Николай Мовчан: «С экологией в Киеве есть проблемы…»
Как в столице заботятся об окружающей среде
На каждого киевлянина в год приходится свыше ста килограммов копоти, тяжелых металлов и прочей гадости, которые вырабатывают транспорт и предприятия города. Внушительная цифра, не правда ли? И, признаться, как-то не по себе становится от такой невеселой статистики. А что же власти столицы? Как они борются за чистоту воздуха, воды и всего остального, что входит в понятие окружающей среды? Об этом корреспонденту «СТОличной недвижимости» рассказал начальник Главного государственного управления экологии и охраны природных ресурсов г. Киева Николай Мовчан.
«ЗАНИМАЕМСЯ СЕРЬЕЗНЫМИ ВЕЩАМИ…»
— Думаю, не ошибусь, предположив, что большинство киевлян имеют довольно смутное представление о вашей деятельности. Не могли бы Вы вкратце обрисовать те задачи, которые стоят сейчас перед управлением?
— Наше управление создано еще в советские времена как одно из подразделений Комитета по охране окружающей природной среды. Потом мы пережили несколько реорганизаций и переименований. Однако, несмотря на смену вывесок, наши задачи и функции не изменились. Это прежде всего координация и контроль за использованием, а также охрана природных ресурсов столицы. Если конкретнее, то речь идет об охране и контроле за состоянием атмосферного воздуха; решении проблемы хранения и утилизации отходов; охране биоресурсов – зеленых насаждений, парков, заповедных территорий; проведении экологических экспертиз и т. д.
— И как же вы контролируете состояние воздуха в столице?
— Наши специалисты контролируют находящиеся в Киеве стационарные и передвижные источники загрязнения. Думаю, здесь будет уместна небольшое пояснение. К стационарным источникам загрязнения атмосферы относят различные котельные, заводы, фабрики. А передвижные источники – это не только автомобили, как вы уже, наверное, догадались, но и предприятия по их обслуживанию – СТО, АЗС и т. д. Мы регулярно проводим проверки стационарных источников загрязнения атмосферы, проверяем соответствие выбросов установленным нормам. Ведь в соответствии с законодательством предприятия могут выбрасывать в атмосферу лишь определенные виды вредных веществ. Если же выяснится, что тот или иной завод грубо нарушает установленные правила, мы можем закрыть такое производство.
— Насколько актуальна сейчас для Киева проблема переработки отходов?
— Если отходы просто лежат на земле и надлежащим образом не изолированы, то они наносят огромный вред окружающей среде. У нас есть специальный отдел, который занимается паспортизацией отходов, установлением лимитов на их размещение, определением норм выбросов для различных предприятий. Данные нормы зависят в первую очередь от того, как отходы хранятся и утилизируются. К примеру, сегодня в Киеве остро стоит проблема отходов, выработанных гальваническими цехами заводов имени Артема и «Большевик». Сейчас эти вещества хранятся в закрытых помещениях и не приносят вреда, но открытым остается вопрос их утилизации… Я убежден, что к решению проблем хранения и переработки бытовых отходов следует активнее привлекать жителей столицы. Если мы будем закупать у населения вторсырье, то люди будут сознательно сортировать отходы у себя дома. Уже разработаны проекты по строительству в Киеве сортировочных линий, чтобы отдельно перерабатывать отходы бумаги, стекла, метала и текстиля. Если эти планы удастся реализовать, то у нас останется лишь 5-7% отходов, которые не подлежат переработке, их-то и будут отвозить на городские свалки. Сегодня же мы вынуждены везти туда 87% отходов. Остальное сжигается на заводе «Энергия». Правда, в последние несколько лет мы наконец-то начали перерабатывать какую-то часть бытового мусора. К примеру, на той же «Энергии» стали вырабатывать тепло, а ведь еще пару лет назад завод просто «грел небо». Весьма успешно мы решаем проблему утилизации отходов органического происхождения – опавших листьев, скошенной травы и т. д. Все это перерабатывается на компост. А вообще наше отношение к сортировке отходов надо быстрее менять. Если в течение нынешнего года не приступим к активным действиям в масштабе всего города, то вскоре утонем в море мусора.
— Известны ли Вам случаи, когда отходы или вредные вещества ввозились в столицу?
— В конце прошлого года специалисты нашего управления выявили множество случаев ввоза в Киев разных токсичных и самовозгорающихся веществ. Мы провели детальный анализ этой информации, и потребовали у таможенников, чтобы они обязательно сообщали нам о таких фактах.
— А что больше всего мешает работе вашего управления?
— У нас мизерный штат сотрудников – всего 97 человек. А вот, например, в Минске, который намного меньше Киева, 260 штатных инспекторов и 200 сотрудников экологической милиции. При этом мы приносим большие деньги в бюджет за счет штрафов, исков, платных услуг и т. д. Кроме того, иногда нас отвлекают жалобы людей насчет, скажем, качества питьевой воды, хотя это не относится к нашей компетенции… Также нам трудно работать из-за того, что у нас есть прекрасные законы «Об охране окружающей природной среды», «Об атмосферном воздухе» и ряд других, но, к сожалению, нет механизма их реализации…
— В Киевсовете есть специальная комиссия по вопросам охраны окружающей среды. Вы с ней сотрудничаете?
— И очень тесно. Совместными усилиями мы разработали комплексную программу охраны окружающей среды Киева до 2006 года. Сейчас она проходит обсуждение в Киевсовете.
— А как вы оцениваете ситуацию вокруг Голосеевского парка? Вы согласны с тем, что город лучше справится с его содержанием, чем государство?
— Проект создания национального Голосеевского парка на территории в 5, 5 тыс. га разработали специалисты нашего управления. Ведь Голосеевский парк – это не только зона отдыха. Там есть и уникальные растения, занесенные в Красную книгу. Однако на его содержание необходимы деньги. Причем, если это будет парк общенационального значения, то содержаться он должен за счет государственного бюджета. Однако идея создания регионального парка тоже неплохая. Можно только приветствовать инициативу столичных властей, изъявивших желание взять Голосеево под свою опеку. Посмотрим, как это будет воплощаться в жизнь.
«К ПРИРОДЕ НУЖЕН ОСОБЫЙ ПОДХОД…»
— Николай Михайлович, что можете сказать об экологии Киева в целом?
— Общая ситуация довольно стабильна, но все же она не настолько благоприятная, как хотелось бы. Так, сейчас обострилась проблема загрязнения атмосферного воздуха в часы пик. Особенно это ощущается в безветренную погоду. С каждым годом в столице на 5% увеличивается количество автомобилей. Сегодня в Киеве насчитывается порядка 750-800 тыс. машин. Поэтому необходимо строить новые автомагистрали и мосты, линии городского электротранспорта. Нужно переводить автомобили на газообразное топливо. Уже разработана программа развития экологически безопасных видов транспорта, однако на ее реализацию нужны немалые деньги, которых в бюджете, к сожалению, нет. Поэтому, очевидно, следует начинать с мер по стимулированию тех владельцев автотранспорта, которые перевели свои машины на газообразное топливо.
— Киев имеет славу одного из самых зеленых городов Европы. Как нынче обстоит дело с зелеными насаждениями?
— В этом году город выделил немалые деньги на озеленение. Но за последние 60 лет в Киеве не проводилось ни одной масштабной реконструкции зеленых насаждений. А возраст дерева в центре города сокращается на 10-15 лет. Так, если его средний биологический возраст 80 лет, то в Киеве оно проживет лишь 60, а то и 30-40 лет. Деревья стареют, поэтому их нужно менять. Сегодня есть соответствующая программа посадки деревьев со зрелой корневой системой, согласно которой высаживаются высокорослые, достаточно зрелые деревья. Им уже не надо пять лет для адаптации на новом месте, они сразу начинают расти. Нужен сейчас столице и перспективный план озеленения. Дело в том, что на Правом берегу одни грунтово-климатические условия, а на Левом – совершенно другие. К примеру, дубы не будут расти на Левом берегу, поскольку там грунтовые воды подходят близко к поверхности грунта, зато прекрасно будут себя чувствовать на Печерске. Почему мы не высаживаем деревья, которые издавна росли в Киеве? Чем плохи те же липы или буки… И зачем нам канадские тополя, которые не приспособлены к нашему климату и постоянно болеют? Их приходится менять уже через 15-20 лет, а ведь на это уходят колоссальные деньги…
— Специалисты говорят о том, что в Киеве с каждым годом становится все меньше городской фауны. Так ли это?
— Той же белочке нужно создать определенные условия для жизни. Сегодня в парках мы не можем себе позволить держать дуплистые деревья. Ветер, дети гуляют, дерево, не дай Бог, упадет... Если мы делаем скворечники, то нужно делать и домики для белок. Ведь раньше их было множество. Или возьмем птиц. На зиму много их остается в городе, а кто их подкармливает? Птиц нужно привлекать к себе, вместо этого мы уничтожали в парках рябину и бузину, а это их основная еда… Опять же, какие у нас будут птицы, если мы салютуем через день? Тут люди еле выдерживают, а вы хотите, чтобы птицы не улетали…
— А как бы Вы оценили природоохранную политику, которую проводят городские власти?
— Все-таки в бюджет должны поступать деньги не за загрязнение окружающей среды, как у нас платят заводы и фабрики, а за нагрузку на природные ресурсы. В Киеве идет массовое строительство жилья. Но вот парки возле новостроек почему-то никто не разбивает. Так нельзя, потому что природа требует бережного к себе отношения. Если мы сегодня поскупимся потратить копейку, на то, чтобы посадить дерево, то завтра нужно будет потратить тысячи...
— Каково сейчас качество воды в Днепре?
— Вода стала значительно чище. Мы смогли убедить руководителей многих городских предприятий построить очистные сооружения. Но сегодня, я думаю, есть смысл говорить не о загрязнении, а об охране и бережном отношении к воде. Иначе будем иметь серьезные проблемы с питьевой водой. Если сегодня не решить проблему сохранения природных водоемов, то вскоре нам придется столкнуться с изменением кислотности воды, и вся грязь, которая находится в иле, перейдет непосредственно в воду. Наш отдел охраны водных ресурсов контролирует состояние 430 водных объектов Киева. Все водоемы нашего города поверхностного питания, то есть все, что есть на улицах, вместе с талым снегом весной попадает в воду. Однако мы не имеем достаточно систем очистки поверхностного водостока.
— Вот-вот начнется строительство двух новых мостов через Днепр, разрабатываются планы реконструкции Труханова острова и застройки берегов реки. Как это отразится на экологии города?
— Конечно, любое строительство так или иначе отражается на экологии. Хотя новые мосты, безусловно, позволят улучшить экологическую ситуацию – меньше будет «пробок», улучшится состояние атмосферного воздуха. Некоторые участки днепровских склонов тоже нужно застраивать, ведь они просто созданы для этого. Разумеется, речь не идет о массовой застройке, но развлекательные комплексы в тех местах, которые освободила сама природа, строить нужно.
— А проводилась экологическая экспертиза вышеназванных проектов?
— В Киеве без экологической экспертизы вообще ничего нельзя строить. Когда мы выявляем факты несанкционированного строительства, то просто приостанавливаем его или передаем дело в прокуратуру. Экспертизу должен проходить и проект землеотвода. Если строится жилой дом, мы стараемся учитывать все, даже розу ветров.
— Бытует мнение, что на верхних этажах престижных «высоток» в центре города воздух значительно чище, чем на нижних. Это правда?
— Действительно, в центре воздух на первых этажах более загрязнен, так как выхлопы машин рассеиваются лишь на высоте 30 метров от земли.
«ШТРАФЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СИМВОЛИЧЕСКИМИ…»
— Сейчас киевские власти активно взялись за вынос промышленности из центра города. Это ваша инициатива?
— Конечно. Мы последовательно этого добиваемся. 20 лет назад Киев был другим, тогда многие промышленные зоны располагались на окраинах. Но сегодня они окружены жилыми кварталами, поэтому предприятия нужно выносить. Однозначно…
— Помнится, пару лет назад было много разговоров вокруг завода «Радикал». Какая там сейчас обстановка?
— «Радикал» уже не загрязняет окружающую среду. Почти 115 тонн ртути мы вывезли за пределы Киева. Сегодня перед нами стоит проблема очистки грунта и водоносных горизонтов.
— Есть ли сейчас в столице другие предприятия, которые представляют собой реальную угрозу для экологии города?
— На территории завода «Радон» в Пирогово хранятся в старых емкостях отработанные радиоактивные вещества. Сегодня мы еще контролируем там ситуацию, но эту проблему нужно срочно решать. Еще одно такое опасное предприятие — завод «Запад» (это район Святошино). Данное предприятие производит бериллий – жидкий металл, который используется в военной промышленности. Отходы бериллия когда-то вывозили в Россию, но теперь россияне отказываются их принимать. Городские власти уже выделили около миллиона гривен для создания временного пункта хранения бериллия. Поэтому, надеюсь, вскоре и эта проблема будет решена.
— А вообще, какие районы города наиболее неблагоприятны в плане экологии?
— Самый загрязненный воздух на Печерске. Водные объекты наиболее загрязнены в Голосеевском районе.
— Уже не один год ведутся разговоры о необходимости внедрения современных систем очистки воды на киевских водозаборах. А реально что-то делается?
— У нас стоит хорошая очистная система на Днепровской водозаборной станции. После очистки вода по всем параметрам не уступает артезианской. Однако нужно менять водопроводную систему, поскольку старые трубы загрязняют воду.
— Какие нарушения норм экологического законодательства сегодня наиболее распространены в столице?
— На первом месте — загрязнение мусором водоемов, а на втором — уничтожение зеленых насаждений.
— А какие меры воздействия сотрудники вашего управления применяют к нарушителям, и насколько они действенны?
— В прошлом году мы закрыли практически все предприятия на Корчеватом: асфальто-
бетонный, шиферный, цементный и керамзитный заводы, которые не имели очистных сооружений, несмотря на то, что расположены на берегу Днепра. Как правило, мы закрываем предприятия на несколько месяцев, за это время они должны заказать проект очистных сооружений, подать его на экологическую экспертизу. А вот штрафы выписываем разные, в зависимости от масштабов загрязнения окружающей среды. Но я убежден, что эту систему нужно менять. Что толку, если кто-то срубит дерево, которое стоит 3000 грн., и заплатит штраф 300 грн.? Нужно, чтобы нарушитель полностью возмещал причиненный им ущерб. Тогда вряд ли найдется много
желающих губить природу.
— Интересно, куда идут суммы штрафов?
— 30% этих средств поступает в госбюджет, еще 70% — в местный. Они направляются на финансирование мероприятий по охране окружающей среды.
— Сколько денег вы собираете в год?
— Около 10 миллионов гривен. А вот на содержание нашего управления из бюджета выделяется лишь один миллион…
Из досье «СТОличной недвижимости»: Мовчан Николай Михайлович родился в 1953 году. В 1978 г. окончил факультет агрохимии и почвоведения Украинской сельскохозяйственной академии. Работал агрохимиком, главным агрономом, заместителем председателя колхоза, главным инженером Киевской станции защиты растений. Занимал должности начальника треста озеленения Радянского района столицы, заместителя главного государственного инспектора по карантину растений Украины. С 1993 г. — заместитель главного инспектора Украины по охране окружающей среды государственной экологической инспекции. В декабре 2000 г. назначен начальником Главного государственного управления экологии и природных ресурсов г. Киева.
- 1940 просмотров