Зарегистрироваться /

Янош Виг: «Нельзя ограничить композитора тремя нотами, а зодчего — количеством этажей...»

 Известный архитектор о проблемах столичного градостроения

Что же представляет собой новая столичная архитектура — зримое воплощение вложенных инвестиций в квадратные метры или все-таки застывшую музыку? Ярый сторонник современной застройки центра Киева Янош Виг имеет на сей счет собственное мнение…

«Больше свободы — выше ответственность…»

— Янош Яношевич, Вы многое успели сделать в советский период, успешно работаете и сейчас. Как Вам это удается?

— Я всегда делал свое дело на совесть. И мои заказчики это знают…

— Раньше у архитекторов были трудности, связанные с жесткими нормативами в строительстве и требованиями партийного руководства. С какими проблемами Вы сталкиваетесь теперь?

— Тогда был одни проблемы. Сейчас — совершенно иные. Тогда социальные проблемы слишком сильно воздействовали на проектирование. Государственные и партийные структуры были слишком влиятельными в борьбе за архитектуру социализма, и как только дело доходило до стройки, то директивы «сверху» необходимо было выполнять четко. Потому что контролировали нас сильно.

Сейчас время иных проблем — связанных с предоставленной архитекторам свободой. Ведь свобода ко многому обязывает. На самом деле это тяжелая ноша. И предел этой свободы — то состояние, когда не затрагиваешь свободы другого: коллеги, партнера, заказчика…

Возможностей для самовыражения у архитекторов теперь неизмеримо больше, и, естественно, расширяется круг внутренних творческих проблем. Необходимо постоянно работать над собой, расти в профессиональном плане. Современный зодчий обязан оценивать результаты своей деятельности высшей меркой.

Время требует свежей, интеллектуальной и высокотехнологичной архитектуры.

К сожалению, как раз с технологиями у нас пока не все в порядке. При социализме возведение здания из монолитного бетона, например, вызывало страшные бои «за чистоту архитектуры». Поэтому «монолитом» практически никто не занимался. Сейчас наоборот, стремятся все делать из монолита. Строители научились «делать монолит» потрясающе быстро, качественно и угнаться за ними достаточно трудно.

Но все остальное, что касается технического оснащения зданий, наружной отделки, применения новых материалов — сильно отстает.

Вот, к примеру, делать как следует кирпичную кладку многие сегодня не умеют. То есть, осваивая современные технологии, важные традиционные навыки забываем. Это очень серьезная проблема. Я сталкиваюсь с этим на строительстве своих жилых комплексов. Каркас сделали очень быстро, а с кладкой и отделкой возникают трудности.

— Так, может, привлечь иностранных рабочих, как это было при строительстве отеля «Интер-Континенталь»?

— Это не выход. Да, иностранные рабочие часто не то, чтобы более квалифицированы, но они ответственны и воспитаны на новых технологиях, могут предвидеть, какие элементы здания должны быть выполнены, как говорится, на высшем уровне. У нас же пока все по-другому, традиционные проблемы наших строителей — безалаберность, необязательность… Однако использование украинских рабочих только на «черновых» работах не оправдано. Потому что необходимо учить своих людей. И, надо сказать, у некоторых строительных компаний это получается. Например, когда мы делали дом номер 13 на Старонаводницкой, то мастера «Познякижилстроя» кладку выполнили отлично.

Нам нужен высокий средний уровень квалификации наших строителей. Его пока нет. Потому я очень осторожно отношусь к применению новых материалов. Ведь даже самый лучший материал без навыков его квалифицированного применения в конечном итоге только добавляет хлопот…

— Как бы Вы сами назвали свой творческий стиль?

— Современная архитектура поликультурна и разнообразна. Поэтому нет смысла ограничиваться рамками какого-то одного стиля. Мне нравится работать в разных направлениях. Но, скажем, на Печерске я попытался переосмыслить по-своему стиль украинского барокко…

— Будете ли Вы продолжать «барочную» тему?

— Да, я намерен развивать ее. Сейчас как раз начинается строительство дома номер 15 на Старонаводницкой, в котором, я надеюсь, будет продолжена эта тема. Это вторая очередь застройки данной территории. Те дома, которые там возвели в 80-х годах, уже морально устарели. И хотелось бы, чтоб новые здания нести в себе черты профессиональной раскрепощенности, что как нельзя лучше соответствует духу украинского барокко. Вспомните, ведь и постройки родоначальника этого стиля Ковнира очень разные по пластике. Потому что они выполнены разными мастерами под руководством Ковнира. Я позволил себе на двенадцатом доме именно так «поговорить» с архитектурой. Но все в конечном итоге будет зависеть от качественной работы строителей, а также инвестиционных возможностей заказчика.

— Говорят, что нынешний заказчик — прагматик до мозга костей, которого интересует прежде всего прибыль. Чего, по-вашему, больше в современных проектах, которые реализуются в столице, — функциональности или искусства?

— Да, заказчик — прагматик, который ценит каждый квадратный метр земли, полезной площади здания. Но я воспринимаю это абсолютно нормально, поскольку таковы объективные условия моей работы. Однако за период проектирования и строительства пытаюсь доказать, что «не хлебом единым...», что архитектура — искусство строить красиво, что эстетически совершенное здание — престиж фирмы на века. Конечно, хотелось бы в каждом проекте как можно больше искусства. И очень приятно, когда это понимает заказчик. Профессионализм инвестора как раз в том и состоит, что он способен объединить рациональное и то, что в принципе не поддается холодному расчету, превратив этот своеобразный «сплав» в настоящее искусство. Что бы там ни говорили, а в современных проектах больше искусства, чем раньше — в 60-90-е годы. Я счастлив слышать слова заказчика: «Хочу построить самый красивый дом в Киеве» Мне повезло — у меня есть такой заказчик.

— И кто же он, если не секрет?

— Нвер Мхитарян, возглавляющий корпорацию «Познякижилстрой». Вместе мы построили тот самый дом №13 на Печерске, где использованы концептуальные мотивы пластики украинского барокко в современном их прочтении. Данное здание я считаю большой удачей — не только своей, но и моих коллег-архитекторов, строителей, заказчика. В конечном итоге — это успех и района, и города...

— Вы занимаетесь сейчас проектированием офисов? Велика ли еще потребность Киева в подобных зданиях?

— Рядом с двенадцатым домом на Старонаводницкой, о котором мы уже говорили, выполнено несколько офисных блоков. Приличные офисы получились у нас на ул. Стрелецкой, 26, ул. О.Гончара, 13, ул. Жилянской, 73-79. Это для нашей мастерской всегда актуальная тема. Потребность в офисах в Киеве не удовлетворена и будет еще долго сохраняться. Я имею в виду настоящие деловые центры, а не комнатки в полуподвалах, бывших коммуналках или научно-исследовательских институтах. Сейчас многие фирмы стремятся переехать из приспособленных под офисы зданий в специально оборудованные современные офисы.

«Киеву нужны ансамбли…»

— Что можете сказать о новом Генеральном плане развития столицы? Все ли позиции этого документа разделяете?

— Город будет развиваться вширь, и это неизбежно. Мне близки многие позиции Генплана, но многое вызывает во мне внутренний протест. Прежде всего, я не согласен с тем, что в центре Киева уже не осталось места под застройку. Я убежден, что если б мы занялись «оздоровлением» кварталов центральной части города, то нашли бы массу возможностей для строительства. Потому что множество внутренних кварталов центра не осмыслены архитектурно, застроены хаотично и по сути являются трущобами. Это колоссальный резерв новых площадок. Достаточно пройтись по внутренним кварталам начала улицы Горького, Владимирской, Гончара, да того же Крещатика, чтобы воочию убедиться в этом. И не стоит называть сие памятниками архитектуры, это неправда. Не согласен я и с тем, что все современное и высокоэтажное несовместимо с центральной частью города. Как нельзя ограничить композитора тремя нотами, так нельзя ограничивать в этажности здания в центре. Другое дело, что к решению этих вопросов необходимо подходить разумно, осторожно в каждом отдельном случае. Высотные дома должны быть логично обоснованы и уместны.

— Что значит «уместны»?

— Эти дома должны соответствовать конкретному месту и тому пространственному окружению, в котором они находятся. Кроме того, хотел бы отметить, что, к сожалению, в центральной части города совершенно проигнорирована проблема ансамблевости застройки площадей. Сделали Майдан Независимости, хорошо. Но теперь нужно думать, чтобы привести в порядок площадь Победы, Львовскую площадь, долгие годы находящуюся в «замороженном» состоянии. Проблема Михайловской площади постройкой одного Михайловского Златоверхого собора не решается. Совершенно, например, не осмыслено здание бывших Присутственных мест. Что там расположено сегодня? Милиция, суд, пожарная часть. А ведь с точки зрения градостроительства это место должно быть использовано иначе. Логичнее всего было бы использовать его как музей, хранилище сокровищ Украинского государства. Это странное соседство — между двумя архитектурными «жемчужинами» Украины — Софией Киевской и Михайловским собором милиция и пожарные. Мне бывает просто неудобно, когда иностранцы задают мне вопрос: «А что здесь расположено? Что это за решетки?» Почему бы не привести в порядок это место?

— Есть ли в Киеве примеры удачных ансамблевых решений? Не обязательно в центре, в других районах?

— Мне очень нравятся оболонские проекты. Нынешняя Оболонь очень серьезно отличается от той, какой она была еще лет десять назад. На мой взгляд, это очень удачный пример сотрудничества проектировщиков, инвесторов, руководства района, строительных организаций.

«Не надо бояться «высоток»…»

— Почему в среде киевских архитекторов в течение последних лет происходят постоянные склоки и скандалы по поводу застройки города? Это профессиональный менталитет или дело в чем-то другом?

— Поводом ко всем нынешним архитектурным баталиям служит, как правило, разговор о вертикалях. Я убежден, что человечество, воздвигая высотные здания, реализует таким образом свое генетическое стремление к космосу. Нам кажется, что Софийская колокольня как акцентный элемент имела всегда такую высоту. Но профессионалы знают, что она надстраивалась несколько раз. И это при двух-трехэтажном Киеве. Неужели каждый раз, когда она надстраивалась, разрушался облик города? Лаврская колокольня строилась уже после Софии. И она выше. Ну и что? Было бы лучше без Лаврской колокольни? Давайте представим, что двух этих мощных вертикалей в двухэтажном Киеве нет. Это было бы грустное зрелище. И проблема заключается не в высотности. Есть пятиэтажные очень плохие здания и есть очень высокие и красивые здания. Нет такой закономерности — каждое низкое здание хорошее, а каждое высокое — плохое. Потому огульно утверждать, что в центре не должно быть «высоток», просто нелепо. Высотные здания — это как одна из нот звукоряда. Можно, конечно, возразить, что Вена, Париж, Будапешт пошли по пути среднеэтажной застройки центральной части города. Но они пошли по этому пути уже очень давно. А мы так же давно уже начали строить вертикали. Ту же Софию, Лавру. Так что можно это считать нашей национальной традицией. Нужно научиться строить красивые высотные здания и научиться их ставить правильно, учитывая рельеф Киева и градостроительную ситуацию.

— Точно так же считает и Главный архитектор столицы…

— Мне кажется, что в действиях нынешнего Главного архитектора сейчас больше положительного, чем отрицательного. Он человек действия и профессионал высокого уровня. Другое дело, что отсутствие крупных инвестиций и какая-то нездоровая атмосфера, которая вокруг него искусственно создается, не дают ему возможности осуществить многие хорошие начинания. Но я уверен, что если бы была такая возможность, он со своей командой оправдал бы доверие… Вот сейчас идут очередные споры вокруг застройки Стадионной площади. Да нет же Стадионной площади, есть базар! А там можно было бы построить великолепный ансамбль. Но наш же брат-архитектор «заговаривает» это дело. Так же, как это происходило с Бессарабкой, Крещатиком. Ведь еще в 80-х годах были предложения по санации и реконструкции кварталов на Крещатике 40-52. Но дело «заболтали» проблемами сохранения старины и так далее. А тем временем, пришел капитал, пришла приватизация большинства территорий внутри квартала. И сейчас комплексная реконструкция там практически невозможна. Так от нашего бездействия выросла большая проблема, решить которую будет очень сложно. Мы должны, наконец, научиться подходить к вопросу развития города не с позиций его консервирования, а с позиций архитектурной целесообразности и эффективного использования инвестиций.

— Лично Вам все нравится из того, что сделано в последнее время? Назовите, пожалуйста, свои самые большие творческие удачи последних лет.

— Конечно, не все спроектированное и построенное мне нравится.Но я думаю, что имею право на ошибку после тридцати лет практики. Главное, что я не сидел сложа руки, а действовал…

Удачей своей считаю (правда, пока теоретически, поскольку объект еще не закончен) гостиницу «София-Интерконтиненталь». Из проектов жилых домов — дома номер 12 и 13 на Старонаводницкой...

— Интересно было бы узнать о судьбе еще одного Вашего крупного проекта. Я имею в виду «Лыбедь-Плазу»…

— Со всей ответственностью заявляю, что торгово-развлекательный центр «Лыбедь-Плаза» — как говорится, живой объект. Просто инвестор делает заключительные прикидки, выверяет свои действия. Оно и понятно, ведь речь идет об очень больших капиталовложениях, которые должны принести пользу городу. Это разумный — капиталистический подход к делу. Очень надеюсь на успех этого очень перспективного проекта.

— А как Вы оцениваете то, что сейчас делается на Бессарабке?

— Бессарабка для меня — «табу». Закрытая тема. Я потратил более десяти лет на отстаивание собственного видения этого «заколдованного» участка. Но мой проект так и не удалось осуществить… Бывают поражения, славе которых завидуют победители. Я думаю, это именно тот случай, хотя побежденным себя не считаю — проиграли все. А коллегам, которые в настоящее время там работают, желаю всяческих успехов...

Из досье «Столичной недвижимости»:

Родился 21 января 1947 года. После окончания в 1970 году Киевского государственного художественного института работал в «Киевпроекте». В 1990 году одним из первых организовал свою частную архитектурную мастерскую. Заслуженный архитектор Украины, лауреат Государственной премии, академик архитектуры.

Теги