Зарегистрироваться /

Валентин Ежов: "Нельзя застраивать столицу как попало..."

Опыт — дело наживное, это правда. Как верно и то, что среди действующих столичных архитекторов вряд ли найдется такой, у кого стаж работы по специальности был бы длительней, чем у Валентина Ежова. Потому мнение Валентина Ивановича насчет того, что и как нынче строится в столице, безусловно, заслуживает внимания…

«КИЕВ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО СОХРАНИТЬ…»

— Над какими проектами Вы трудитесь в настоящее время?

— В основном занимаюсь проектированием современных жилищно-офисных, туристических комплексов и аквапарков. Первым направлением в нашей мастерской руководит мой сын Сергей, а вторым — второй сын, Дмитрий. Оба направления достаточно перспективные, поэтому недостатка в предолжениях у нас нет…

Что из сделанного в последнее время больше всего запомнилось?

— В прошлом году завершилось строительство дома по ул. Январского восстания, 10. Получился очень красивый, интересный объект, его заметили и даже представили на соискание Государственной премии...

Проектируете объекты в центре или на окраинах тоже?

— Есть у нас ряд объектов на Печерске, однако мы стараемся не гнаться за дорогими проектами в центре города… Лично я считаю, что в последнее время центр Киева изменился не в лучшую сторону. Здесь появилось очень много высотных домов. Я понимаю, что город растет и развивается, но все нужно делать с умом. Сейчас появилась негативная тенденция – расчищать внутриквартальное пространство и возводить там «высотки». В старом Киеве более сотни кварталов, так стоит ли в каждом из них что-то строить? Зачем ухудшать условия жизни людей, разрушая детские площадки и вырубая зелень?..

— Многие ваши коллеги сетуют, что им приходится работать главным образом «на злобу дня». Вы с этим согласны?

— По большому счету, так оно и есть. Ведь в последние годы мнение общественности, как и позицию профессионалов, никто не брал в расчет. Возьмем, к примеру, такой серьезный вопрос, как застройка Днепровской набережной. Предлагают построить вдоль транспортной магистрали «забор» из 6-7-этажных зданий. Безусловно, что-то делать там нужно, нельзя полностью «отдать» транспорту набережную, которая раньше была типичной «прогулочной» улицей… Сейчас там в шесть рядов ездят машины, а люди не могут гулять над рекой. А ведь именно в этой части города объединено уникальное рекреационное пространство – Днепр и живописные холмы, на вершинах которых находятся Выдубичский монастырь, Лавра, Михайловский Златоверхий... Если же реализуют данный проект застройки набережной, то все это волшебство будет навсегда утеряно.

Некоторые «эксперты» говорят, дескать, в Бухаресте, Париже и Лондоне набережные рек тоже застроены. Но ведь там это сложилось исторически, а Киев, в свою очередь, имеет неповторимый ландшафт, который нужно беречь. Что же касается благоустройства днепровских склонов, то, на мой взгляд, лучше создать «верхнюю набережную» – аллею от Кирилловских высот до Киевской Лавры и Выдубичей, где горожане могли бы отдыхать и любоваться рекой. Конечно, кое-где (например, в районе станции метро «Днепр») набережную можно и застроить, создав там современный градостроительный ансамбль. Но это должно быть скорее исключением, чем правилом…

— Какие еще «резонансные» проекты вызывают у Вас внутренний протест?

— Я считаю, что реконструкция Бессарабского квартала не совсем удалась. Архитекторы долго работали над этим проектом, но постоянно менялись инвесторы и каждый диктовал свои условия, и в результате, честно говоря, получилось не очень красиво...

Застройка площади перед НСК «Олимпийский» тоже спорный вопрос. Лично я убежден, что перед стадионом , рассчитанным на 80 тысяч зрителей, обязательно должно быть свободное пространство. Мало ли что может случиться, и как тогда эвакуировать людей?..

— Каким же образом, по Вашему мнению, общественность могла бы участвовать в обсуждении проектов вроде тех, о которых Вы только что говорили?

— Каждая крупная, серьезная архитектурная работа должна пройти определенные этапы – открытый конкурс, обсуждение, в том числе и в печати. Так делается во всем мире. У нас же если и объявляют какой-нибудь конкурс, то проходит он максимум 2-3 недели. Многие опытные архитекторы принципиально не принимают участия в таких конкурсах, поскольку знают, что они проводятся только «для галочки», и победители известны с самого начала. Я сам участвовал в конкурсе на лучший проект аквапарка возле озера Тельбин. Мы представили на обсуждение Градостроительного совета свой проект. Его утвердили. Затем по итогам конкурса мы разделили с другой архитектурной фирмой 1-2 места. Тем не менее, реализацию этого проекта доверили не нам…

— Сегодня Градостроительный совет — это дееспособный орган, который реально что-то решает, или просто «клуб для обсуждений»?

— Вы правильно уловили суть проблемы. К сожалению, наш Градсовет превратился в место, где можно высказать свои суждения относительно того или иного проекта, но не более того... Безусловно, статус этого органа должен измениться — члены совета должны утверждать проекты путем голосования и иметь право вето. По сути, Градсовет должен стать высшей столичной инстанцией, решающей «архитектурные» вопросы. Увы, Киев пока до этого «не дорос»…

— При новом главном архитекторе градостроительная политика столичной власти не изменилась?

— Мне кажется, теперь городская власть стала осторожнее подходить к застройке исторической части города, и это мне импонирует…

«КАЧЕСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ МАЛО…»

— А как Вы вообще оцениваете уровень современной киевской архитектуры?

— С одной стороны, очень хорошо, что сегодня архитекторы стали активно использовать современные материалы и технологии. Но с другой — мы опять следуем шаблонам: везде сплошное остекление, одинаковые эркеры… Но больше всего меня волнует проблема сохранения старой исторической застройки Киева. Я считаю, что, например, на Пушкинской или Владимирской улицах не следует строить модерные здания. Архитектура каждой эпохи должна отвечать духу времени, чтоб видно было, какое здание построено в XV веке, а какое — в начале XXI-го…

— Не так давно подводились итоги общенационального архитектурного конкурса «Золотой Асс», и опять в нем победили зодчие из регионов. Означает ли это, что киевские архитекторы не так тщательно прорабатывают свои проекты?

— Не секрет, что Киев значительно опережает другие регионы по темпам строительства. Такого строительного бума, как здесь, больше нигде нет. Неудивительно, что у многих архитекторов порой не хватает времени на серьезную архитектуру. В провинции не так много строится. Наверное, поэтому тамошние наши коллеги очень щепетильно относятся к своим произведениям и тщательно «шлифуют» каждую деталь…

— А Вы окончательно разуверились в конкурсах?

— Раньше, еще до перестройки, я не пропускал ни одного конкурса. Возможно, еще молодой был, хотел построить что-то интересное... А сегодня, как я уже говорил, нет уверенности в том, что мои творения будут оценивать объективно. Странно как-то получается: лучшие работы часто остаются незамеченными, а откровенная «халтура» порой оказывается в призах…

— И все же, не планируете поучаствовать в реконструкции, например, Европейской площади? Интереснейший объект…

— Я бы поучаствовал, но о том, что проводится конкурс на лучший проект реконструкции Европейской, я узнал совсем недавно, а уже подходят сроки сдачи работ… Надо сказать, у нынешних конкурсов очень плохая организация, и не в последнюю очередь потому, что проводит их Главкиевархитектура, хотя раньше это была «парафия» Союза архитекторов. Кстати, профессионалы очень болезненно воспринимают противостояние между Главархитектурой и Союзом архитекторов. А вот когда я был главным архитектором, все серьезные работы мы выставляли в Союзе архитекторов, и, бывало, к нам поступали очень ценные предложения. Сейчас такой практики нет, а жаль…

— Некоторые Ваши коллеги утверждают, что кроме всего прочего столичным архитекторам очень мешает их разобщенность. Вы согласны с этим?

— Есть такое. Это сказывается влияние новых социально-экономических условий. С одной стороны, хорошо, что у нас появилась частная собственность. Но с другой — большие деньги как «дамоклов меч» довлеют над архитекторами. И если настоящий профессионал не хочет портить центр города высотными зданиями, то заказчик просто передает этот проект другому, а тот его реализовывает…

Но я убежден: из данной ситуации есть выход. Архитекторы должны действовать сообща, тогда многих ошибок можно будет избежать.

— Вы принимаете участие в деятельности профессиональных объединений?

— Я уже давно являюсь членом президентского совета в Союзе архитекторов, вхожу в состав Градостроительного совета и комитета по присуждению Государственных премий.

«ВСЕГДА ПРИЯТНО СОЗДАВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ…»

— Вы работаете в столице много лет. Сегодня Вам легче проектировать или наоборот, труднее?

— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Раньше приходилось проектировать «как положено», то есть в строгом соответствии с планами и нормативами. В прошлом было засилье индустрии, в отдельных местах «хрущевками» мы просто испортили город. Сейчас у архитекторов появилась реальная возможность излагать свое видение архитектуры. А еще лет двадцать назад, если мы хотели создать крупный общественный объект, нужно было согласовывать его с Москвой… Так что мне все-таки больше по душе сегодняшнее время. Конечно, нынче у архитекторов тоже хватает проблем (о некоторых я уже говорил). Однако при умелом подходе можно получить хороший результат, даже если на тебя давит заказчик…

— Давайте вернемся к Вашему творчеству. Какие проекты лично Вам особенно нравится проектировать?

— В свое время я с удовольствием занимался общественными зданиями — школами, детскими садами, торговыми центрами. Даже докторскую диссертацию защитил на тему: «Архитектура общественных зданий». Но теперь с не меньшим удовольствием проектирую жилье.

— А как бы Вы охарактеризовали свой творческий стиль?

— В своем творчестве я руководствуюсь следующими принципами. В области архитектуры – преемственность, в конструкциях – новаторство, в функции – правдивость. И, наконец, чтоб внешне красиво было…

— А какое свое «детище» Вы могли бы назвать любимым?

— Честно говоря, вы застали меня врасплох… Мне все мои работы нравятся. К примеру, Дом торговли на Львовской площади – по сути, первый в Украине торгово-офисный центр. Четверть века я проектировал различные общественные здания, создал самый крупный во всем Советском Союзе «школьный городок» на 4 тысячи учащихся… Но среди моих удачных творений есть и небольшие проекты. Так, мне очень нравится созданный недавно коттедж в Белгородке. Между прочим, этот проект быстро распространился по Киеву и окрестностям, многие люди повторяют его… А всего я спроектировал около 250 объектов, 80 из них реализованы.

— Вы сказали, что каждое здание должно отражать свою эпоху. А что из построенного в Киеве за последние годы будет, на Ваш взгляд, олицетворять время, в которое мы живем?

— Хорошо выполненный объект сам «расскажет» о том времени, в которое он создавался. Но «вписывать» новое здание в старую застройку нужно тактично, не ущемляя соседние дома.

— Как человек, который учит будущих архитекторов, что можете сказать о творческом потенциале нынешней молодежи?

— Любой преподаватель стремится к тому, чтобы его ученики были хорошими специалистами. Но, к сожалению, не всегда это удается. Я считаю так: если уж решил стать архитектором, хорошенько подумай, сможешь ли ты реализовать себя в данной профессии. А то к нам часто приходят молодые люди, не готовые к творческой работе.

Талантливым ребятам я стараюсь передать все свои знания, часть самого себя. И, право, обидно бывает, что вынужден тратить время еще и на таких горе-студентов, которые прогуливают занятия, а потом приносят проекты, выполненные другими людьми…

— У Вас есть ученики, кроме сыновей?

— В нашей творческой мастерской набираются опыта много перспективных ребят: Канишевский, Базырин, Коробчук, Святогоров, Ушаков… Пока эти парни никому не известны, но, я уверен, о них еще заговорят. Как уже заговорили о моем недавнем выпускнике Саше Свистунове, который сейчас работает в мастерской Сергея Бабушкина. От его радикальных предложений порой становилось не по себе. Это он предложил соорудить на крыше бывшей гостиницы «Театральная» огромный стеклянный шар. На мой взгляд, идея очень интересная. И мне приятно, что воспитал такую неординарную личность.

Из досье «СТОличной недвижимости»: Ежов Валентин Иванович родился в 1927 году. Творческую деятельность начал в 1949-м – восстанавливал разрушенный Севастополь. Работал в Киевском НИИ экспериментального проектирования, затем возглавлял НИИ теории и истории архитектуры. С 1981 по 1987 г. – главный архитектор Киева. В настоящее время руководит кафедрой основ архитектуры и архитектурного проектирования Киевского университета строительства и архитектуры (бывший КИСИ). Имеет персональную творческую мастерскую. Профессор, доктор архитектуры. Народный архитектор Украины. Лауреат Государственной премии в области архитектуры.

Теги