Зарегистрироваться /

Валерий ЧЕРЕП: «До строительного бума нам еще далеко…»

О задачах, которые сегодня решает Государственный комитет Украины по строительству и архитектуре, — из первых уст

 

По заявлениям руководства Госстроя, его принципиальная позиция состоит в том, что комитет должен активнее влиять на процессы в сфере строительства и содействовать развитию стройкомплекса страны. За комментариями корреспондент «СТОличной недвижимости» обратилась к председателю Госстроя Валерию Черепу.

«Жилищный кодекс стал заложником политиков...»

— Валерий Иванович, Ваш комитет уже год работает как автономная структура. Как бы Вы оценили его работу за это время?

— Действительно, Госстрой начал работу в новом качестве с мая прошлого года, после того, как вышел указ Президента о реорганизации Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики. И, как показало время, это решение главы государства было продуманным и конструктивным. За год мы немало сделали, хотя, конечно, еще больше нам предстоит сделать... На сегодняшний день наш комитет как центральный орган исполнительной власти выступает основным распорядителем бюджетных средств, которые выделяются государством на строительство. Не менее важным направлением деятельности Госстроя является координация работы крупнейших строительных организаций, таких как «Укрбуд», «Украгропромбуд», «Метробуд» и другие. Постепенно усиливается влияние комитета на происходящие в стране процессы в сфере строительства. Сегодня это необходимо для того, чтоб здесь был порядок. Законы должны быть для всех одни.

— Как идет доработка проекта нового Жилищного кодекса, который создавался при вашем непосредственном участии?

— Дело в том, что сейчас этим занимается комитет жилищно-коммунального хозяйства. Хотя, разумеется, на данном этапе с ним тесно сотрудничают представители Госстроя, принимавшие участие в подготовке проекта Жилищного кодекса. Однако, по большому счету, этот важнейший документ с полным правом можно назвать итогом напряженной работы многих государственных органов, общественных объединений и граждан. Достаточно сказать, что разработчики нового Жилищного кодекса получили около трех тысяч предложений.

— Какие же вопросы, которые нашли отражение в этом документе, по Вашему мнению, являются ключевыми?

— Прежде всего, в корне изменен подход к государственному регулированию жилищной сферы. Это сделано с учетом нынешних реалий, поскольку сейчас жилищный фонд у нас в основном является частной собственностью. Кроме того, теперь жилье строится главным образом за средства населения, а не за счет государства, как раньше. А тарифы на коммунальные услуги нынче максимально приближены к себестоимости данных услуг. В этой ситуации главная задача государства — обеспечить конституционное право каждого гражданина Украины на жилище путем установления минимальных социальных стандартов, важными составляющими которых являются новые методики расчетов норм жилплощади, схемы жилищных субсидий и т. п. Таким образом, основная направленность проекта Жилищного кодекса — гарантирование социальной защиты населения.

— Как Вы оцениваете перспективы принятия Жилищного кодекса?

— Здесь все зависит от Верховного Совета, который тормозит этот процесс. Ведь проект Жилищного кодекса неоднократно рассматривали уже два состава парламента. И, по моему глубокому убеждению, после пяти лет обсуждений и доработок этот документ можно считать почти идеальным. Но, тем не менее, его не принимают. И делают это не потому, что он плохой, просто вокруг Жилищного кодекса постоянно ведутся сомнительные политические игры. Так, коммунистическая фракция, я уверен, никогда не поддержит этот законопроект лишь потому, что в нем закреплен принцип частной собственности на жилье. А некоторые «прогрессивные» фракции не хотят голосовать за новый кодекс, исходя из своих тактических соображений. А в результате такой нужный документ фактически «повис в воздухе», превратившись в своеобразный «парламентский долгострой». Если так и дальше пойдет, то перспективы его принятия весьма туманны...

«Все новое «обкатываем» в столице...»

— Какие основные тенденции сейчас доминируют в отечественном жилищном строительстве?

— Прежде всего, постоянно увеличиваются объемы жилищного строительства. И безусловным лидером здесь является столица, где второй год подряд строится миллион квадратных метров жилья, что является очень хорошим результатом. В целом по Украине также наблюдается позитивная динамика. Этому способствовали и новые нормативные акты, которые дают сегодня возможность инвесторам и строителям нормально работать... Но все же, как говорится, в бочке меда не без ложки дегтя: есть регионы, где строительство вообще не ведется или практически не развивается...

Еще одна важная особенность современного жилищного строительства в Украине — повышение качественных характеристик возводимого жилья. Отрадно, что строительные организации по всей стране совершенствуют свои дома. Надеюсь, безликие типовые «коробки» навсегда ушли в прошлое. Потому что будущее за так называемым улучшенным жильем — с современными планировками, просторными комнатами, паркингами и развитой инфраструктурой...

— Уже стала притчей во языцех нынешняя система получения разрешений и согласований на строительство. Когда же застройщики смогут вздохнуть с облегчением?

— Согласен, порядок выдачи разрешительной документации на строительство слишком сложен, что отпугивает многих потенциальных инвесторов. Данная проблема была темой обсуждения на последнем заседании научно-технического совета Госстроя. Все понимают, что существующую систему надо менять. Прежде всего это касается процедур землеотвода и предоставления коммунальными службами технических условий на подключение к инженерным сетям. Как считают эксперты, лучшим выходом из положения было бы создание единой службы, которая готовила бы все необходимые для проектирования и строительства документы. Однако чтобы изменить нынешний порядок, нужно внести соответствующие коррективы в законы и другие нормативные акты, а здесь не все зависит от нас...

— Довольно острой проблемой для проектировщиков и строителей является отсутствие новых строительных норм и правил (СНиПов). В частности, это касается многоэтажной застройки и строительства подземных паркингов. Как решается данная проблема?

— Действительно, существующая сейчас нормативная база не позволяет строить дома выше 25 этажей. Потому каждый проект строительства «высоток», не вписывающихся в заданные параметры, а также подземных паркингов тщательно изучается и утверждается Госстроем. Недавно на коллегии Госстроя мы рассматривали вопрос о новых СНиПах. И скоро они у нас будут, их уже разрабатывают наши специалисты. Потому что без многоэтажной застройки нам никак не обойтись. Так думаю я, и меня полностью поддерживают все члены коллегии. Уже сейчас в Киеве ведется строительство нескольких экспериментальных «небоскребов» на Троещине, также планируется возвести дома повышенной этажности в других районах столицы. Несколько подобных объектов вырастет и в некоторых регионах Украины. А вообще должен заметить, что проблема строительства «небоскребов», на мой взгляд, является надуманной. Потому что главным камнем преткновения здесь являются второстепенные технические вопросы, касающиеся, например, особенностей эксплуатации лифтов, норм пожарной безопасности. Но ведь, согласитесь, мы не можем градостроительную политику страны подгонять под размеры пожарных лестниц! Это пожарники обязаны идти в ногу со временем. Тем более, что дома повышенной этажности уже давно возводят во всем мире, в той же Москве появилось немало зданий в 40-45 этажей...

— В последнее время складывается впечатление, что столица выступает испытательным полигоном для «обкатки» новых строительных технологий, схем инвестирования проектов...

— Так оно и есть на самом деле. Мы изучаем, обобщаем столичный опыт, чтобы использовать все ценные наработки в регионах. А обновленные киевский Центральный железнодорожный вокзал, Майдан Незалежности, Бессарабский квартал являются наглядным подтверждением того, что у столичных строителей есть чему поучиться...

— Ваш комитет взял под свою опеку Софию Киевскую. Когда этот многострадальный памятник архитектуры, наконец, приведут в порядок?

— Сейчас на территории Софии Киевской проводятся работы по ремонту основных построек и замене инженерных коммуникаций. Необходимые для этого средства выделяются из госбюджета, а также столичными властями. Кроме того, мы рассчитываем на поддержку спонсоров...

— А когда начнется давно ожидаемая реконструкция Мариинского дворца?

— Поскольку Мариинский дворец — не только памятник архитектуры, но и, можно сказать, государственный символ, играющий важную роль в политической жизни страны, его реконструкция — дело непростое. И хотя начать этот процесс планировалось еще в 2000 году, по сути, только сейчас специалисты приступили к детальной проработке проекта. В нем должны быть учтены все нюансы, включая необходимые подготовительные работы, исследования конструктивных элементов и т. п. Ведь реконструкцию нужно провести на высшем уровне...

«Ипотеке нет альтернативы...»

— Уже который год у нас ведутся дискуссии насчет реконструкции «хрущевок»… Не пора ли переходить от слов к делу?

— Давно пора, так как проволочки только усугубляют эту проблему. Жилые дома первых массовых серий стремительно ветшают, между тем на сегодняшний день только в Киеве насчитывается около полутора тысяч «хрущевок», условия проживания в которых далеки от нормальных. Потому очень важно, чтобы государственная программа реконструкции и модернизации таких домов осуществлялась не только на бумаге. К сожалению, приходится констатировать, что реализуется она неудовлетворительно...

— А что мешает?

— У государства нету денег. Скажем, в нынешнем году на капитальное строительство предусмотрено выделить только 3% бюджетных средств. Это мизер. А частному инвестору пока невыгодно заниматься «хрущевками».

— И как же быть?

— Надо развивать механизмы долгосрочного ипотечного кредитования. Мы сейчас как раз над этим работаем.

— Каковы, по Вашему мнению, перспективы развития этого вида кредитования в Украине?

— Во всем мире строят за счет банковских кредитов. Но проблема в том, что ни один из украинских банков сейчас не даст кредит хотя бы под 10 процентов годовых, обязательно запросит не менее 20 процентов. Даже несмотря на то, что инфляции у нас практически нет, а ставка Национального банка раньше была 12%, а сейчас и вовсе 7%... Потому, чтобы ипотечные схемы реально заработали, необходимо создать централизованную систему кредитования. Это должна быть специализированная государственная структура, к примеру, при Национальном банке или при Министерстве финансов. А вот когда появится конкуренция, тогда интерес к ипотечному кредитованию начнут проявлять и коммерческие банки. Именно так произошло в Польше, Латвии, Эстонии... По моим расчетам, сегодня нужно всего 30-40 миллионов гривен, чтобы запустить ипотечный механизм (в Польше, например, под это дело в бюджете было заложено $1,5 млрд.). И через два-три года можно ожидать первых серьезных результатов.

— А что Вы можете сказать о программах жилищного кредитования («молодежный кредит», «50х50»), которые сегодня осуществляются в столице?

— Огромная популярность этих программ — лучшее доказательство их востребованности. И на данном этапе, когда у нас лишь создается нормативная база, необходимая для внедрения эффективных схем долгосрочного жилищного кредитования в масштабах всей страны, такие программы, которые осуществляются в Киеве, очень нужны. Ведь они, по сути, являются прообразами ипотечной системы.

Из досье «СТОличной недвижимости»:

Череп Валерий Иванович родился в 1940 году. В 1957 г. окончил Запорожский строительный техникум, в 1969 г. — Криворожский горнорудный институт. По специальности инженер-строитель. Заслуженный строитель Украины. Государственный комитет Украины по строительству и архитектуре возглавляет с мая 2002 г.

Теги