Судя по всему, еще в этом месяце Верховная Рада рассмотрит во втором чтении проект Закона «Об ипотеке». Данный закон нужен для регламентации взаимоотношений заемщика и кредитора в тех случаях, когда в качестве залога выступают объекты недвижимости. Документ предусматривает все нюансы ипотечных взаимоотношений, начиная с заключения договора и заканчивая реализацией заложенного имущества в случае невозвращения кредита. В частности, в соответствии с законопроектом земельные участки могут быть проданы на публичных торгах, если залогодатель нарушит условия ипотеки. Данное обстоятельство и послужило одним из основных препятствий для принятия предыдущего проекта Закона «Об ипотеке». В парламенте оказалось достаточно депутатов, которые полагали, что законопроект фактически вводит механизм скрытой приватизации земли путем ипотечного кредитования, а потому не приняли во внимание даже то, что в документе четко записано: «физические и юридические лица, которые имеют в собственности земельные участки,… не имеют права до 1 января 2005 года заключать ипотечные договора, предметом которых являются принадлежащие им земельные участки и земельные доли-паи». Напомним, что в октябре 2001 года Верховная Рада приняла Земельный кодекс, разрешающий продажу земли с 2005 года, что дает право собственникам земельных паев передавать их по наследству и запрещает иностранцам владеть землями сельскохозяйственного назначения. Как показывает мировая практика, кредиты под залог земли составляют 95% от инвестиционного ресурса фермеров. И соответственно только 5% — это средства от продажи земельных участков. По статистике сейчас в частной собственности находится больше половины украинских земель, подлежащих приватизации, в том числе 70% сельскохозяйственных угодий. В последний вариант законопроекта разработчиками были внесены коррективы: действие ипотеки не будет распространяться на сельхозугодия и земли, находящиеся в коммунальной собственности.
Как считают многие специалисты, принятие Закона «Об ипотеке» должно осуществляться одновременно с разработкой действенных механизмов по его реализации. Ведь их отсутствие может свести на нет все самые прогрессивные начинания. Достаточно вспомнить действующий с 1992 года Закон «О залоге» или Указ Президента «Об ипотеке» (так и не заработавший с 1999 года), где законное существование ипотеки только провозглашалось, но реального воплощения в жизнь не получило. А без соответствующих гарантий ни один здравомыслящий кредитор денег под залог недвижимого имущества (в первую очередь земли) не даст. Ведь в случае невозвращения кредита банк, обремененный земельным «довеском» к своей собственной недвижимости и лишенный денежных средств, только ухудшает показатели ликвидности. Банкам-кредиторам будет непросто заниматься реализацией имущества, в том числе земли, поскольку надо знать специфику торговли таким товаром. В то же время, согласно действующему Земельному кодексу, если в течение продолжительного времени земельный участок используется не по назначению, право собственности на него прекращается.
Принятия Закона «Об ипотеке» с нетерпением ждут не только участники рынка недвижимости. Пример многих экономически развитых стран показывает, что эффективно работающий механизм ипотек и способствует созданию в стране качественно новых финансово-кредитных отношений и установлению экономической стабильности за счет функционирования высокоразвитого рынка ценных и закладных бумаг.
- 321 просмотр