родным и друзьям. Ведь престижными машинами и дорогими ювелирными украшениями нынче уже никого не удивишь, так что приходится искать новые, еще не «избитые» варианты», — говорит Татьяна Савченко.

«Век перемен» вносит свои коррективы в сознание художников. Кроме красок и кисти, в арсенале современных живописцев все чаще появляются ткань, глина, металл и другие, казалось бы, несовместимые с классическим искусством материалы. По словам руководителя дизайнерского бюро «Висеймон» Валерия Симоненко, картины с элементами мозаики, текстиля или скульптуры все чаще «находят себя» в интерьерах киевских квартир. Тем не менее, как отмечают эксперты, в большинстве своем украинцы по-прежнему питают слабость к полотнам в духе реализма. Ничего удивительного здесь нет — эти люди воспитывались на картинах Репина и Шишкина, и такое искусство они понимают, чего не скажешь, например, об абстракционизме. Потому обвинять их в этом не стоит. Тем более, что воспринимать знакомые, реальные предметы значительно легче, нежели вникать в сложные абстрактные образы...

Самая востребованная нынче живопись — выполненная маслом на традиционном холсте. А вот акварель, офорты и графика, представленные в киевских галереях, пользуются спросом в основном у иностранных туристов. Впрочем, такое понятие, как «спрос», по отношению к живописи вообще применить сложно. «Дело в том, что произведения искусства — совершенно особый товар. И перед галеристами сегодня стоит непростая задача: найти покупателя, который не только желает приобрести картину, но и располагает необходимыми для этого средствами. Ведь приличное полотно стоит несколько тысяч долларов», — утверждает Татьяна Савченко.

Фигурки с выставки

Разнообразие форм и материалов в полной мере проявляется и в работах мастеров прикладного искусства: в современной скульптуре, керамике оно, кажется, достигло своего апофеоза. И современные причудливые фигуры, выражающие свободный полет фантазии их авторов, порой почти ничем не напоминают классическое искусство. «Стать материалом для «застывшей музыки», как сами художники именуют скульптуру, теперь может все что угодно — от вполне традиционных мрамора, гипса, фарфора, бронзы и дерева до новомодных пластика, стекла и даже, представьте себе, бумаги... Ведь отличительной чертой современного прикладного искусства является практически полное отсутствие каких-либо общепринятых канонов и образцов, так что нынешних творцов ничто не ограничивает. Порой в оригинальную скульптуру может превратиться даже старый автомобиль, установленный на подиум в центре комнаты», — рассказывает Валерий Симоненко.

Между прочим, эволюция любимых народом скульптурных форм наглядно отражает чередование исторических эпох. Так, на смену вздыбленным бронзовым коням в домах аристократии в начале прошлого века пришли мраморные бюсты знаменитых философов и писателей, которыми увлекалась рафинированная интеллигенция. А фарфоровых пастушек и слоников из кости в квартирках разночинцев сменили фигурки пионеров с горнами и девушек-спортсменок с веслом и без него. В начале 70-х в гостиных «продвинутых» домов стали появляться резные деревянные маски и статуэтки с Черного континента. Позже рядом с ними на полках сервантов заняли свое место изготовленные азиатскими умельцами костяные и бронзовые Будды, слоны и кошки, отчего некоторые киевские квартиры напоминали сувенирные лавки где-нибудь в Бирме.

«Лишь совсем недавно в нашей стране искушенные ценители начали всерьез интересоваться предметами декоративно-прикладного искусства, сейчас они не менее популярны, чем живопись, — говорит Татьяна Савченко. — Наиболее востребованы оригинальные, профессиональные работы из бронзы. Но не менее популярны и, скажем, фантасмагорические художественные объекты из прозрачного стекла Геи Немилошвили или яркая керамика Нели Юсуповой...»

Справедливости ради заметим, что академические споры о том, можно ли считать работы из стекла и керамики произведениями искусства, ведутся до сих пор. Точно так же ученые мужи все никак не могут определиться, является ли настоящим искусством художественная фотография, которая все чаще становится «изюминкой» наших домов. Украсить дом картинами — весьма дорогое удовольствие. Другое дело фотографии: и стильно, и не слишком накладно. А по выразительности и художественной ценности фотоработы талантливого мастера не уступят живописи. «Чаще всего при оформлении жилых интерьеров используют постеры фотографий известных мастеров. Обычно их наклеивают на основание из ДСП или ДВП и крепят к стене с помощью специальных стержней с резьбой. Причем рамка для таких постеров не нужна», — советует Валерий Симоненко.

Впрочем, у себя дома вы сами являетесь главным дизайнером, поэтому, имея достаточно свободного времени и минимум подручного материала, можно самому попрактиковаться в ремесле художника. Что вам мешает, вооружившись тканью, пластиковыми безделушками, сухими цветами и старыми открытками, создать необычное панно или живописный коллаж? Зато как приятно потом будет любоваться собственным творчеством! А надоест — придумаете что-нибудь еще...

Что почем?

Если покупка произведений искусства для вас не только «душевный порыв», но и осознанное стремление, — отправляйтесь за покупками прямо в галерею. Большинство столичных салонов, где выставляются работы современных художников, находится на Андреевском спуске. Как правило, здесь предлагают работы серьезных мастеров с большим будущим и славным прошлым, работы которых уже украшают зарубежные художественные коллекции. Среди известных отечественных художников можно назвать фамилии киевлян Блудобраза и Шеляшевского, львовян Романишина и Денисенко. Полотна этих, а также других модных мастеров стоит отнюдь не дешево — от одной до шести тысяч долларов. Впрочем, творения признанных мастеров декоративно-прикладного искусства тоже доступны далеко не всем — их цена колеблется от 300 долларов до полутора тысяч. Зато, купив их, вы имеете практически стопроцентную гарантию, что ничего подобного нигде больше не увидите. В ином случае можете попасть в такую же ситуацию, в которой оказался один мой знакомый, имевший неосторожность купить на Андреевском спуске у молодого, но безумно талантливого (по его же словам) художника миленький сельский пейзаж за пару сотен долларов. Как же человек удивился, когда спустя несколько дней узрел аналогичный «шедевр» на кухне у приятеля! Оказалось, что молодое дарование «штампует» такие пейзажи по десятку в день…

Впрочем, если картина безымянного уличного художника, как говорится, запала в душу и вас моментально охватило желание ее приобрести, — не отказывайте себе в удовольствии. Правда, перед тем, как доставать кошелек, все же лучше оценить полотно у экспертов, которые помогут установить его действительную стоимость (зачем платить больше?). «Цена каждой картины состоит из нескольких составляющих. Во-первых, это «раскрученость» художника (как часто он выставлялся у нас и за границей, есть ли у него свои каталоги). А во-вторых, его профессионализм. Специалист практически всегда может установить, кто написал картину — человек с академической подготовкой или талантливый любитель», — утверждает Татьяна Савченко.

Модные рецепты

«Как драгоценные камни требуют достойной оправы, так и произведения искусства – соответствующей обстановки. Ведь они, должны сочетаться с общей концепцией интерьера», — уверяет Валерий Симоненко. В принципе, идеальным фоном для любого произведения искусства является интерьер, оформленный в стиле минимализма. Так, сюда идеально впишется и авангардная живопись в строгой черной раме, и установленная на подиум скульптура: строгий, почти схематический силуэт, монохромное исполнение и, главное, отсутствие мелких деталей. Здесь же будут уместны вырезанные из дерева фигурки людей, а также гладкие птицы из черной глины на стеклянных полках. А вот стиль хай-тек, демонстрирующий красоту новых технологий и материалов, в дополнительных украшениях почти не нуждается. Вместо картин, в таком интерьере будут органично смотреться металлические чеканки со встроенными точечными светильниками. Большое полотно авангардистов на стене гостиной и абстрактная чугунная скульптура под стеклянным колпаком придадут неповторимый шарм классической обстановке. Легкие, изящные акварели с растительным рисунком в тонких рамах послужат прекрасным украшением жилища в стиле модерн, а стиль кантри удачно дополнят небольшие офорты в простых рамах. Милые и непритязательные, они усиливают ощущение покоя и тишины…

По словам Валерия Симоненко, существуют определенные правила украшения квартир произведениями искусства. Скажем, в спальне лучше не размещать яркие и контрастные полотна большой площади, поскольку все в этой комнате должно располагать к отдыху. Обычно картины вешают над изголовьем кровати, причем полотна следует выбирать светлые, изящные. Те же требования относятся и к детской. Очень яркие украшения утомляют ребенка, поэтому здесь лучше отдать предпочтение, например, картинам на сказочные темы.

Под стать картине должна быть и рама. Если серьезную живопись нельзя «украсить» дешевой пластиковой рамой, то роскошный позолоченный багет однозначно не подходит для авангардного произведения. А вот литография, офорт, гравюра можно оформить тонкой металлической рамкой. Солидно и дорого выглядят рамы из полированного дерева в тон с мебелью.

Ну, а коль вам хочется чего-то эдакого, последуйте примеру европейской богемы, представители которой нынче любят выставлять полотна (без рам) на полу вдоль стен. Считается, что таким вот образом подчеркивается зыбкость человеческого мировосприятия, меняющегося вместе с течением времени…

 

Теги