Зарегистрироваться /

Сергей Бабушкин: "Не могу сидеть сложа руки..."

Бабушкин — личность на редкость деятельная и неоднозначная. Это, безусловно, отражается на том, что он делает. До сих пор не утихают споры относительно причин его ухода с должности главного архитектора. А один из последних проектов его мастерской (новая версия площади перед НСК «Олимпийский») несказанно удивил даже видавших всякое членов градостроительного совета: очень уж эпатажно и необычно для Киева… Впрочем, нападки недоброжелателей не выбили Сергея Вячеславовича из седла. У него по-прежнему много планов, о которых он рассказал корреспонденту «СТОличной недвижимости».

«САМ ОТВЕЧАЮ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ…»

— Не могу не спросить, куда же уходят бывшие главные архитекторы?

— Уже месяца полтора я просто работаю, занимаюсь творчеством, и мне это нравится. Мы живем в безумно интересное время, Киев строится, подрастает много талантливой молодежи, поэтому сидеть сложа руки не приходится… Я счастлив, что мне вместе с моими коллегами удалось «вдохнуть» в Киев новую жизнь. И появились люди, которые поверили в будущее столицы, начали вкладывать деньги в строительство. Каждое утро, просыпаясь (я живу на пятом этаже), вижу строительные краны, а ведь они появились не сегодня, и даже не вчера. Значит, город «оживает». У нас фактически сформировалось новое поколение архитекторов. Например, в нашей мастерской планируем создать пять независимых в творческом плане коллективов… Между прочим, люди, которые утверждают, дескать, у Бабушкина куча своих мастерских, просто не понимают, о чем говорят. На самом деле у нас работают талантливые архитекторы, которые готовят своих учеников и, естественно, отвечают за них. Разве это плохо? Тем более, что работы хватает всем. Мы вот занимаемся и проектированием зданий, и оформлением интерьеров. Считаю это правильным. Уже давно говорил, – хватит нам сдавать в эксплуатацию железобетонные «коробки» – будущее за квартирами «под ключ». Это, в первую очередь, людям удобно. Да и в плане безопасности большой «плюс»: у новоселов будет уверенность, что какой-то ненормальный не снесет несущую стену.

— Какие чувства вы испытывали, покидая Главархитектуру?

— Думаю, похожие чувства испытывает каждый, кто уходит, или «кого уходят» с ответственного поста. Поначалу, конечно, обидно. Потому что понимаешь, как много ты еще не успел сделать, а ведь уже многому научился. Думается, вот бы сейчас начать по-настоящему работать... Ведь не существует школы, где учат быть министром или главным архитектором, а опыт приходит только после набитых шишек, переживаний и бессонных ночей. Некоторые считают, что покидать руководящую должность стыдно. А мне, например, нечего стыдиться, я сделал для города все, что было в моих силах. К тому же не мне одному пришлось уйти с должности, как говорится, в расцвете сил. Поэтому я уже не переживаю. Все, что ни делается – к лучшему. Пускай в Главархитектуру придет новый человек, который внесет что-то свое в облик города. Зато меня теперь никто не сможет упрекнуть в том, что Бабушкин сам себе «согласовывает» проекты. Хотя, по большому счету, главный архитектор не должен зависеть ни от кого, кроме своей совести. И никто не сможет убедить меня в обратном.

— А вы помните, как пришли в дом номер 32 на Крещатике?

— Когда я пришел работать в Главархитектуру, еще никто не понимал, как жить дальше. Одна система к тому времени уже была сломана, а другая еще только создавалась. У нас было две старые печатные машинки и пачка бумаги… Сегодня назвать архитекторов бедными нельзя. Я имею в виду не оплату их труда, а силу творческого потенциала. От характера, энергии и ума профессионалов очень многое зависит. Более того, все, что мы сегодня строим, дает нам полное право решать, какие именно проекты нужно реализовывать. Конечно, бывают и бредовые предложения, которые воплощать в жизнь просто нельзя. Но к этому нужно относиться спокойно, ведь заказчики не станут выбрасывать деньги на ветер. Им нет смысла строить плохие дома, которые не пользуются спросом.

— Если вновь представится возможность вернуться в знакомый кабинет, воспользуетесь шансом?

— Второй раз не приглашают, такого практически не бывает. И если вдуматься, то Василий Федорович (Присяжнюк — Л. Т.) — отважный человек, потому что как чиновник со стажем он знал, на что шел. Это со стороны может казаться — вот стану я главным архитектором и создам нечто грандиозное. Ничего подобного, должность эта приносит лишь большую ответственность и безумную моральную нагрузку. Правда, давление растет с годами, а сначала кажется «небо в алмазах». И начинаешь думать, что тебя поставили для того, чтобы исправить ошибки твоего предшественника… В свое время я работал с Ежовым, Жариковым и к каждому из них, сколько бы творческих споров у нас ни возникало, отношусь с уважением. Чтобы иметь моральное право осуждать кого-то, нужно с этим человеком работать, жить в одно время и стоять «спина к спине». Вот и Присяжнюк не говорит о том, что при мне все строилось не так. Во всяком случае, я такого не слышал.

— Что можете сказать о первых шагах нового главного архитектора?

— Воздержусь от комментариев. Зачем мне сегодня обсуждать Присяжнюка? Он, по сути, только начал входить в курс дела…

— Вы умудрялись совмещать работу чиновника с творчеством. Нынешний главный архитектор считает, что он должен быть прежде всего администратором. Насколько, по-вашему, оправданна такая позиция?

— Я тоже считаю, что сейчас Киеву нужен главный архитектор, который являлся бы прежде всего администратором. И в своей работе он должен руководствоваться исключительно законами, прочими нормативными актами, на основании которых ставит свою подпись на различных бумагах. Да, я работал иначе. Но тогда и время было другое. Никто не знал, что и как строить, у нас только начали появляться заказчики-бизнесмены, рассматривавшие строительство как способ выгодно вложить деньги. Меня всегда обвиняли в том, что я единолично принимал решения, но, простите, отвечал я за эти решения тоже один…

«ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО СДЕЛАНО В ГОРОДЕ…»

— В свое время вас упрекали за отсутствие комплексного подхода к застройке столицы. Говорили, что при Бабушкине процветало «точечное» строительство... По словам нынешнего главного архитектора, много драгоценного времени потеряно, поскольку не разрабатывалась детальная планировка города…

— Плана детальной планировки столицы в традиционном его понимании теперь быть не может. При всем уважении к нынешнему главному архитектору, давайте не будем забывать, что теперь не советские времена. Это раньше был один заказчик – государство, и одна «касса» - бюджет. Давайте проанализируем, для чего создавались ПДП? Чтобы в условиях плановой экономики просчитать, сколько детских, садов, школи магазинов необходимо построить в новых районах, таких, например, как Троещина или Харьковский, когда там еще не было никакой инфраструктуры. Но сегодня мы работаем в совершенно других условиях. Зачем же говорить, что много времени потеряно? Посмотрите, сколько в городе построено за последние семь лет. Люди, которые сейчас приезжают в Киев, поражаются тому, как динамично мы развиваемся... Относительно «точечного» строительства хочу сказать следующее. Собственно говоря, «точечно» у нас строились только самые первые новые «высотки». И то лишь потому, что еще семь лет назад никто не верил, что в Киеве вообще что-то будет строиться. Но вскоре вокруг «высоток» стали появляться реконструированные дома, новые школы, магазины и т.д. Если, к примеру, то Царское село, которое проектировал Янош Виг, на первых порах представляло собой лишь 11 домов новой планировки, то спустя годы мы увидели, что земля в этом районе подорожала, и здесь можно построить в два раза больше жилья. А заодно создать всю необходимую инфраструктуру… Кстати, я очень благодарен историкам за то, что они заставили нас писать исторические справки о старых домах. Таким образом мы узнали истинную цену некоторым «памятникам архитектуры». Конечно, у нас есть ряд выдающихся объектов, но их не так уж много. Давайте говорить откровенно: разве могли массово возводиться выдающиеся сооружения в городе, который по большей части был то столицей губернии, то союзной республики? Разумеется, нет! Поэтому Киев застраивали типовыми проектами, которые приходили к нам из Петербурга или Москвы... Сегодня все нужно делать по-другому. Отсталость нашей столицы в архитектурном плане дает нам возможность использовать передовые технологии и опыт зарубежных зодчих. Мы смело можем адаптировать их идеи к нашим условиям. Пора, наконец, понять, что мы Киев не портим, мы его создаем.

— В Главархитектуре вы работали семь лет. Что из сделанного за это время считаете своей заслугой?

— Своей личной заслугой я не считаю ничего. Я горжусь градостроительными советами, которые проводил. Считаю, пока равных им не было. Как творческий человек, я горжусь площадью Независимости и тем, что там сделано. Никому, кроме нас, не удалось принять конкретное решение, подготовить чертежи, построить и получить конкретный результат. Заметьте, сегодня молодежь не кричит, что хочет там что-то переделать. А те, кто хочет, в свое время почему-то не использовали возможность что-то конкретное там создать. С 1994 года, когда объявлялись конкурсы на лучший проект реконструкции главной площади страны, в разнообразных предложениях недостатка не было, а где результат? Посмотрите, все эти старые проекты сохранились… Не хочу никого обидеть, но, поскольку меня за площадь Независимости критиковали больше других, скажу откровенно: каждый архитектор пытался создать памятник себе, а вот градостроительные задачи никто и не пытался решать, никто не предлагал инженерных и транспортных решений. Лишь в последнем из конкурсов приняли участие мы с Александром Комаровским. И то, что нам удалось сделать, я считаю большим достижением. Мы не проектировали «от потолка». Мы ездили по миру и многое видели, поэтому отлично представляли, что надо делать. Сейчас я могу утверждать, что такой главной площади страны, как у нас, нет нигде. Причем она всегда заполнена людьми, а если б им не нравилось то, что мы построили, площадь была бы пуста…

«ПРИШЛО ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ…»

— Среди бывших чиновников нынче модно писать книги. Последний пример — бывший заместитель мэра столицы Иван Салий, недавно выдавший на-гора очередной опус. Вы не хотите попробовать?

— Ну, Салий всю жизнь пишет, а вот у меня, к сожалению, по русскому языку всегда был «кол», поэтому писателя из меня не получится. Хотя рассказать, конечно, есть о чем. К примеру, о реконструкции той же площади Независимости. Если хотите знать, во время строительства был драматичный момент, когда мы с Комаровским готовы были все бросить, настолько нас достала та критика, которую мы слышали со всех сторон… Комаровского, к сожалению, уже нет с нами, поэтому я один знаю, как все это происходило...

— А преподавательской деятельностью заняться не собираетесь?

— Меня уже официально приняли на работу в Университет строительства и архитектуры, и я с удовольствием буду работать с третьекурсниками, руководить дипломными работами. Причем, как вы сами понимаете, я иду туда работать не за деньги, а за идею. Хочется помочь ребятам быстрее стать на ноги, набраться опыта. А если кто захочет попробовать себя в настоящем деле, он сможет поработать у меня в мастерской, пообщаться с опытными профессионалами. Я верю, что это поможет сохранить нашу профессию…

— Уже началась перестройка Европейской площади. Примете ли вы участие в конкурсе на лучший проект реконструкции?

— Мы полным ходом работаем над этим проектом, и я могу гарантировать, что получится здорово…

— А какими еще проектами вы сейчас занимаетесь?

— Продолжается работа над проектом, который я начинал вместе с Александром Комаровским — это офисный центр на улице Мечникова. Трудимся над «вечным объектом» — общественным центром «Олимпийский». Проектируем здания на Подоле, Днепровской набережной, возле Окружной дороги, на Левом берегу… В общем, программа у нас достаточно обширная. И заказчики идут к нам не потому, что тут работает Бабушкин, бывший главный архитектор, а потому, что у нас по-настоящему мощный коллектив. Сегодня время «одиночек» прошло. В Киеве строятся крупнейшие объекты, и небольшой коллектив их просто «не потянет». Хотя, с другой стороны, по моему мнению, нам сегодня не нужны и огромные проектные институты. Их место должны занять творческие организации, в которых работают, я не побоюсь этого слова, великие архитекторы, инженеры и конструкторы, которые известны далеко за пределами страны.

— Часто вы сейчас бываете на заседаниях градостроительного совета?

— Так получилось, что я болел и поэтому не принимал в них участия. Хотя уже скоро я собираюсь представить там свои новые работы.

Какой вам видится роль этого органа в нынешних условиях?

— Я считаю, что к мнению градостроительного совета в первую очередь должен прислушиваться заказчик. Только вслушайтесь в это слово – «совет», сразу навевает мысли о чем-то добром и полезном. Естественно, о каком-то сведении личных счетов и речи быть не может. К сожалению, порой заседания градостроительного совета у нас превращаются в издевательство над проектами. Причем, обратите внимание, под огонь огульной критики нередко попадают авторы самых интересных работ... Вы пошлите туда на согласование молодого независимого архитектора. Да у него там навсегда отобьют охоту творчески мыслить! Такого быть не должно. Ибо никто не имеет морального права сказать человеку, который год трудился над проектом, вынашивал его, что вся эта работа никуда не годится. Тот, кто хочет критиковать, пусть возьмет лист бумаги и нарисует лучше. Я, например, готов сегодня соревноваться с любым. Здесь как в боксе: если соперник достойный, не стыдно и проиграть…

Из досье «СТОличной недвижимости»: Бабушкин Сергей Вячеславович родился в 1947 году. В 1971-м окончил Московский архитектурный институт (Уральский филиал) и был направлен на работу в Латвию. Свою деятельность в Киеве начал в 1984 году на должности заместителя начальника инженерного управления «Киевпроекта». Руководитель первого в столице частного проектного бюро «Пионер». С 1996 по 2003 гг. – главный архитектор Киева. Заслуженный архитектор Украины. Профессор международной академии архитектуры.

Теги