Зарегистрироваться /

Александр ЗЛОТНИК: «Обязательно построю дом…»

Пожалуй, более плодовитого и разностороннего композитора, чем Злотник, в Украине сейчас не сыскать. Трудно даже перечислить названия его многочисленных произведений — симфоний, опер, песен… А помогает Александру творить, по его собственному признанию, совершенно особая атмосфера, которая уже много лет царит у него дома…

«Здесь раньше жил митрополит…»

— Знаю, в этой квартире Вы живёте не так давно…

— В конце 80-х мы снимали маленькую квартирку на Стрелецкой. И, надо сказать, нам очень там нравилось, несмотря на тесноту. А потом мне как очереднику дали жилье на Троещине. Но, благодаря вмешательству Иосифа Кобзона, который похлопотал за меня перед горисполкомовским и совминовским начальством (тогда на таком уровне решались подобные вопросы), мы получили квартиру на Воровского.

Когда переезжали, думали, что больше никогда на Стрелецкую не вернемся. Признаться, было очень жаль, несмотря на то, что жили втроём в однокомнатной квартире, да ещё с собакой. Но хотя мое фортепиано стояло на кухне, изумительный вид из окон на Софийский собор с лихвой компенсировал все неудобства. Мне там хорошо работалось. Я за два с половиной месяца написал оперу «Слепой» по мотивам поэмы Тараса Шевченко…

— Теперь Вы снова здесь…

— Так получилось, что в 1998 году мы купили большую квартиру в доме на улице Стрелецкой. Таким вот образом сбылась мечта моей жены Ольги, которая ужасно хотела сюда возвратиться... И сейчас из окон кабинета я снова любуюсь Софийским собором.

— Вашему дому немало лет…

— Его ещё строили монахи в конце позапрошлого века. Когда-то здесь жил Куприн, а в нашей квартире — митрополит. Можно сказать, дом с хорошими традициями…

— Понятно, почему Вас сюда тянуло…

— Жена очень хотела! Как только узнала, что продаётся эта квартира, сразу сказала: «Только сюда». Тут чувствуется очень сильная энергетика. Тихая улица, кругом тишина и покой… Между прочим, во время Отечественной войны в радиусе 500 метров вокруг Софии не упала ни одна бомба, всё сохранилось. Это о многом говорит...

— И не побоялись вкладывать деньги в старое жилье?

— Да наш дом еще ого-го! В 1983 году его капитально отремонтировали. А жильцов выселили. После ремонта почти никто из них не возвратился обратно. А новые жильцы были в основном из КГБ и МВД. Или ну очень благонадежными людьми вроде Бориса Олийныка, которому всегда власти доверяли.

Мы эту квартиру купили у одного полковника из спецслужб…

— Здесь свободно дышится?

— Высокие потолки — четыре метра.

— Какие у Вас просторные комнаты... Наверное, места всем хватает…

— Комнат у нас четыре. Однако, как говорится, аппетит приходит во время еды… Если раньше успешно обходились одной комнатой, то сейчас, когда появилась дочка Софийка, чувствую, дополнительные площади не помешали бы…

— Погодите-ка, ходят слухи, что у Александра Злотника недавно родилась дочь от молодой жены…

— Да, у меня действительно молодая жена, с которой мы отметили 28 января… двадцатилетие супружеской жизни. Сыну девятнадцать лет, а дочке почти полтора годика. С нами ещё живёт собака Лиза — довольно пожилая «дама», ей уже десять лет.

Честно говоря, мне иногда смешно становится, когда меня спрашивают: «Раз маленький ребенок, значит, новая жена?»

«Жена, — отвечаю, — та же. Молодая Ольга Андреевна…»

— За собакой кто ухаживает?

— Все понемножку. Вот раньше у нас был бассет Рошфор — то был мой пёс. Теперь далматинец. Мы все ее любим, особенно дочка. Где бы ни была Софийка, всегда рядом самый близкий друг — Лиза. Меня может дома не быть, мамы или няни, а собака постоянно с ней.

— При переезде много «отсеяли» мебели?

— Жена сказала, что она в новую квартиру намерена взять только мужа, сына, собаку и рояль. А я забрал только мягкий уголок. К себе в офис.

«Нет прораба лучше, чем жена…»

— Как я погляжу, Вы у себя все переделали…

— Да, почти все поменяли. У нас работал очень талантливый архитектор Андрей Коструба, который тонко прочувствовал наши желания и «уловил» стиль, который нам нравится.

— И какой же это стиль?

— Неоклассицизм — своеобразное сочетание художественных тенденций европейской культуры XIX — начала XX века, развивавших традиции античности, классицизма и барокко. Квартира выдержана именно в этом стиле.

— Вы много ездили за границу. Позаимствовали себе что-то из западных интерьеров?

— Кое-что, конечно, переняли. Но, понимаете, человеческая фантазия и желания границ не имеют, а вот материальные блага и финансы — имеют. Потому в жизни руководствуюсь мудрым правилом: богатый человек не тот, кто много тратит, а тот, которому хватает того, что он зарабатывает.

— Стенки в квартире ломали?

—А как же! Вот, соединили холл с кухней. Сделали второй туалет. С большим трудом уговорили соседей через стенку разрешить нам подключиться к их стояку. Те сначала были категорически против и согласились лишь тогда, когда мы им поменяли сантехнику.

— Кто руководил ремонтом квартиры?

— Вы знаете, если б не моя жена, я бы в жизни не начинал такого грандиозного ремонта. Она взвалила на себя всю эту нелегкую ношу. Можно сказать, жила ремонтом, практически выполняла обязанности прораба: спорила с архитектором, разбиралась со строителями, контролировала качество работ. Ну, а я финансировал данное меро-приятие...

— А кто выбирал и покупал стройматериалы?

— Естественно, жена. Но она всегда со мной советовалась…

— В магазинах приобретали или на базаре?

— Везде. Слава Богу, сейчас есть выбор. Можно купить все, чего душа пожелает. Не сравнить с тем, что было еще лет десять назад, когда не хватало ни приличных стройматериалов,. ни квалифицированных строителей. К счастью, времена меняются…

— А что Вас интересовало в первую очередь — цена или качество товара?

— В принципе, когда выбираешь дешевый вариант, всегда рискуешь. Потому что постоянно что-то будет ломаться, портиться… А когда сделано всё добротно, качественно, то ты понимаешь, что, например, та же плитка пролежит не четыре-пять лет, а сорок-пятьдесят. Согласитесь, это имеет значение…

— Но «дорого» не всегда значит «хорошо»…

— При желании можно найти некую «золотую середину» — достаточно качественный товар по нормальной цене.

«Моя музыка соседям по душе…»

— Многих мужчин в Вашем возрасте рождение ребёнка окрыляет. Софийка вдохновляет к творческой работе?

—Я очень счастлив, что у меня родилась дочь! Полагаю, на сегодняшний день это наилучшее моё произведение в нашей новой квартире.

Что же касается вдохновения… Я — профессионал, и когда есть заказ, я сажусь и работаю. Другое дело, что я не имею права опускаться ниже определенной планки, то есть должен делать хороший или очень хороший продукт. Работать плохо не имею права.

— Вы трудитесь в основном дома или в офисе?

— Пишу, как правило, дома — в своём кабинете. Там у меня стоит любимый рояль от Музфонда Украины.

— Подарили?

— Нет, взял в аренду. Многие композиторы так делают, потому что купить стоящий инструмент не так-то просто. Если в советские времена приличный рояль стоил две с половиной тысячи рублей, то сейчас такой же инструмент «потянет» тысяч на пятнадцать долларов. А фирменный большой инструмент, к примеру, «Стенвей» или «Гамбург» стоит очень больших денег — свыше 150 тысяч «зеленых».

— Когда музицируете, соседи не стучат по трубе?

— Когда мне выписывали ордер на квартиру в доме на Воровского, разрешили выбрать любую, какую захочу. Я специально выбрал на последнем этаже, хотя дом был без лифта. Чтобы меньше мешать соседям.

Тем не менее, меня постоянно мучило чувство вины перед соседями снизу. Потому что частенько приходилось засиживаться с друзьями допоздна, а ещё как артисты приедут, садятся за инструмент, начинают играть… И я как-то взял бутылку, зашёл к соседу и говорю, мол, хочу покаяться. А он в ответ: «Саша, о чём ты говоришь. Нам с женой нравится, лежа в постели, слушать, как ты играешь. Мы же первые твои ценители!» Вот как бывает…

— А здесь тоже так?

— Должен сказать, люди ко мне относятся с пониманием. Сейчас, к примеру, работаю над балетом, и моим соседям сверху эта музыка, видимо, нравится, так как при встрече они всегда меня хвалят: «Саша, красиво играешь». Однако по ночам теперь стараюсь не играть.

— Где Ваш любимый уголок в доме?

— Люблю отдыхать в холле с семьей, когда по телевизору что-то интересное показывают. Но больше всего мне нравится сидеть за роялем. Если б у меня была такая возможность, только там бы и сидел. А так отвлекает масса всяких дел.

— И как Вы везде успеваете?

— Приходится. Если знаю, что могу помочь людям, то почему ж не сделать доброе дело? Бывает, даже в ущерб себе. Но все равно приятно… Ведь это самое большое счастье — отдавать что-то людям. Тогда к тебе вдвойне возвратится.

— У вас есть собственный дом или дачный участок?

— О, это очень больной вопрос. Мне всегда хотелось иметь свой домик. У меня и участок есть на берегу Днепра, рядом с Виталием Белоножко. Правда, у Виталия уже и дом стоит, и участок в порядке. У меня же вот уже третий год стоит фундамент. Но я намерен довести начатое дело до конца! Я же обязан в жизни дом построить. А то деревья, понимаешь, посадил, детей вырастил. Почти…

— Вы сейчас говорите словами из известной притчи о том, что должен сделать настоящий мужчина…

— Кстати, ее новая версия: вырастить живот, построить жену и посадить печень.

Ну а если серьезно, то думаю в этом году начать делать коробку. Главное, что уже есть хороший проект дачи. Именно такой, как хотелось. Его разработал архитектор Олег Слепцов, лауреат Шевченковской премии, доктор наук, профессор. К тому же человек еще пишет и исполняет свои песни.

— Чем вызвана задержка со строительством?

— Денег не хватает. Ведь все зависит от финансов: будут деньги — будет строительство…

— Вы легко расстаетесь с деньгами?

— Да. А чего их жалеть? Ведь если у человека только одно желание — иметь побольше денег, и на этом построена вся его жизнь, то мне искренне жаль этого человека. Он становится рабом «золотого тельца».

— А удается Вам хоть иногда находить время для отдыха?

— Я большой любитель рыбалки. Иногда так хочется все бросить и просто посидеть где-нибудь на берегу речки. Но я понимаю, что у меня семья, которую я должен обеспечивать. Вокруг меня люди, которые от меня зависят в той или иной степени. Поэтому я должен работать, должен выживать, как и все в нашей стране.

— Но ведь некоторые умудряются не просто выживать, а хорошо жить…

— Что ни говори, а народ наш талантливый, я в этом убедился, когда у меня в квартире шел ремонт. Это раньше, когда я ездил на Запад, всегда удивлялся, почему они там делают все красиво и аккуратно, а у нас «тяп-ляп»? Ведь когда смотришь на плитку где-нибудь в старом доме, которой уже сто лет или больше, а она лежит ровненько, как на параде, то невольно задаешься вопросом: как это вдруг наши люди разучились хорошо работать?

Теперь вижу, что мы не хуже европейцев и американцев можем тот же паркет укладывать и плитку ложить... Потому хотелось бы, чтоб в Украине жили по-человечески не только те, кто умеет ловить рыбку в мутной воде, но и настоящие мастера своего дела, зарабатывающие на кусок хлеба собственным трудом.

— Обычно творческие люди очень суеверны. У Вас есть свой талисман?

— Люблю окружать себя хорошими вещами. Все, что со мной и возле меня, должно быть хорошим. Никаких особых талисманов у меня нет, однако в приметы верю...

— А что это за икона у Вас?

— Николай Чудотворец. Эта икона освящена в Иерусалиме. Мне ее вручили вместе с орденом Николая Чудотворца, девиз которого — «За приумножение добра на земле». Думаю, она мне помогает.

— Вот на стене фото, где Вы с Аллой Пугачёвой. Где снялись?

— У нас в Киеве, года два назад, когда она приезжала сюда с концертом. Во дворце «Украина» я вручал ей орден Николая Чудотворца.

— Вас не раз приглашали работать в Москву. Почему не поехали?

— Действительно, Роберт Рождественский и Илья Резник звали в Белокаменную. Но я остался дома. Хотя, в принципе, творческому человеку полезно работать в разных местах, чтобы получать новые впечатления, расширять свой кругозор. Но все же для каждого человека главным источником вдохновения является его родина, откуда черпается сила, вера и, конечно, любовь…

Теги