Скоро будет год, как вступил в силу новый Земельный кодекс. Как говорится, пора подводить первые итоги. Бесспорно, данный закон, наконец-то официально признал землю товаром и значительно расширил круг потенциальных ее владельцев. Вообще-то, и раньше юридически оформить договор купли-продажи земельного участка не было проблемой. Для этого в Украине имелась соответствующая законодательная база. Однако на практике по ряду причин мало кто на эту процедуру решался. Ибо нормальному развитию земельного рынка мешали явные нестыковки между различными законодательными актами, регламентирующими приватизацию земли. К примеру, Земельный кодекс Украины от 13 марта 1992 года не предусматривал такого субъекта права собственности на землю, как юридическое лицо. В то же время Указ президента «О продаже земельных участков несельскохозяйственного назначения» от 19 января 1999 года разрешал предпринимателям покупать землю при условии, что на ней находится приватизированная недвижимость.
Новый основополагающий «земельный» документ устранил все имеющиеся противоречия в земельном законодательстве. Земельный кодекс Украины образца 2001 года признает землю, в том числе и сельскохозяйственного назначения, товаром, который может быть предметом сделок купли-продажи, обмена, залога и т. д. Разрешено также иметь в частной собственности отдельные участки леса и водоемы (их площадь не должна превышать соответственно 5 и 3 га). Вместе с тем, в частную собственность не могут быть переданы транспортные пути и коммуникации, земли обороны, атомной энергетики и космического назначения и территории общего пользования в населенных пунктах.
Как утверждают специалисты Украинского общества оценщиков, многие нынешние землепользователи, особенно в крупных городах, очень заинтересованы в приватизации арендуемых участков, так как в последние годы местные власти довольно часто повышали плату за аренду земли. Поэтому, скажем, столичная земля может подорожать в несколько раз.
Новый кодекс устанавливает, что иностранные юридические и физические лица не могут владеть землей сельскохозяйственного назначения, но вправе покупать земельные участки в пределах населенных пунктов в случае приобретения недвижимости и для строительства объектов, связанных с предпринимательской деятельностью, а за пределами городов и сел — в случае приобретения недвижимого имущества. В то же время государство осуществляет контроль за использованием частных земель и может лишать владельца права собственности в случае серьезных нарушений. Например, если участок используется «не по назначению». Кроме того, законопроект предусматривает «принудительное изъятие земельного участка для общественных нужд». Подобная процедура будет осуществляться лишь на основе «предварительной и полной оплаты стоимости земли». Однако как будет определяться стоимость земли, до сих пор не известно. И это настораживает. Потому что в наших условиях «общественные нужды» нередко возникают как раз тогда, когда участок начинает расти в цене...
Все наиболее спорные моменты нового кодекса, по большому счету, связаны с его «переходными положениями», которые фактически блокируют создание полноценного земельного рынка до тех пор, пока не будут приняты Законы Украины «О денежной оценке земли», «О земельном кадастре», «О землеустройстве», «О размежевании прав государственной и коммунальной собственности на землю» и «Об охране земель».
- 324 просмотра